Россия в зеркале "Сибири"
Россия
в зеркале "Сибири"
Анна АННЕНКОВА,
выпускница ИГУ
Вышла первая за
этот год книга журнала
"Сибирь". Несомненно, многие ее
публикации обратят на себя
внимание.
Читатели,
болеющие за страну, с интересом
прочитают первую часть романа
Александра Попова "Дом". В нем
автор пытается осмыслить события
времен перестройки. Герой романа
Афанасий Ветров — честный
коммунист — пытается разобраться в
том, где и когда партия в лице ее
функционеров превратилась в
сообщество рвачей и хапуг.
Партийное руководство пытается
убрать Ветрова с дороги, ложно
обвинив в убийстве. Его сын и старый
друг отправляются искать правду в
Москве. Чем окончится эта поездка,
мы узнаем во втором номере журнала.
В своем романе Попов предпринял еще
одну, по-своему оригинальную
попытку сравнить коммунистическое
и христианское миропонимание.
Публикация
рассказов Валерия Преловского
заставляет нас еще раз вспомнить о
загадочном исчезновении этого
незаурядного литератора. Рассказы
его возвращают нас к давно забытому
понятию "гордость за свой
труд". Для героя рассказа
"Зимний солнцеворот" —
сварщика Василия — важно хорошо
делать свое дело; шофер Игнат в
рассказе "Шофер и пассажир"
противопоставляется пассажиру Юре,
цель жизни которого — "срубить
деньжат легко, не работая".
Потому и назван Юра
"пассажиром", что хочет всю
жизнь ездить за чужой счет.
Из раздела
поэзии наиболее, на мой взгляд,
оригинальна поэма Анатолия
Горбунова "Пастух". Сам автор
определил жанр своего произведения
как кнутониаду. Этот подзаголовок,
намекающий на "Илиаду" Гомера,
придает "Пастуху"
дополнительный комический оттенок.
Однако сама поэма носит не
комический, а, скорее,
остросатирический характер.
"Пастух" — попытка
разобраться, почему сегодня страна
находится в таком состоянии.
Лирические
миниатюры Виктора Секерина
"Деревья, птицы и цветы"
подкупают своей искренностью,
нежностью цвета и запаха, виртуозно
переданными автором.
В разделе
публицистики два автора —
столичный политолог, член
редколлегии журнала "Наш
современник" Сергей Кара-Мурза и
наш земляк Иван Комлев. В своей
статье "Соблазн свободой"
Кара-Мурза развенчивает
представление о том, что абсолютная
свобода есть благо. Он убедительно
доказывает, что ничем не
ограниченная свобода есть
беспредел, анархия, хаос и разумные
ограничения необходимы для
существования человеческого
общества. Статья Ивана Комлева "О
"лени" русского народа"
скорее эссе, где автор размышляет
над расхожим мнением, что все
русские ленивы. Комлев вспоминает о
своих родственниках и знакомых, всю
жизнь трудившихся не покладая рук,
напоминает читателям о героическом
труде русского народа во время
Великой Отечественной войны, на
великих стройках. Как же могло
получиться, недоуменно спрашивает
автор, что величайшему труженику
приклеили ярлык лентяя? И делает
вывод: потому что "мы, русские,
ленивы, когда надо говорить о своих
достижениях…".
Семьдесят
лет назад началась история журнала
"Сибирь" (тогда он назывался
"Будущая Сибирь"). Этой теме
посвящена публикация недавно
ушедшего от нас исследователя,
литературоведа, профессора ИГУ
Василия Прокопьевича Трушкина
"Возникновение журнала
"Будущая Сибирь" из книги
"Литературный Иркутск".
Постоянный
автор рубрики "Православные
чтения" Анатолий Сирин выступает
с двумя публикациями. На этот раз он
знакомит читателя с жизнью и
деятельностью Святителя
Иннокентия (Кульчинского) и
значением церковного обряда.
Близки к
публикациям Анатолия Сирина
воспоминания отца Иоанна (Кудрина).
Мемуары отца Иоанна, как и жизнь
этого достойного пастыря,
посвящены размышлениям о
православной вере. Сам
старообрядец, отец Иоанн
отстаивает истинность "старой
веры", рассказывает о душевном
благородстве и духовном радении
старообрядцев.
Статья
Николая Переяслова "Россия в
зеркале романа" — попытка
разобраться в современном романе.
Переяслов говорит об опасности
подмены такими авторами, как Виктор
Пелевин, РЕАЛЬНОСТИ мира ощущением
его ВИРТУАЛЬНОСТИ и, как следствие,
атрофировании у читателя чувств
любви и сострадания к окружающим.
Наиболее перспективным Переяслов
считает направление, которое сам он
назвал "авантюрреализмом" —
это сочетание иронии и цитатности
постмодернизма с философичностью и
психологизмом реализма.
Таким
образом, "Сибирь" освещает не
только литературные, социальные
проблемы и достижения нашего
региона — журнал волнует судьба
России и русской литературы в
целом.