издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Спаси и сохрани

Спаси и
сохрани

Светлана ЖАРТУН

…"Я
устала, я ничего не хочу
вспоминать", — так непросто
начался разговор с заслуженным
художником России Галиной
Евгеньевной Новиковой. Она
действительно выглядит человеком
выдохнувшимся, загнанным жизнью в
пространство времени, в котором
день, ночь, сутки перестали иметь
какое-либо значение. "Я ничего не
хочу…"

Быть
живописцем и писать полотна, гамма
красок которых состоит из движений
собственной души, быть живописцем и
составлять композиции из своих
эмоций — это значит быть
избранником божьим, верящим в
предназначение и судьбу. Галина
Евгеньевна в этом не сомневается.
Самые яркие эпизоды своей жизни она
объясняет только случаем,
уважительно называя его
"Господин". Был момент, когда
она почувствовала, что нужна
"подпитка", необходимы новые
знания и впечатления. Поехать в
Европу — в Лувр, Прадо — тогда
помогли какие-то солдатики, которые
пришли и заказали картину Байкала
невероятно больших размеров,
заплатив ровно столько, сколько
стоила поездка в страны ее мечты.

Посещение
знаменитых музеев для художника не
экскурсия, а работа и учеба, в
которой глаза не созерцают — видят
движение кисти мастера, чувствуют
его общение с силами, ведомыми
только им. У художников особое
притяжение друг к другу — время и
пространство для них не в счет.
Самым близким по духу, по кровному
родству из современных художников
Галина Новикова определила для
себя Рембрандта.

Шутка, можно
подумать. Нет. Вглядываясь в ее
работы, видишь похожее на
рембрандтовское внутреннее сияние
из темноты, из глубины какой-то
части вселенной, называемой миром
человека. В полотнах Новиковой —
портретах, натюрмортах, жанровых
картинах — обязательно есть тайна,
которая притягивает, заставляет
долго вглядываться, понять, почему
обыкновенная корзинка с ягодами
вызывает ассоциации с нечеткими,
неосознанными видениями детства.

— Я помню
руки бабушки, которые одну за
другой собирали клубнику. Казалось,
каждая ягодка пылала алым жаром в
ее прозрачно-тонких руках. И все
она, моя бабушка, будто светилась,
излучала магический свет…

Это свою
память о самом близком человеке,
остановила художница в простом
лукошке с обыкновенными ягодами,
которые кажутся сегодня зрителям
чудом.

Галина
Новикова считает себя и городской,
и деревенской девчонкой. Росла в
Иркутске, а летом уезжала жить к
бабушке, с детства чувствовала и
понимала Байкал. И дома у мамы
домишко был с большим огородом,
мало отличающимся от деревенского.
Как-то в своей усадьбе она
обнаружила невероятной силы глину,
попробовала слепить фигурку —
получилось. От маленьких безделиц
перешла к лепке греческих голов,
которые, все в кудряшках, так
нравились ей в книжках. На одну
голову уходило ведро глины. Мама с
ужасом наблюдала, как
"обезземеливается" ее огород,
а чердак, на котором сушились
красавицы-головы, вот-вот рухнет.

Закончив
школу, она послала заявление в
институт с просьбой допустить ее к
экзаменам на факультет скульптуры,
но получила отказ. Однажды на
берегу Ангары она увидела двух
художников, которые
"подхалтуривали" на какой-то
работе. Галина пристроилась к ним,
приглядываясь, по привычке лепила
чудо-головы и все то, чего просила
ее душа. Когда мужички увидели, чем
она занимается, но главное, как у
нее получается, взяли за руку и
привели в художественное училище.

Вступительные
экзамены давно закончились, но
мастер первого курса художник
Аркадий Иванович Вычугжанин без
лишних разговоров принял ее. Галину
долго недолюбливали однокурсники,
полагая, что она чье-то протеже. Но
когда в рисунке и живописи она
пошла с ними на равных, а потом
стала опережать других, ее
зауважали. Судьба?

А вот еще
один невероятный случай в ее
противоречивой жизни. Она вышла
замуж за композитора Вячеслава
Павлова и оказалась с ним в
Ленинграде. В Эрмитаж стала ходить
как к себе домой, изучая один день
фламандцев, другой — голландцев или
итальянцев. Галину Новикову,
единственную со средним
образованием, пригласили
преподавать в художественное
училище имени Серова. Директор был
удивлен образованностью молодой
сибирячки, взял на работу за явно
выраженный талант. Студенты ее тоже
полюбили, а она "заразила" их
страстью ходить в Эрмитаж.

Она
вернулась в Иркутск и сразу
обратила на себя внимание всей
художественной братии и
сопутствующей ей тусовки. Силу ее
таланта можно было назвать мужской,
да и работать неистово,
восторженно, безоглядно она умела
тоже, как мужчина. Полотна из-под ее
руки выходили не только потрясающе
гармоничными, туго затянутыми в
композиционный узел, многие из них
удивляли грандиозными, совсем не
женскими размерами.

Галина
Новикова стала модной художницей. В
ее мастерскую местные начальники
приводили именитых гостей города.
Она умела принять их по всем
правилам светского этикета,
удивляла картинами, стильной
элегантностью мастерской,
отличающейся безукоризненным
вкусом.

Сама хозяйка
производила неизгладимое
впечатление: изысканная, умная,
чувственная, она отличалась
непровинциальной свободой общения,
заинтересованностью не именем
гостя, а его личностью. Наверное, не
случайно актер Михаил Ульянов,
прилетевший в Иркутск всего на
несколько дней, позировал ей,
забывая о сне и отдыхе.

Из
современных художников Галина
Новикова уважительно относится к
Илье Глазунову за его умение
строить в работах композиции,
рисунок, но главное — за ум, позицию,
собственное мнение. Именно Илья
Глазунов сказал Галине, увидев ее
портретные работы: "Я рисую на
троечку, а вы — на пять".

Сколько их,
этих портретов? Она не считала, но
думает — около трехсот. Среди
знаменитых личностей — артистов,
писателей, ученых — множество ликов
(по-другому не скажешь), стариков,
старушек, людей самых разных
профессий, которые смотрят с
полотен иногда удивленно, часто
"думая свою думу", а некоторые
как бы демонстрируют себя (художник
видит это и подчеркивает). У людей
на портретах прочитывается своя
судьба и свой мир — чувственный или
бесстрастный, наполненный
психологической глубиной или
поверхностный.

Самым
близким человеком в Иркутске по
восприятию культуры для Галины был
Марк Сергеев. Рисовать его она
могла бесконечно, наблюдая, как
искренне и непосредственно
реагирует он на ее работу. Первый
портрет Марка она написала, когда
оба были молоды, потом было еще
несколько, последний — посмертный.

Работы
Галины Новиковой сегодня хранятся
в музеях многих городов России,
приобретены частными
коллекционерами Европы и Америки,
закуплены Иркутским
художественным музеем. Имя ее
известно не только в родном городе,
но и в художественной среде
столичных городов. Ей присвоено
почетное звание "Заслуженный
художник России". Недавно, к ее
юбилею открыта персональная
выставка. Кажется, что еще надо?

Но более
несчастливого человека в том
состоянии, в каком она находится
сегодня, встретить трудно. Главное
несчастье в том, что Галина
Новикова не может работать. Неужели
исчерпан запас той фантастической
энергии, того одержимого состояния
творца, когда не работать она не
могла — видения, образы, память
рвались в картины, превращая
интуицию чувств в живописный ряд
художественных метафор.

Как силен
человек в творчестве и как слаб в
обстоятельствах конкретной жизни.
Художница больна. Она показывает
свои со вздувшимися венами руки, но
разве дело в них? У нее больна душа…

Боже, сохрани
сотворенную тобой талантливую
художницу.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры