издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Революция сверху

Революция
сверху

В минувший четверг Владимир
Путин внес в Государственную Думу
пакет из четырех законопроектов и
попросил ее не расходиться на
летние каникулы, пока они не будут
приняты. Этому предшествовали указ
от 13 мая о формировании семи
федеральных округов; встреча в
Кремле с 26 губернаторами, на
которой Путин убеждал их не
препятствовать проведению
"революционной реформы всей
системы власти в России" — и
убедил; и, наконец, телевизионное
обращение к народу — первое после
вступления в должность главы
государства. Если законопроекты
будут приняты в полном объеме, то
произойдет следующее. Губернаторы
и главы местных законодательных
органов лишатся права и
обязанности работать в Совете
Федерации, сенаторами на
постоянной основе будут другие
представители регионов. Президент
получит право отстранять от
должности губернаторов и
распускать региональные
Законодательные собрания, если они
будут нарушать федеральные законы.
Такое же право получают
руководители субъектов федерации в
отношении глав и органов местного
самоуправления. И само собой,
законодательство всех регионов
должно быть приведено в строгое
соответствие с федеральными
правовыми нормами. Владимир Путин
подчеркивает, что все предлагаемые
им новации не противоречат тексту
Конституции. Они, конечно же,
довольно сильно противоречат — хотя
бы в тех частях, которые трактуют
независимость друг от друга ветвей
власти и местного самоуправления.
Как бы там ни было, президент в
результате может получить хорошо
управляемую и контролируемую
вертикаль власти, о чем мечтали
многие поколения руководителей
российского государства, но
добивались единицы.

(По материалам
информационных агентств)

"Политическая
среда" обратилась к ведущим
политикам региона с просьбой
высказать свое мнение по отношению
к реформе Совета Федерации и
введению в России системы
федеральных округов.

Борис
Говорин,
губернатор Иркутской области:

— Мне
кажется, подобного рода решения не
до конца продуманы. Совет
Федерации, который представляли
председатели Законодательных
собраний и губернаторы, выступал
настоящим экспертом качества
законопроектов, которые
генерировались Думой. Дума иногда
выпускает такие законы! Например,
если взять сферу законодательства,
регулирующую обращение лома
цветных и черных металлов, то мы
видим, что создана система
узаконивания разрушения всех наших
коммуникаций — телефонных, линий
электропередач и так далее. Вот что
выпускает Дума. Там определенные
системы платят деньги, и эти деньги
продвигают нужный закон быстрее
урагана…

Что касается
назначения губернаторов, мы не
можем допустить возвращения в
старую систему координат, хотя
такие желания у многих есть. Сейчас
пошли с другой стороны — поставить
глав исполнительной власти под
контроль через систему отторжения
их от должности. Эта процедура
сложная, но в нашей Российской
Федерации достаточно легкая.
Вообще, если у нас государство
задумает, то оно любого человека
затопчет без каких-либо
треволнений. Это инструмент
достаточно серьезного давления на
губернаторов.

Мне кажется,
сама посылка, что в институте
губернаторов заложена какая-то
опасность для России, ошибочна. Я
твердо убежден, что именно
губернаторы и президенты республик
и областей сохранили Россию от
серьезных кризисов на федеральном
уровне, и мне кажется, что подобного
рода вектор усилий президента не
вполне верен.

Мне кажется,
что система федеральных округов не
достаточно эффективна. Если
президент хочет таким образом
оградить себя от проблем регионов,
вот тогда он поступает правильно. У
Драчевского (полномочный
представитель президента в
Сибирском Федеральном округе- ред.)
никаких инструментов — ни
финансовых, ни административных,
никаких. Получается, что мы с ним
будем разговаривать о каких-то
проблемах, он будет их записывать, а
потом поедет куда-то обсуждать. Мне
кажется, что это не лучшая модель
отстройки взаимоотношений центра с
регионами.

Иван
Зелент,
председатель Законодательного
собрания Иркутской области II
созыва:

— Я думаю, что
судьба принятия этих законов будет
очень сложной. Совет Федерации как
конституционный орган еще не
распущен, и эти вопросы он
обязательно будет обсуждать.

В 1996 году мы
рассматривали этот вопрос и
вносили предложения, чтобы не
спикеру представлять область в
Совете Федерации, а позволить самим
депутатам Законодательного
Собрания решить, кто из нас более
достоин решать вопросы в верхней
палате парламента. Сейчас,
проработав в Совете Федерации
четыре года, я убедился: если бы не
было аккумулировано воззрение
губернатора и председателя
Законодательного собрания, многие
законопроекты, которые были
подготовлены в Думе в чисто
политических целях, прошли бы "на
ура", хотя они не были
подкреплены финансовыми
возможностями в субъектах
Федерации.

Сергей
Шишкин,
заместитель председателя ЗС:

— У меня
противоречивое чувство возникло от
этих законопроектов. Ну, прежде
всего, ключевой вопрос о
переформировании верхней палаты. Я
всегда думаю в первую очередь о
содержании, а потом о форме. В
данном случае содержанием является
компетенция. Когда в 1993 году мы
писали Конституцию, не
предполагалась, что верхняя палата
будет иметь повышенную компетенцию
по отношению к законопроектам,
приходящим из Думы. Поэтому мне
очень странно, что сегодня не
ставится вопрос о выделении
верхней палаты с целым комплексом
полномочий, который мог бы сделать
эту палату полноценной палатой
Федерального Собрания. В этой
плоскости вообще дискуссий не
ведется.

Если мы хотим
действительно реформировать
верхнюю палату парламента, то надо
начинать не с вторичного вопроса —
какие персонажи там должны
присутствовать, а с того, чем должна
заниматься палата. В этом я
усматриваю несколько
спекулятивный подход по отношению
к лидерам регионов. Сегодня мы
можем констатировать, что
представительство понижено, стало
быть снижено и фактическое влияние
региональных лидеров. К чему это
приведет? Это приведет к тому, что
лидеры регионов начнут между собой
осуществлять интегративные связи
помимо федерального центра. Здесь
мы можем увидеть любого рода
заговоры и попытки
скомпрометировать федеральный
центр. Поэтому мне думается, что
надо хорошо себе представлять, что
сегодняшний федерализм более или
менее хорошо сложился. Его надо
уточнять, его надо развивать, но его
не стоит ломать. В противном случае
мы рискуем получить не Федерацию, а
имперское государство.

Геннадий
Истомин,
заместитель председателя ЗС:

— В том, что
сегодня вертикаль власти надо
восстанавливать, ни у кого сомнений
нет. Что касается создания
"профессионального" Совета
Федерации — вы видите те изъяны,
которые существуют. Когда спикер и
губернатор по две недели в месяц
отсутствуют в субъекте Федерации,
находясь в Москве, это не совсем
правильно.

На мой
взгляд, Совет Федерации как таковой
не нужен. Если Госдума будет
выбрана по одномандатным округам,
то необходимость существования
Совета Федерации вообще отпадет.
Ведь сейчас депутат
Законодательного Собрания, который
будет находиться в Совете
Федерации, просто станет
заниматься дублированием работы
Государственной Думы.

Я убежден,
что пройдет немного времени, и
будет перераспределение всей схемы
федеральных служб. Это управления
по организованной преступности,
арбитражные суды и так далее. Они в
будущем создадут основу для
образования мощных экономических
конгломератов, через которые в
будущем и пойдет управление
регионами. Роль губернаторов будет
снижена до предела — я в этом уверен.
Сегодня мы видим, что в субъектах
идет нарушение федерального
законодательства, особенно в
республиках. Я имею в виду
Башкортостан, Татарстан и так
далее. Сегодня при существующей
Конституции Центр не может
эффективно реагировать на те
нарушения Конституции, которые он
видит в регионах, а это может
привести к распаду государства. Что
реформу власти делать нужно — я в
этом убежден.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры