Иркутская область готова к решению спора по "Иркутскэнерго"
Иркутская
область готова к решению спора по
"Иркутскэнерго"
Тимур
ДУГАРЖАПОВ, пресс-служба областной
администрации
Высшие
федеральные власти продолжают
держать паузу в вопросе о разделе
госпакета "Иркутскэнерго", и
пока многочисленные предложения
Иркутской области решить этот
вопрос за столом переговоров
остаются без ответа. В свою очередь
Министерство государственного
имущества РФ в третий раз подало
исковое заявление в Высший
арбитражный суд о признании прав
собственности Российской
Федерации на акции, якобы
"находящиеся в незаконном
владении Иркутской области".
Новым иском МГИ снова попыталось
повернуть историю вспять,
вернуться в 1992-93 годы, когда
проводилась приватизация
энергетического комплекса страны.
Конечно,
можно было бы не проводить
приватизацию энергетической
отрасли, тем не менее стараниями
Анатолия Чубайса она была
осуществлена. При этом
акционирование
"Иркутскэнерго" по настоянию
областных властей прошло при более
благоприятных условиях, чем в
других регионах. Это было
необходимо, чтобы обеспечить права
Иркутской области, закрепленные в
Федеративном договоре.
Приватизация энергетической
компании сопровождалась попытками
Иркутской области отстоять свои
права в управлении крайне важного
для области предприятия. Первый
президент России Борис Ельцин
своим указом даже снимал с
должности губернатора Юрия
Ножикова, но под давлением
общественности пошел на попятную.
Губернатор Борис Говорин продолжил
линию своего предшественника.
Губернатор подробно объяснял
ситуацию Владимиру Путину во время
иркутского заседания
межрегиональной ассоциации
"Сибирское соглашение". Борис
Говорин передал Владимиру Путину
письмо, в котором областная
администрация вновь выступила
инициатором проведения
согласительных процедур по разделу
госпакета акций АО.
По мнению
губернатора, проблемы этого
акционерного общества имеют корни
в 1992 году. В 1993 году, после
завершения акционирования
"Иркутскэнерго" вне
топливно-энергетического
комплекса РАО "ЕЭС России",
возникли правовые коллизии,
которые стали предметом обсуждения
Конституционным судом. Высокий суд
признал, что субъекты РФ имеют
право на собственность,
находящуюся в совместном ведении с
федеральным центром. Суд обязал обе
стороны провести согласительные
процедуры для урегулирования спора
на основе обеспечения баланса
интересов РФ и ее субъекта (в данном
случае — Иркутской области). Со
стороны прежней и нынешней
областной администрации были
попытки провести согласительные
процедуры, но они ничем не
увенчались.
В 1999 году был
принят федеральный закон, дающий
дополнительную правовую поддержку
проведению согласительных
мероприятий по
"Иркутскэнерго". Это закон
"О порядке разграничения
предметов ведения и полномочий
между органами государственной
власти РФ и органами
государственной власти субъектов
РФ". 29 февраля Законодательное
собрание Иркутской области на
основе этого федерального закона
приняло областной закон,
закрепляющий права администрации
области управления 20% акций вплоть
до разграничения государственного
пакета на областной и федеральный.
"Иркутскэнерго"
при Борисе Ельцине, признавшем
правоту иркутян, находилось в
неприкосновенности. Иркутская
область, защитив региональную
энергетику, сохранила свою
промышленность, создала
предпосылки для преодоления
производственного спада. В то время
как, к примеру, Дальний Восток
постоянно сотрясали
энергетические кризисы, и
экономика там до сих пор находится
не в лучшем состоянии. Резко
обострилась ситуация с
энергокомпанией в переходный
период, когда после новогодней
отставки президента Бориса Ельцина
в течение нескольких месяцев в
президентскую власть вступал
Владимир Путин. В этот период
Анатолий Чубайс, используя родное
МГИ, решил кавалерийской атакой
захватить государственной пакет
акций энергокомпании. Один за
другим последовали три иска в
Высший арбитражный суд. Два из них
не были приняты к рассмотрению
судом. По третьему суд еще не дал
своего определения. Может быть,
все-таки МГИ в этой эпопее изменит
свою позицию, поскольку идейный
вдохновитель атаки Анатолий Чубайс
на одной из пресс-конференций
заявил о требовании не всего
госпакета, а только 20% акций.
В третьем
исковом заявлении МГИ выражается
забота о мерах по обеспечению
сохранности государственного
имущества. Напомним, что 28 января
областная администрация передала
половину госпакета в доверительное
управление Центральной компании
"Восточно-Сибирской
финансово-промышленной группы".
В Мингосимуществе заявляют, что
областная администрация должна
была прежде согласовать эту сделку
с ними. Комитету по управлению
государственным имуществом
Иркутской области было предложено
расторгнуть договор
доверительного управления с
Восточно-Сибирской финансово-
промышленной группой. Однако в ходе
бурных дискуссий позицию областной
администрации поддержали депутаты
Законодательного собрания области.
В своем постановлении они отметили,
что расторгать договор необходимо,
но только после проведения
согласительных процедур, то есть
обязали исполнительную власть
договор придержать. Кроме того,
областная администрация тоже
является элементом
государственного устройства.
Губернатор Борис Говорин,
комментируя эту ситуацию, заявил,
что передача 20% акций (на которые
область вправе претендовать) в ЦК
ВС ФПГ позволит избежать ситуации,
когда весь пакет может оказаться в
управлении МГИ. И область в этом
случае будет отстранена от
управления "Иркутскэнерго". А
федералы в этом случае поднимут
тарифы на иркутскую
электроэнергию, и региональная
промышленность загнется.
Администрация
Иркутской области ожидает, когда
будет определен тот
государственный орган, который
сядет с ней за стол переговоров. В
области создана рабочая группа,
включающая представителей
администрации и депутатов
Законодательного собрания, для
проведения переговоров и
согласительных процедур. Со
стороны области необходимые
мероприятия проведены. Иркутская
область не устанавливает свои
собственные правила игры,
руководствуется теми же
законодательными нормами, решает
те же самые задачи, что и
правительство. Здесь вопрос
состоит в следующем: в чьих руках
должно быть сосредоточено
управление государственной
собственностью. Совсем
необязательно, что федеральный
центр будет управлять
энергокомпанией эффективно. И
непонятно, почему функцию по
управлению госпакетом акций
"Иркутскэнерго" должен
выполнять только федеральный
орган. Ведь какие-то функции
федеральный центр передает
субъектам федерации. Правительство
сейчас определяет, какие функции
надо осуществлять через
федеральные структуры, а какие —
через местные государственные
структуры. В том числе и функции по
управлению "Иркутскэнерго".