Досье на Давида
Досье
на Давида
Компьютер позволил
впервые разглядеть шедевр
Микеланджело
Первую в мире
абсолютно точную копию статуи
Давида, творения великого
Микеланджело, сделали сотрудники
лаборатории компьютерной графики
Стэнфодрского университета.
Точность
копирования с помощью лазерного
сканера столь высока, что можно
говорить о первом полном
соответствии копии оригиналу.
Работа
началась в прошлом году. По вечерам,
когда из галереи академии
художеств во Флоренции уходил
последний турист, возле
пятиметрового Давида строили леса
и монтировали подъемный кибер-кран
со сканером. Каждую ночь на
протяжении нескольких недель луч
лазера миллиметр за миллиметром
обегал поверхность статуи и
заносил трехмерные координаты
каждой мельчайшей детали в
компьютер. Разрешающая способность
аппаратуры позволяла фиксировать
не только следы резца Мастера на
мраморе, но даже и микротрещины
тоньше человеческого волоса.
По отзывам
ученых, они были потрясены
совершенством скульптуры. По мере
сканирования их взору открывалась
сложнейшая вязь прожилок, вен,
капилляров, мускулов, морщинок и
шероховатостей кожи, воссозданная
рукой Микеланджело. Она не
осознается зрителем, не видна на
фотографиях и гипсовых слепках, но
именно она делает мрамор живым и
дает ощущение достоверности.
Полная информация, запечатленная
Микеланджело в статуе, имеет
фантастический объем в один
терабайт (миллион миллионов байт). В
цифровой форме она может
сохраняться без изменений сколь
угодно долго.
Компьютерное
изображение позволило увидеть то,
что Микеланджело не собирался нам
показывать, например, лицо Давида
анфас. При этом выяснилось, что у
Давида есть серьезный физический
изъян: он страдает косоглазием.
Этого не видно при традиционном
взгляде на его лицо в ракурсе три
четверти. Фронтальный же вид на
лицо загораживает высоко поднятая
рука Давида. Ученые предполагают,
что Микеланджело сделал это
преднамеренно, чтобы скрыть
косоглазие натурщика.
Теперь
ученые планируют применить
компьютер для реставрации карты
Рима, вырезанной на мраморных
плитах во втором веке н.э. Древняя
реликвия расколота на тысячу
кусочков, и уже много лет археологи
не могут соединить их надлежащим
образом. Задача похожа на детскую
мозаику, но в трехмерном варианте
она неизмеримо труднее. После
сканирования поверхностей
осколков компьютер решит эту
задачу в считанные минуты.