издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Вокруг Закона об индивидуальном коэффициенте пенсионера

Вокруг
Закона об индивидуальном
коэффициенте пенсионера

Как известно,
21 июля 1997 года был принят
Федеральный закон N 113-ФЗ "О
порядке перечисления и увеличения
государственных пенсий",
вступивший в силу с 1 февраля 1998
года, в соответствии с которым
введен новый механизм исчисления
пенсий, основанный на
индивидуальном коэффициенте
пенсионера (ИКП). Данный механизм
действует одновременно со старым
порядком исчисления пенсии, когда
ее размер определяется как
соответствующий процент (в
зависимости от продолжительности
стажа пенсионера) к
среднемесячному стажу пенсионера.
При расчете пенсии пенсионер
выбирает более выгодный для себя
вариант. Индивидуальный
коэффициент определяется
персонально для каждого пенсионера
путем умножения размера пенсии в
процентах (величина которого
зависит от продолжительности
трудового стажа) на отношение
среднемесячного заработка
пенсионера, из которого
исчисляется пенсия, к
среднемесячной заработной плате в
стране за тот же период. Таким
образом, индивидуальный
коэффициент пенсионера является
произведением двух величин —
процентного выражения трудового
стажа (от 55% до 75%) и соотношения
заработков, учитываемого в размере
не выше 1,2.

При принятии
Закона Правительство Российской
Федерации и Государственная Дума
договорились, что из-за недостатка
пенсионных средств с 01.02.98
соотношение заработков не должно
превышать 0,7. До указанной величины
1,2 соотношение заработков должно
доводиться постепенно при наличии
необходимых денежных ресурсов.

Результат
данной договоренности был
закреплен в статье 4 Закона. Но при
выработке в Государственной Думе
окончательных формулировок этой
статьи, ввиду жесткого цейтнота
времени, в текст статьи вкралась
неточность: отношение заработков,
подлежащее ограничению 0,7, было
названо индивидуальным
коэффициентом пенсионера,
огранивающим отношение заработков.

Таким
образом, окончательная редакция
статьи 4 Закона внесла в столь,
казалось бы, простой вопрос, как
исчисление пенсий с ИКП, путаницу. В
Законе теперь упоминается два
индивидуальных коэффициента.
Первый индивидуальный коэффициент
пенсионера — основной. Этот
коэффициент какому-либо
ограничению не подлежит. Он
является производной величиной,
получаемой в результате умножения
размера пенсии в процентах на
соотношение заработков. Единицей
его измерения является процент.
Максимальный размер этого
индивидуального коэффициента
пенсионера до 1 мая нынешнего года
составлял 52,5% (75% умножить на 0,7), или
0,525, и из этого коэффициента
непосредственно исчисляется
пенсия. Второй индивидуальный
коэффициент — это другое название
соотношения заработков. Он
ограничивается с 01.02.98 — 0,7 и должен
быть поэтапно доведен до 1,2.
Единицей его измерения является
целое число или десятичная дробь.

Вместе с тем
после принятия Закона ни у кого не
вызывало сомнений, что 0,7
применяется к соотношению
среднемесячных заработков, в том
числе и у депутатов
Государственной Думы, о чем
свидетельствует стенограмма их
заседания 16 января 1998 года.

Кроме того,
мнение депутатов о том, что
ограничение 0,7 изначально
закладывалось в Федеральном законе
от 21.07.97 N 113-ФЗ для соотношения
среднемесячных заработков, а не
самого ИКП, подтверждает текст
Обращения Государственной Думы к
Президенту Б. Н. Ельцину, принятого
в соответствии с постановлением
Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации от 21
января 1998 года N 2112-II ГД.

К сожалению,
впоследствии позиция депутатов
Государственной Думы по данному
вопросу изменилась, и ею было
принято в марте 1999 года
постановление, в котором она
обвинила Правительство в
неправильном применении Закона и
потребовала пересчитать всем
пенсии с индивидуальным
коэффициентом 0,7. Однако
одновременно с этим постановлением
депутаты принимают Федеральный
закон "О бюджете Пенсионного
фонда Российской Федерации на 1999
год ", предусматривающий расходы
на выплату пенсий исходя из
предельного размера соотношения
заработков 0,7. Все это говорит о
явной непоследовательности
депутатов Государственной Думы в
принятии своих решений.

Тем не менее
после этого постановления
Государственной Думы появились
массовые обращения пенсионеров в
суды с требованием исчислить
пенсию с ИКП — 0,7. Суды, к сожалению, в
большинстве случаев стали
принимать решения о том, что
ограничение 0,7 относится
непосредственно к ИКП. В то же время
имеются судебные решения,
подтверждающие, что величиной 0,7
ограничивается именно соотношение
среднемесячных заработков.

В связи с
этим Правительство Российской
Федерации было вынуждено
обратиться в Верховный суд
Российской Федерации с просьбой
установить единую судебную
практику по данному вопросу,
которая бы обеспечила правильное и
единообразное рассмотрение дел по
исчислению пенсий с применением
ИКП всеми судами Российской
Федерации.

Верховный
суд, к сожалению, не стал
рассматривать эту проблему по
существу и в своем письме на имя
заместителя Председателя
Правительства Российской
Федерации В. И. Матвиенко отметил,
что в Федеральном законе от 21.07.97 N
113-ФЗ, действительно, имеется
противоречие, однако оно, по его
мнению, должно быть устранено самим
законодателем, например, путем
внесения им соответствующих
изменений в этот Закон.

В
сложившейся ситуации Министерство
труда и социального развития
Российской Федерации обязано
использовать все предоставленные
ему законодательством полномочия
по урегулированию этой острейшей
проблемы.

Минтрудом
России по согласованию с
Пенсионным фондом Российской
Федерации издано разъяснение от
29.12.99 N 54 "О применении
ограничений, установленных
Федеральным законом "О порядке
исчисления и увеличения
государственных пенсий", которое
в установленном порядке прошло
регистрацию в Минюсте России (N 2038
от 31.12.99). Согласно пункту 9
Положения о Министерстве труда и
социального развития Российской
Федерации, утвержденного
постановлением Правительства
Российской Федерации от 23.04.97 N 480,
все разъяснения Минтруда России по
применению нормативных правовых
актов в области социальной защиты
населения, включающей пенсионное
обеспечение, подлежат
обязательному исполнению
федеральными органами
исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и
организациями независимо от
организационно-правовой формы.

Однако,
несмотря на данное разъяснение,
судами по-прежнему выносятся
решения в пользу исчисления пенсий
с применением ИКП в размере 0,7. К
сожалению, принятого Минтрудом
России разъяснения недостаточно
для разрешения возникшей проблемы,
поскольку оно не является
обязательным для судов. На
сегодняшний день требуется
кардинальный способ ее решения, а
именно — внесение соответствующих
изменений непосредственно в
Федеральный закон от 21.07.97 N 113-ФЗ.

Следует
отметить, что Правительство
Российской Федерации неоднократно
предпринимало попытку устранить
возникшую коллизию. Так,
Правительством 09.04.99 был внесен в
Государственную Думу в качестве
официальной законодательной
инициативы проект федерального
закона, предусматривающий
редакционное уточнение статьи 4
Закона об отнесении ограничения 0,7
к отношению среднемесячного
заработка пенсионера за
установленный период к
среднемесячной заработной плате в
стране за тот же период. К
сожалению, Государственная Дума
второго созыва этот законопроект
не поддержала. Вместо него в ноябре
прошлого года ею был принят
Федеральный закон об изменении
статьи 4, предусматривающей
применение ограничения 0,7
непосредственно с ИКП (инициатор
депутат — Государственной Думы И.С.
Аничкин).

Как известно,
Совет Федерации 22.12.99 отклонил
указанный Федеральный закон, а
Государственная Дума уже третьего
созыва 23 февраля текущего года не
смогла преодолеть вето Совета
Федерации.

Теперь мы
находимся в патовой ситуации.
Действует старая редакция статьи 4,
идут постоянные обращения
пенсионеров в суды, которые выносят
взаимоисключающие решения по
одному и тому же вопросу.

В настоящее
время в Государственной Думе
находится на рассмотрении
законопроект, внесенный Советом
Федерации, который редакционно
уточняет положение статьи 4
Федерального закона "О порядке
исчисления и увеличения
государственных пенсий> и
предусматривает отнесение размера
0,7 к соотношению заработков,
учитываемого при определении ИКП.
Данный законопроект соответствует
"духу" и "букве" Закона, и
Правительство Российской
Федерации его всячески
поддерживает.

В то же время
острота проблемы связана еще и с
тем, что с момента введения Закона в
действие, с февраля 1998 года, ни разу
не делались законодательные
попытки повысить эту злополучную
цифру 0,7 для того, чтобы ее
постепенно довести до
установленной величины 1,2.

И впервые это
произошло 15 апреля нынешнего года.
Исполняющий обязанности
Президента Российской Федерации В.
Путин подписал указ "Об
отношении среднемесячного
заработка пенсионера к
среднемесячной заработной плате в
стране, применяемом при
определении индивидуального
коэффициента пенсионера". В этом
указе говорится, что в целях
повышения уровня пенсионного
обеспечения граждан Российской
Федерации, которым пенсии
исчислены с применением
индивидуального коэффициента
пенсионера в соответствии с
Федеральным законом "О порядке
исчисления и увеличения
государственных пенсий", и
впредь до вступления в силу
соответствующего федерального
закона "Установить, что с 1 мая 2000
г. при исчислении пенсий с
применением индивидуального
коэффициента пенсионера отношение
среднемесячного заработка
пенсионера к среднемесячной
заработной плате в стране не должно
превышать 0,8".

Федеральный
закон от 21.07.97 N 113-ФЗ
предусматривает два способа
увеличения пенсий — в связи с
увеличением соотношения
заработков и в связи с ростом
среднемесячной заработной платы в
стране. До сих пор увеличение
пенсий производилось только в
связи с ростом среднемесячной
заработной платы в стране: на какой
индекс повысится заработная плата,
на такой же индекс увеличится и
пенсия.

В настоящее
время Минтрудом России по
согласованию с Пенсионным фондом
России, Минфином России и другими
заинтересованными министерствами
подготовлен проект федерального
закона "О внесении изменений в
статью 4 Федерального закона "О
порядке исчисления и увеличения
государственных пенсий", который
предусматривает повышение
государственных пенсий,
исчисленных с применением ИКП,
путем увеличения предельного
размера соотношения
среднемесячных заработков.
Указанный законопроект 2 марта
текущего года рассматривался на
заседании Правительства
Российской Федерации, был одобрен и
готовится для внесения в
Государственную Думу в качестве
законодательной инициативы.
Законопроект предусматривает два
этапа повышения предельного
размера соотношения заработков.
Первое повышение должно произойти
с 1 мая 2000 года. Соотношение
заработков вместо 0,7 составит 0,8.
Второе повышение — через год — 1 мая
2001 года. Соотношение заработков
увеличится до 0,9.

Кроме того, в
рамках этого законопроекта также
предполагается редакционно
уточнить положение статьи 4,
изложив ее таким образом, чтобы ни у
кого не оставалось сомнений, что
эти ограничительные цифры — 0,8 и 0,9
применяются не к индивидуальному
коэффициенту пенсионера, а к
соотношению заработков.

По расчетам
Пенсионного фонда России, на
реализацию законопроекта с мая 200
года потребуется дополнительных
средств 1495,2 млн. руб. в месяц, или
около 12 млрд. руб. до конца года. В 2001
году — 2,88 млн. руб. в месяц, или около
23 млрд. руб. до конца года. При этом в
связи с повышением соотношения
заработков предполагается переход
пенсионеров от исчисления пенсий в
обычном порядке на исчисление
пенсий с применением
индивидуального коэффициента. В 2000
году на исчисление пенсии с ИКП
должно перейти около 6 млн. человек.
В 2001 году — 4,6 млн. человек.
Законопроект рассчитан на
повышение пенсий, исчисленных в
максимальных размерах, и повлечет
за собой большую, чем в настоящее
время, дифференциацию размеров
пенсий. Люди, имеющие большой стаж и
заработок, получат прибавку к
пенсии. В 2000 году их пенсия в связи с
повышением соотношения заработков
увеличится в среднем примерно на 60
рублей, а в 2001 году — на 69 рублей в
месяц. Данный законопроект в
соответствии с законодательством
должен рассматриваться
одновременно с проектом
федерального закона "О бюджете
Пенсионного фонда Российской
Федерации на 2000 год". По нашему
мнению, рассматриваемый
законопроект должен снять
социальную напряженность в
обществе вокруг статьи 4 и
коэффициента 0,7, поскольку в
результате его принятия будут
реально увеличены размеры пенсий с
ИКП. Кроме того, впервые после
принятия Федерального закона "О
порядке исчисления и увеличения
государственных пенсий" с 1998
года "заработает" механизм
поэтапного повышения предельного
увеличения размера соотношения
заработков, люди увидят
перспективу повышения пенсий в 2001
году и будут уверены в таком
повышении. При этом будет сохранен
порядок увеличения пенсий,
связанный с повышением
среднемесячного заработка в
стране.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры