Сибирско-американскому факультету менеджмента в 2000 году исполняется 10 лет
Сибирско-американскому
факультету менеджмента в 2000 году
исполняется 10 лет
Первый
вопрос, с которого началась наша
беседа с В.Н. Сауниным директором
Байкальского института бизнеса и
менеджмента ИГУ, в структуру
которого входит
сибирско-американский факультет
менеджмента, звучал провокационно:
—
Владимир Никитович, правда ли, что
ваши бывшие студенты сразу или
спустя короткое время после
получения диплома могут
рассчитывать на получение
руководящих должностей? Не рано ли?
— Да,
некоторые наши выпускники
действительно быстро попали "в
начальники". Например, про троих
из них, занявших ответственные
посты в областной администрации,
даже писали, что они своей
молодостью повергли в шок
обитателей "серого дома". В
свое время губернатор назвал это
свое решение экспериментальным, а
наших выпускников — серьезной
угрозой безопасности старых
кадров.
— То есть
выпускники САФа — из разряда
молодых да ранних?
— Дело даже не
столько в особенностях наших
выпускников, сколько в
изменившейся экономической
ситуации. Сегодня менеджмент
объективно становится молодым.
Управленцами в советское время
становились люди с опытом, с
возрастом, пройдя комсомольскую,
партийную, практическую работу. А
ведь можно двигаться наоборот:
сначала получить достаточно
большой объем знаний, а потом
постепенно приобретать
управленческий опыт. И сейчас эти
два пути не отрицаются. И тот, и
другой нужны в реальной жизни. Но
именно в нынешних условиях — при
дефиците знаний о бизнесе, рыночной
экономике — второй путь
предпочтительнее, эффективнее.
Знания дают возможность не тратить
время на тупиковые направления, в
которые постоянно попадает
предприниматель, идя собственным
доморощенным путем проб и ошибок.
— Вы
хотите сказать, что диплом вашего
факультета застраховывает от
ошибок в бизнесе?
— Я сейчас
скажу крамолу: как надо обучать
специалистов по бизнесу, абсолютно
точно не знает никто. Не только в
России, но и за рубежом. Потому что
бизнес-образование — это обучение
тому, как процветать завтра. Но зато
есть образовательные эксперименты,
которые отрабатываются в мире, есть
опыт, который апробируется,
совершенствуется, приближается к
тому самому "почти знанию".
— Если
наши представления об
экономических законах не
соответствуют действительности,
как мы можем интегрироваться в
мировую экономику?
— Только
получая образование,
соответствующее мировым
стандартам. А то все это напоминает
ситуацию, когда играть в бридж с
опытными мастерами садятся те, кто
освоил только "подкидного
дурака". У наших студентов два
мощных инструментария — это
английский язык, который они к
пятому курсу знают в совершенстве,
и информационные технологии.
Именно роль информационных
технологий резко возрастает,
сегодня учебником становится
компьютер. Каждый из наших учащихся
может работать в Интернете в любое
время: дома, на занятиях, в перерыве.
Ему доступен колоссальный объем
информации. Общая тенденция в
бизнесе — глобализация. Сегодня уже
нельзя говорить: "Я занимаюсь
бизнесом в пределах Иркутской
области": взаимодействовать с
внешним миром приходится
неизбежно. Когда начинается это
взаимодействие, возникает такой
немаловажный фактор, как различие
между культурами разных стран,
разных национальностей. Не
учитывая этот фактор, можно
загубить даже собственное дело.
— Как еще
"подстраховываются" ваши
студенты, которым вскоре на рабочем
месте предстоит принимать
финансовые, управленческие
решения?
— Нужно
связать науку с анализом ежедневно
меняющейся практики. Учитывая, что
разница между самым передовым
бизнес-образованием и практикой
все равно есть, могу сказать, что мы
этот разрыв пытаемся сократить до
минимума. Наши преподаватели и
студентов учат, и работают по
договорам, заключенным с крупными
предприятиями. Например, профессор
Геннадий Константинов провел ряд
семинаров, лекций для
управленческого персонала
Усть-Илимского ЛПК. Это огромное,
градообразующее предприятие,
экспортно ориентированное, на нем
работает около 13 тысяч человек. Там
при проведении реструктуризации
менеджерам понадобились
дополнительные знания. Хотя и
собственники, и управляющая
компания Усть-Илимского ЛПК —
московские структуры, но
привлекали они наших специалистов.
Уже не первый год руководители
среднего звена этого гиганта
лесохимии обучаются у нас по
государственной программе.
Работаем мы и с другими крупными
предприятиями:
"Усольехимпром" и
"Саянскхимпром", Иркутское
авиационное производственное
объединение, АОЭиЭ
"Иркутскэнерго", управление
ВСЖД и другие. Получается, что наши
преподаватели имеют возможность
быть связующим элементом между
теми, кто решает реальные проблемы
производства, и студентами.
В далеком 1990
году, когда мы объявили об открытии
сибирско-американского факультета,
само слово "менеджмент"
многими воспринималось как то,
"чего нет и, вероятно, никогда не
будет в России". Время
подтвердило: скептики 90-х были
неправы. Позднее, когда в России
началась дискуссия "Что такое
Интернет? Это приложение к
компьютеру или, наоборот, —
покупаешь Интернет, а к нему как
приложение дают компьютер?" — на
САФе студенты уже пользовались
мировой компьютерной сетью. Мы
понимали, что опережаем
образовательные возможности
других учебных заведений. Вероятно,
по этой же причине специалисты
Института Всемирного банка
считают, что сегодня программа
сибирско-американского факультета
менеджмента на 5-6 лет опережает
реальные возможности других
российских учебных заведений в
бизнес-образовании.
Но… сегодня
мы живем уже в другой стране, в
другом мире, в ином обществе, имеем
возможности пользоваться
новейшими технологиями. И очень
опасно следовать совету
популярного Андрея Макаревича, что
"не стоит прогибаться под
меняющийся мир, путь лучше он
прогнется под нас". Мир не
изменится сам. Его изменяют люди.
Умные, образованные, энергичные. С
этого года на
сибирско-американском факультете
менеджмента начинается новый
уникальный проект подготовки
специалистов. Он получил рабочее
название "The Window to the World — Окно
в мир". Его суть состоит в
том, что каждый студент получает
возможность широкого выбора
образовательных программ в
университетах России, США, Европы и
стран Тихоокеанского региона,
пройти часть обучения в выбранном
зарубежном университете и получить
диплом этого вуза, одновременно с
получением диплома ИГУ.
Кроме того,
для абитуриентов 2000 года на САФе
открывается подготовка
специалистов по электронному
бизнесу. Как и в 1990 году, мы
объявляем это первыми в России.
Кому-то новый проект покажется
необычным или даже нереальным. Это
нас не пугает. Потому что "Окно в
Мир" открывается для тех, кто
верит в будущее.
Подробнее с проектом
можно познакомиться на сайте БИБММ
ИГУ в Интернет по адресу: www.buk.irk.ru