издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Классика уходит на каникулы

Классика
уходит на каникулы

Марина
ТОКАРСКАЯ, художественный
руководитель филармонии, кандидат
искусствоведения.

Совсем
недавно симфонический оркестр
Иркутской филармонии завершил свой
42-й концертный сезон, но отдыхать
музыканты еще не собираются. В чем
дело? Оказывается, "закрытие
сезона" — понятие весьма
условное. Оно означает, что
закончился лишь сезон вечерних
концертов с серьезными программами
академической музыки и с
приглашенными солистами. И
начались так называемые
"летние" концерты для детей с
исполнением популярных
произведений.

Что удалось
сыграть в сезоне, есть ли чувство
удовлетворения? У публики это
чувство появлялось неоднократно.
Многое запомнилось, да и имена
"прозвучавших" авторов и их
творений говорят сами за себя:
Вторая и Шестая симфонии Малера,
"Петрушка" Стравинского — все
это считается сложнейшими
партитурами. Не забыты ни венские
классики (Моцарт, Бетховен), ни
романтики (Франк, Сен-Санс), ни
русские мастера (Бородин,
Чайковский), ни великие наши
соотечественники — представители
ХХ века (Шостакович, Прокофьев).

Любители
музыкальной экзотики тоже в обиде
не остались — гастролер Джон Додсон
сумел-таки развлечь их никогда
ранее не звучавшими музыкальными
новинками. Много было гастролеров —
и солистов, и дирижеров, причем
последних много как никогда:
Владимир Рылов, Вячеслав Прасолов,
Пьер Доменик Поннель (Германия),
упомянутый Джон Додсон (США),
руководитель Санкт-Петербургской
капеллы Владислав Чернушенко,
основатель оркестра Игорь Соколов,
совсем еще молодой Сергей Примак (в
детской программе), давно уже
совмещающий работу в музыкальном
театре и филармонии Николай
Сильвестров…

"А где же,
наконец, главный дирижер Олег
Зверев?", — спросит наш
нетерпеливый читатель. И он,
конечно, тоже: Вторая симфония
Малера, Десятая Шостаковича,
"Петрушка" Стравинского,
"Александр Невский"
Прокофьева, оперный вечер с
бурятскими певцами — все эти
программы маэстро дирижировал сам,
прочее же время уделил гастролям в
Германии — дело, несомненно,
полезное. Жаль только, что там он
был в одиночестве, без своего
коллектива. Но и оркестр без
гастролей не остался, только
масштаб их был совершенно иной:
Братск, Усть-Илимск, Ангарск. Стоит
ли роптать на судьбу: крупнейший в
области музыкальный коллектив
трудновато куда-либо вывезти, но
спасибо губернатору Б.А. Говорину,
что он не забывает о гастрольных
нуждах филармонии. А далекие
заграничные турне нашего оркестра,
по-видимому, еще впереди.

Теперь о
самом главном: как звучал оркестр в
этом сезоне? Кто отличился? Всегда
приятно видеть — и слышать! — за
концертмейстерским пультом
"первую скрипку" оркестра,
выпускника Новосибирской
консерватории, заслуженного
артиста России Юрия Кузьмина. В
этом сезоне ему довелось сыграть
много труднейших сольных партий — и
всегда успешно! Надеюсь, иркутяне
помнят и об участии Ю. Кузьмина в
выступлениях известного
инструментального трио
"Рондо". В группе альтов
концертмейстер — выпускник
Киевской консерватории Юрий Лень.
"Назло" своей фамилии он, не
зная усталости и лени, непрерывно
совершенствовал свое мастерство,
видимо, прекрасно понимая, что
предела этому совершенству нет. И
какими бы трудными ни были задачи,
поставленные перед альтами, они с
честью справлялись с ними. Кстати,
Ю.Лень блестяще выступал и в
составе одного из лучших
филармонических ансамблей —
фортепианного квинтета, причем в
качестве не альтиста, а скрипача.
Столь велики его исполнительские
возможности!

В группе
виолончелей в этом сезоне
произошло обновление: появился
музыкант, уверенно потеснивший за
концертмейстерским пультом
талантливую и добросовестную
виолончелистку Татьяну Шишкину. И
что интересно, она сама уступила
ему почетное место главаря в
группе: так ярко сыграл на
отборочном прослушивании
выпускник Московской
консерватории Константин Зуев.
Контрабасов стало чуть меньше:
уволился по собственному желанию
Михаил Лапис. Что это мы все о
струнных? Да, они того заслужили:
струнная группа нашего
симфонического по праву считается
самой профессиональной, надежной,
гибкой, мобильной, в общем —
качественной в исполнительском
отношении. Это отмечают все, кто
слышит наш оркестр, в том числе
солисты и гастролирующие дирижеры.
Характерно, что именно струнники
составляют основу большинства
филармонических ансамблей.

Есть,
конечно, успехи и в других
оркестровых группах. У деревянных
духовых это всегда блестящий
фаготист Михаил Преображенский
(выпускник Гнесинского института),
украшающий своими выступлениями не
только симфонические концерты, но и
программы ансамбля "Барокко".
Это и стабильно выступавшие в
сезоне гобоистка Галина Куксова,
кларнетист Сергей Качай, другие
хорошие музыканты, например,
флейтовая группа. У медных духовых
в этом сезоне были серьезные
проблемы: не хватало опытных
трубачей, и их приходилось
постоянно приглашать. Раньше, до
отъезда в Омск заслуженного
артиста России Игоря Афанасьева,
этого не случалось.

Об ударных
принято говорить в последнюю
очередь, но эти инструменты играют
далеко не последнюю роль в
оркестре. Кто слушал кантату
"Александр Невский", конечно,
почувствовал слаженность сей
ударной группы, которой руководит
Геннадий Третьяков. Да и в целом
никак нельзя сказать, что в
оркестре бывают важные и
второстепенные инструменты:
попробуйте представить себе
произведения Чайковского и Малера
без арфы (выпускница Ленинградской
консерватории Александра
Путятова), "Петрушку" без
фортепиано (выпускник Московской
консерватории заслуженный артист
России Михаил Клейн), "Ледовое
побоище" без тромбонов (также
выпускник Московской
консерватории Константин Акимов).

Конечно,
хочется верить, что проблемы,
вставшие нынче перед оркестром,
будут успешно решаться. Улучшится
баланс между группами, расширится
репертуар, увеличится состав,
пополнится библиотека, появятся
новые инструменты, приедут любимые
солисты.

К слову
сказать, так и не состоявшийся
приезд Дениса Мацуева очень
обескуражил многих иркутян, но не
филармония в этом виновата. Денис —
звезда мировой величины, и из-за
гастролей во Франции и США он
перенес свой визит, пообещав
прилететь в сентябре.

Что касается
других солистов, то нас порадовали
и пианистка Наталья Трулль, и
скрипач Евгений Стембольский, и
вокалисты Валентина Цыдыпова,
Ольга Аюрова, Сергей Байков. Ярким
открытием этого сезона стал для
иркутян и жителей области пианист
лауреат Международного конкурса
Константин Сероватов.
Запоминающимся событием стало
сотрудничество оркестра с
иркутским хором под управлением
Ольги Башириной.

Самой
высокой оценки заслуживает
активная концертная деятельность в
течение всего сезона многих
ансамблей, созданных из артистов
оркестра. Часть этих коллективов
уже здесь упоминалась. Их вклад в
музыкальную культуру сегодняшнего
Иркутска очень велик, и каждый из
них может стать объектом большого
отдельного разговора.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры