Историк. Археолог. Педагог.
Историк.
Археолог. Педагог.
Раднай
ШЕРХУНАЕВ, доцент ИГУ, кандидат
филологических наук
Павел Павлович Хороших…
Известный
сибирский ученый. Историк.
Археолог. Этнограф. Педагог.
Кандидат исторических наук. Доцент
Иркутского университета.
Действительный член
Восточно-Сибирского отдела
Географического общества СССР.
Публикатор и участник организации
периодической печати — научных
сборников и журналов двадцатых
годов, редактор некоторых из них,
например, "Бурятоведческого
сборника". Печатался и в
центральной прессе — в журналах
"Советская археология",
"Природа", "Советская
этнография", изданиях Академии
наук СССР…
Я знал Павла
Павловича на протяжении многих лет,
даже работал вместе с ним на
историко-филологическом
факультете Иркутского
университета. Это был добрый,
покладистый, уважительный к людям
человек, истинный русский
интеллигент. Он обладал большой
эрудицией и в то же время был
удивительно скромным, никогда не
выпячивал свое "я".
Вся жизнь
ученого связана с родным краем и
Бурятией — десятилетия посвящены
изучению их истории и культуры.
Вполне естественны его отношения к
бурятам и Бурятии. Некоторые время
назад в Улан-Удэ на одной из
товарищеских встреч ученых в кафе
"Дружба" в дни научной
конференции Павел Павлович,
выступая с кратким приветствием,
заявил, что он в знак глубокого
уважения к бурятскому народу
завещает свои этнографические и
иные собрания материалов
Бурятскому институту общественных
наук. Мы с радостью восприняли это
приятное сообщение и дружно
поаплодировали, выражая ему
горячую благодарность. Так в
рукописном отделе этой научной
организации появилось ценное
пополнение — персональный фонд
материалов П.П. Хороших. И мы,
буряты, благодарны ему и рады, что
труд ученого в свое время — 29 мая 1970
г. — достойно оценен
общественностью и правительством
Бурятской Республики: ему
присвоено почетноге звание
"Заслуженный деятель науки
Бурятской АССР".
О работах
Павла Павловича имеются отзывы в
ряде авторитетных источников, в
коллективных трудах ученых
"История Бурятской АССР",
"Очерки истории культуры
Бурятии", в которых, как и в ряде
других книг, даются ссылки на
исследования нашего автора,
приводятся для иллюстрации его
материалы-рисунки археологических
памятников… О нем написаны и
специальные статьи А.П.
Окладникова, В.В. Свинина, А.С.
Ковалевой.
Юные и
молодые годы Павла Хороших совпали
с бурным периодом политических
событий и преобразований в жизни
страны. В 1919-1923 годах он учится в
Иркутском государственном
университете, под руководством
профессора Б.Э. Петри
специализируется по археологии и
этнографии. После завершения учебы
становится ассистентом кафедры
истории первобытной культуры ИГУ,
ведет практические занятия по
истории Бурятии, истории Сибири и
Дальнего Востока. Одновременно
выполняет обязанности заведующего
этнографическим отделом
Иркутского научного музея. Позже он
руководит здесь бурят-монгольским
отделом, является секретарем и
членом совета музея, членом
президиума бурят-монгольской
секции ВСОРГО, действительным
членом Бурятского ученого комитета
Бурят-Монгольской республики.
Избранная
Павлом Павловичем профессия
диктует ему свою линию жизни, и он
становится завзятым
путешественником. Ученый объехал и
обошел предбайкальскую землю вдоль
и поперек, вел также иcследования в
районах Нижней Тунгусси, Алтая,
Хакасии, Томской области. Как
указывается в "Известиях
Восточно-Сибирского отдела
географического общества СССР",
он "собрал материалы и описал
более 700 пещер Сибири, в
значительном числе посещенных им
самим". Цифра эта колоссальная!
Тропы по берегам рек, таежным
дебрям, крутым склонам гор, темные
ходы пещер не были устланы розами —
нередко подстерегали его
непредвиденные трудности,
осложнения и даже опасность.
И о
результатах своих наблюдений,
изысканий, открытий Павел Павлович
сообщает в статьях, отчетах,
исследованиях. Он является автором
более 200 работ. При этом следует
подчеркнуть широту их тематики —
подняты и освещены вопросы не
только археологии и этнографии, но
и истории народов, художественной
литературы, фольклористики,
искусства, краеведения,
библиографии, охраны памятников
истории и культуры, туризма и т.д.
Павел
Павлович много занимается
изучением вопросов глубокой
древности Сибири. А.П. Окладников,
В.В. Свинин и другие ученые
отмечают: "П.П. Хороших открыты
многочисленные археологические
памятники различных эпох, собран
значительный материал по
хозяйству, быту и культуре
алтайцев, хакасов, бурят, эвенков и
якутов, имеющий большое
практическое и научное
значение".
Результаты
изысканий ложились в основу
публикаций Павла Павловича. Таковы
его работы: "Древности Кудинских
степей", "Писаницы на горе
Манхай", "Наскальные
изображения на горе Байтог" и
другие.
Одной из
основных работ П.П. Хороших
является обобщающая статья
"Древняя культура Прибайкалья и
Забайкалья", представляющая
первую главу капитального труда
ученых "Очерки истории культуры
Бурятии" (т. 1, Улан-Удэ, 1972). Они
иллюстрированы рисунками —
зарисовками самого автора и
другими материалами,
воспроизводящими образцы
искусства тысячелетней давности.
Статья
опирается не только на труды ученых
— археологов, этнографов и других
специалистов, но также и на данные
собственных раскопок. Подробно
рассматривается Мальтинская и
Буретьская стоянки, памятники
древней культуры, обнаруженные в
Кудинской долине, на Ольхоне и в
других местах Бурятии. Статья
открывает глубинные пласты истории
бурятского народа.
Превосходный
знаток края, он идет по его
просторам легкой и уверенной
походкой и не как простой турист, а
как труженик-исследователь с
фотоаппаратом в руках, как
художник-живописец с набором
разноцветных карандашей и красок.
Что водило
делами и помыслами ученого? Как и
каким образом он "прикипел" к
родному краю? Ответы на эти вопросы
просты, как сама жизнь и правда:
любовь к своей профессии, сознание
долга, любовь, говоря словами
Сергея Есенина, "до радости и
боли" к милой родной сторонке.
Одним из
подтверждений к сказанному
является работа Хороших "По
родному краю" (Иркутск, 1950). Она
издана в помощь экскурсантам и
туристам — в книге описаны маршруты
экскурсий по различным местам
Иркутской области и Бурятской
республики. В предисловии
отмечается, что "по местам
указанных маршрутов автор книги
проходил неоднократно со
студентами или посещал их во время
своей научно-исследовательской
работы".
В книге семь
глав — "По озеру Байкал",
"Хамар-Дабан", "По реке
Ангаре", "По реке Лене",
"По реке Белой",
"Нижнеудинские пещеры и Уковский
водопад", "Мунку-Сардык".
Описания маршрутов даются живо, с
глубоким их знанием, поражающим нас
богатством наблюдений и точностью
разного рода данных (расстояний
между населенными пунктами и
географическими точками, глубины
рек, озер и т.д.). Подробный показ тех
или иных местностей сопровождается
литературным и историческим
экскурсом в их прошлое, рассказом о
сегодняшнем их дне.
Академик
Окладников называл Павла Павловича
"ревностным собирателем и лучшим
знатоком бурятского орнамента".
В 1974 г. осуществилась давняя мечта
последнего — бурятским филиалом
Академии наук СССР выпущена в
Улан-Удэ в виде своеобразного
альбома книга "Бурятский бытовой
орнамент" — первое у нас издание
подобного рода. В нем в
многоцветном и красочном
оформлении приведены
многочисленные образцы из
коллекции орнаментов, собранных
П.П. Хороших среди бурят
Предбайкалья и Забайкалья.
В
пояснительной части книги
говорится: "Коллекция
орнаментов, собранных П.П. Хороших в
1920—1937 гг., то есть в годы, когда в
жизни и быту бурятского населения
происходили коренные изменения,
зарождались новые эстетические
представления, а старые
сохранялись как живая реальность,
имеет большое научное значение. При
сравнительном исследовании
орнаментов и сопоставлении их с
археологическими материалами они
могут рассказать многое о
воззрениях бурятского народа, его
культурно-исторических связях в
прошлом".
И далее:
"Народ умел украшать свой быт,
создавать оригинальные самобытные
костюмы и обиходные предметы, щедро
и обильно внося в их оформление
красочность. Именно в многоцветных
орнаментальных мотивах наглядно
отразилось духовное богатство,
творческая фантазия, любовь к
прекрасному, давние художественные
традиции бурятского народа".
Добавим:
Павел Павлович не прятал орнаменты
за семью замками, а периодически
организовывал их выставки для
широкого обозрения в Москве,
Иркутском университете и областном
краеведческом музее.
Павел
Павлович проявлял, в частности,
большой интерес к бурятскому
шаманизму. Это и понятно. Объектами
его исследований являлись
бурятские селения, их жители, с
которыми он часто и близко общался.
Постоянно сталкивался с фактами и
явлениями, так или иначе связанными
с мировоззрением собеседников и их
отношением к религии. Он с
пониманием и уважением относился
как к самим шаманам, так и к
верующим людям, к их привычкам,
национальным обычаям и нравам. В
эпоху так называемого безбожества
и антирелигиозной пропаганды это
было со стороны Павла Павловича не
только гуманно и великодушно, но и
по-научному прозорливо, требовало
определенной смелости. В
соавторстве с Т.М. Михайловым им
выпущена в свет книга "Бурятский
шаманизм. Указатель литературы",
охватывающая огромный, двухвековой
период. В указателе — 519 названий
книг и статей, в том числе около 20
работ самого П.П. Хороших по данной
тематике.
В своей
деятельности П.П. Хороших уделяет
пристальное внимание вопросам
духовной культуры бурятского
народа. Им опубликованы материалы
"Итоги и задачи изучения
памятников изобразительного
искусства бурят" (Приметы
аларских бурят, касающиеся погоды,
сельского хозяйства и охоты", в
соавторстве с П.П. Баторовым),
"Музыкальные инструменты, театры
и развлечения бурят-монголов (Опыт
программы для собирания сведений,
литературы) — указ. сборник и др. В
них оттеняется значение поднятых
проблем, содержится обращение и к
молодежи беречь, сохранять
достижения национальной культуры,
изучать, записывать и собирать ее
образцы.
Павел
Павлович не прошел и мимо
фольклорных изысканий. Им записаны
еще три четверти века назад тексты
таких бурятских легенд, как
упомянутая выше "Дочь Байкала —
Ангара" и "Старик Хоредой"
(жур. "Жизнь Бурятии", 1926), N 4—6).
Эти произведения, чрезвычайно
интересные по идейному содержанию,
неслучайно привлекли внимание
ученого — в них отражена смелая
художественная фантазия
бурятского народа, видны его
свободолюбивый дух, мировоззрение,
стихийно-материалистическая
философия.
С особой
признательностью хочется
подчеркнуть, что П.П. Хороших первым
из всех ученых в советское время
заговорил и опубликовал материалы
о бурятских ученых. Так, почти
восемьдесят лет назад появляется
отдельной брошюрой его работа
"Первый бурятский ученый Доржи
Банзаров" ( к столетию со дня
рождения). Краткий биографический
очерк. Предисловие профессора Б.
Петри". (Иркутск, 1922).
Через
некоторое время печатаются статьи
Павла Павловича о М.Н. Хангалове (1923
г.), "Научно-литературное
наследство М.Н. Богданова",
"Михаил Николаевич Богданов как
бурятовед", "Петр Павлович
Баторов. К 75-летию со дня
рождения", "Памяти Петра
Павловича Баторова",
"Бурятский ученый Галсан
Гомбоев"… Выбрать в ту далекую
пору эти темы для освещения в
печати мог только благородный
человек, истинный интеллигент.
П.П. Хороших
предстает перед нами крупным
российским ученым. Он был большим,
искренним и беззаветным другом
бурятского народа, до конца
преданным ему, верным принципам
свободы, гуманизма и великой правды
жизни. Он прожил большую жизнь —
умер 16 августа 1977 г. Его творчество
излучает яркий свет, вырывая из
нашего прошлого и тьмы веков
страницы трудной и созидательной
жизни предков. И это же прекрасно —
жизнь и труды Павла Павловича не
забыты!