издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дар чудесный, дар бесценный...

Дар
чудесный, дар бесценный…

Елена ЗУБРИЙ,
директор Иркутского
художественного музея

В этот день все музеи мира
открывают двери своим посетителям
без привычной работы билетных касс
и без прейскурантов за услуги.

Открывают свои
экспозиции музеи с мировым именем и
те, кто пока еще робко входит в
музейное сообщество, выверяя свои
экспозиции и собрания по известным
сокровищницам отечественной
культуры. Иркутский областной
художественный музей поздравляет
своих коллег и друзей музея, всех,
кто по велению души и служебному
долгу содействует его развитию и
сохранению духовных богатств
мировой культуры.

В
Международный день музеев хотелось
подарить нашим землякам нечто
впечатляющее и значительное, что
память сохранит долгие годы, как и
рожденную благодарность музею,
сотворившему этот удивительный
праздник души. Различные
обстоятельства помешали сбыться
запланированному, однако дар музея
иркутянам столь значителен и столь
уникален, что, на наш взгляд, о нем
стоит сказать в праздничный день.

Пройдет
несколько дней, и из Всероссийского
художественного
научно-реставрационного центра им.
академика И.Э. Грабаря (ВХНРЦ) после
42-летнего отсутствия будут
доставлены в Иркутск и предстанут
для обозрения общественности
четыре раритета — памятники
китайского искусства, не имеющие
аналогов ни в одном другом музейном
собрании: три традиционных,
настенных свитка на шелке и бумаге
"Групповой портрет "Предки"
и высокохудожественное
произведение живописи
неизвестного художника "Военный
Совет Ежугэ Ляна" (до атрибуции
"Сцена во дворце"), выполненное
на нескольких слоях китайской
бумаги. Многоплановая,
многофигурная композиция
"Военного Совета Ежугэ Ляна"
середины XVIII столетия с
изображением воинов в театральном
гриме на лицах и в красочных
костюмах на фоне императорского
дворца скорее всего была создана
как декорация сцены — сценический
"задник".

Три свитка
под общим названием "Групповой
портрет "Предки" представляют
особый интерес как своеобразная
мастерская, сохранившая традицию
изготовления китайских свитков на
протяжении более чем столетия.

Свитки были
созданы в разное время: самый
ранний — во II половине XVI — начале XVII
веков, второй — в конце XVII — начале
XVIII веков, поздний — в начале XIX века.
Во дворцах богатых китайских
вельмож они занимали почетное
место, представляя собою своего
рода галерею репрезентативных
семейных портретов. Поступившие из
коллекций ученых
Восточно-Сибирского отдела
Русского географического общества,
свитки в ноября 1958 г. из Иркутска
были доставлены в Москву на
реставрацию. Состояние их
сохранности было крайне тяжелым по
всей поверхности произведений.

В то время, да
и до недавних дней, отдел графики
ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря был
единственным центром, владеющим
опытом реставрации произведений
восточной живописи, выполненной на
бумаге и шелке. Реставраторами
отдела возрождены десятки
произведений из собраний Музея
искусств народов Востока (Москва) и
Музея западного и восточного
искусства (Киев), освоена китайская
методика реставрации и накоплен
собственный солидный опыт. С начала
70-х годов отдел приступил к
подготовительным работам, а затем к
кропотливой реставрации иркутских
художественных памятников.

Свитки и
лубок нашего собрания обладали
большими размерами — 230х130 см.
Поэтому потребовались специальные
дублировочные столы из досок
корабельной сосны таких же
размеров и нужной толщины. Долго
подбирались китайские бумаги и
шелк для реставрации произведений.

Группа
реставраторов, приступившая к
многолетней работе над свитками,
состояла из
художников-реставраторов высшей
категории Н. Нициной, И. Штокман,
позднее Е. Боровиковой и Л.
Ивановой. На протяжении всего
периода подготовки и проведения
реставрации группой руководила
Елизавета Андреевна Костикова —
человек редкого таланта и души.

В каждое свое
пребывание в Москве я шла в ВХНРЦ
посмотреть как чувствуют себя наши
свитки. И каждый раз мне
рассказывали об открытиях и
реставрационных операциях,
проведенных с ними, о результатах
физико-химических исследований,
удалении загрязнений,
восстановлении целостности
памятников, укреплении их
материальной основы и придании им
экспозиционного вида. На моих
глазах долгие годы сотворялось
чудо возрождения произведений
старой китайской традиционной
живописи неординарных размеров,
чудо огромного по сложности и
длительности труда, сохранившего
древний облик и "патину
времени" памятников китайской
культуры.

В недавний
визит, встретившись в Е.А.
Костиковой ( на ее столе лежали
очки, чего не было раньше), я
поклонилась ей: "Работу вы
проделали невиданную. Собрали наши
свитки по миллиметрам. Не верится,
что скоро они будут в Иркутске".

— "Да,
глаза я на них потеряла", —
ответила Елизавета Андреевна и тут
же, собрав всех, стала обсуждать
условия транспортировки
памятников в Иркутск. Свитки
заинтересовали ведущих
специалистов России по искусству
Китая. Среди них Б.Л. Рифтин, В.Г.
Белозерова, Н.М. Бровенко, В.Л. Сычев,
Л.И. Кузьменко, Ю. Березин, Е.
Шишкова. Результаты их
исследований трудно переоценить:
атрибуция свитков позволила
уточнить названия и время их
создания, привлечь интерес к ним
как к раритетам китайского
искусства. Свитки впервые
демонстрировались в Москве на
выставках "Возрождение сокровищ
России" (в залах Государственной
Третьяковской галереи) и
"Реставрация музейных ценностей
в России" (в залах Академии
художеств в Москве).

Итак,
историческая жизнь уникальных
памятников продлена усилиями
талантливых
художников-реставраторов, ведущих
специалистов в области китайской
культуры и музейных работников. Все
реставрационные расходы оплачены
Министерством культуры Российской
Федерации.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры