Государство и революция
Государство
и революция
Александр
Гимельштейн, "Восточно-Сибирская
правда"
Я хочу сразу
попросить прощения у тех, кто
вспомнил, что заголовок этого
материала имеет несколько иного
автора. В то же время он в полном
объеме отражает главный
информационный повод недели —
комплекс инициатив президента
Путина по реформированию
государственной власти в России.
То, что разработчики этой концепции
не вышли на уровень
конституционных изменений, говорит
только о несовершенстве
действующей Конституции, а не о
масштабе преобразований. По сути —
это новая революция в
государственном устройстве,
сравнимая с событиями 1991 и 1993 года.
На этой
неделе было модно приветствовать
предложения президента. Некоторые
это делали только потому, что не
умеют ничего другого. Другие —
осознанно. Они считают, что формула
российского федерализма
несовершенна. Но до весны 2000 года
это все же был федерализм. На мой
взгляд, тезисы о превращении
региональных лидеров в
"царьков", не зависящих от
федеральной власти,
несостоятельны. Главы дотируемых
территорий, а их большинство,
настолько зависимы в своей
деятельности от трансфертов из
Центра, что о "самостийности"
говорить не приходится. А
руководители субъектов-доноров
настолько интегрированы в ту самую
федеральную власть, что говорить о
сепаратизме бессмысленно.
Но о правовом
нигилизме говорить можно.
Действительно, в целом ряде
субъектов Федерации действуют
законы и нормы, противоречащие
законодательству России. Вот
только я всегда полагал, что в
правовом государстве для наведения
порядка нужны не наместники и
чрезвычайные полномочия, а
прокуратура и суды.
Конституция
не предусматривает прав
представителей президента по
управлению укрупненными
субъектами. То есть основной
функцией тех, кого уже окрестили
"генерал- губернаторами",
будет то, что назначенцы Путина
умеют лучше всего: контроль,
дисциплинирование глав субъектов
Федерации и внесение представлений
президенту на отстранение
губернаторов и президентов
республик от должностей и роспуск
законодательных органов.
Это, пожалуй,
самое революционное предложение
Путина. Лишенные депутатской
неприкосновенности, главы
субъектов Федерации могут во
внесудебном порядке быть временно
отстранены от должностей указом
президента. Уголовное дело в этом
случае, в наиболее печальном
варианте, может по указанию
руководства возбудить любой
прокурор (федеральный служащий), а
реабилитировать губернатора
(бывшего!?) сможет только суд
(назначаемый президентом). Сколько
длятся подчас судебные процессы, я
думаю, объяснять не надо.
Государственная
Дума, особенно ее
проправительственное большинство,
с восторгом принимает идею о
выведении губернаторов и глав
законодательных собраний из Совета
Федерации. Из мощного органа
законодательной экспертизы он тут
же превратится в техническую
структуру каких-то назначенцев.
Влияние на этих людей российского
избирателя уменьшится на порядок.
Да и где он,
этот избиратель? Весь дух
намеченных решений направлен на
усиление независимости
политического процесса от столь
"сомнительного" и
непредсказуемого фактора, как
общественное мнение. С другой
стороны, я склонен отнестись к
ситуации с философским
спокойствием: президент не
нарушает закон, а значит, он
действует в рамках своих
полномочий. Избирая этот состав
Государственной Думы и Президента
Путина, население сделало пусть не
до конца осознанный, но выбор — в
пользу не столько экономического
возрождения (об этих аспектах
деятельности нам до сих пор ничего
неизвестно), а в пользу
контролируемой демократии. Это
выбор большинства, давайте его
уважать и посмотрим, что получится.
Уж очень у
нас большая страна, еще одной
попыткой реформы государственной
власти ее не погубишь и не улучшишь.