Цифры и факты
Цифры и
факты
О порядке
расчета пенсии по старости в
соответствии с Федеральным законом
от 21.07.97 N 113-ФЗ
1. Для
определения размера пенсии
используется целый ряд
компонентов, которые предусмотрены
статьей 1 ФЗ N 113 и соответственно
включены в статью 7 ФЗ N 340.
1.1 Пенсия в
рублях устанавливается исходя из
среднемесячной зарплаты в стране
по индивидуальному коэффициенту
пенсионера (часть 5 статьи 1). Для
удобства это можно изобразить в
следующем виде:
П руб. = СЗПС
руб. x ИКП, где
П — пенсия в
рублях; СЗПС — среднемесячная
зарплата в стране; ИКП —
индивидуальный коэффициент
пенсионера.
1.2. В свою
очередь, ИКП в соответствии с
частью 2 статьи 1 определяется путем
умножения размера пенсии в
процентах, полагающегося в
зависимости от имеющегося у
пенсионера стажа (см. статью 16 ФЗ N
340), на отношение конкретного
заработка пенсионера к
среднемесячной зарплате в стране.
Из этого следует, что ИКП
определяется расчетным путем и
представляет собой произведение
двух сомножителей (пенсии в
процентах по стажу и отношения
заработков). Он не может быть
заранее установлен в законе в виде
какой-либо фиксированной величины,
поскольку имеет индивидуальный
характер.
ИКП = П% x СЗП
руб. , где СЗПС руб.
П% — размер
пенсии в процентах по стажу; СЗП —
среднемесячный заработок
пенсионера.
Что касается
пенсии в процентах в зависимости от
имеющегося у пенсионера стажа
работы (первый сомножитель), то ее
размер определен статьей 16 ФЗ N 340: 55%
при стаже 25 лет у мужчин и 20 лет у
женщин с увеличением на 1% за каждый
год стажа сверх этого, но не выше 75%.
Другой
сомножитель — отношение заработка
пенсионера и заработной платы в
стране — устанавливается путем их
деления (часть 3 статьи 1). При этом
определено, что указанное
отношение учитывается в размере не
выше 1,2 (часть 4 статьи 1). Такое
ограничение, очевидно, имеет цель
избежать появления чрезмерно
высоких пенсий. Подставив
перечисленные значения в указанную
выше формулу ИКП, получим
следующее:
ИКП% = 55% :75% x
СЗП не свыше 1,2 СЗПС
Следует
обратить внимание на три
бесспорных обстоятельства: а)
установленное статьей ограничение
в размере 1,2 касается только
отношения заработков; б) ИКП по
статье 1 не имеет никаких прямых
ограничений и, как отмечалось, не
может быть определен заранее в силу
того, что получается расчетным
путем; в) ИКП измеряется в
процентах, а не либо целым или
дробным числом, поскольку по
правилам математики при умножении
числа в процентах (в данном случае
размера пенсии в процентах по стажу
— 55 — 75% на обычное число (отношение
заработков) результат получается в
процентах.
Пример. Женщина имеет 30
лет трудового стажа и
среднемесячный заработок для
исчисления пенсии 650 руб. Средняя
зарплата в стране — 950 руб. Ее ИКП
определяется следующим образом:
пенсия в процентах — 65% умножается
на 0,68 (отношение заработков). В
итоге ее ИКП составит 44,2%.
Если
исходить из максимальных значений
размера пенсии по стажу (75%) и
отношения заработков (1,2), то
нетрудно подсчитать, что при
введении ФЗ N 113 в полном объеме ИКП
может составить 90%, а значит, пенсия
может достигать 90% средней зарплаты
в стране.
1.3.
Определившись с ИКП, формулу
расчета пенсии можно представить в
следующем виде:
П руб. = СЗПС
руб. x ИКП% {55% :75% x СЗП не больше 1,2}
СЗПС Изложение порядка расчета
пенсии в формализованном виде
делает возможным лучшее понимание
сути той проблемы, которая возникла
с введением ФЗ N 113 с 01.02.98
1.4. Учитывая
ограниченность ресурсов для
введения ФЗ N 113 в полном объеме,
Правительство РФ и Госдума РФ
пришли к согласию о том, что
установленное статьей 1
ограничение для отношения
заработков будет временно
применяться в размере 0,7, а не 1,2. Это
должно было найти отражение в
статье 4 ФЗ N 113, предусматривающей
порядок его введения в действие. В
результате пенсия рассчитывается
по формуле:
П руб. = СЗПС
руб. x ИКП%{55%:75% x СЗП не выше 0,7} СЗПС
Однако, при
окончательной формулировке
редакции статьи 4 была допущена
ошибка, которая привела к
существенному противоречию с
положениями статьи 1. Частью 2
статьи 4 предусмотрено, что
индивидуальный коэффициент
пенсионера, определенный частью 4
статьи 1, ограничивающий отношение
среднемесячного заработка
пенсионера к среднемесячной
заработной плате в стране,
устанавливается в размере 0,7.
В чем же суть
ошибки и связанного с ней
противоречия?
1.4.1. В части 2
статьи 4, где речь идет об ИКП,
делается ссылка на то, что ИКП
определяется частью 4 статьи 1.
Однако
обратившись к тексту части 4 статьи
1, легко убедится в том, что часть 4
статьи 1 определяет вовсе не ИКП, с
применением которого исчисляется
пенсия, а устанавливает совсем
другое. В ней предусматривается,
что при определении ИКП отношения
заработков (СЗП: СЗПС) учитываются в
размере не выше 1,2. Иными словами,
часть 4 статьи 1 вводит определенное
ограничение для отношения
заработков. Определение же ИКП
содержится в части 2 статьи 1, а не в
части 4 статьи 1, как ошибочно
указано в статье 4.
1.4.2. Из части 2
статьи 4 следует, что ИКП должен
ограничивать отношение среднего
заработка, поскольку представляет
собой производную величину,
образующуюся в результате
умножения размера пенсии в
процентах на отношение заработков.
По математическим правилам
результат (в данном случае ИКП),
получающийся при умножении двух
сомножителей (пенсии в процентах и
отношения заработков), не может
являться ограничителем для одного
из сомножителей (в данном случае
отношения заработков). Это наглядно
видно из указанной выше формулы
расчета:
ИКП% = 55%:75% x
СЗП не свыше 1,2 (0,7), СЗПС
где ИКП ни
при каких условиях не может
ограничивать отношение заработков.
1.4.3. ИКП,
упомянутый в части 2 статьи 4, указан
в фиксированном размере в виде
десятичной дроби — 0,7, в то время как
в соответствии с частью 2 статьи 1
ИКП рассчитывается персонально для
каждого пенсионера и может быть
выражен, как отмечалось, только в
процентах.
1.4.4. Если
абстрагироваться от положений
статьи 1 ФЗ N 113 и, руководствуясь
только статьей 4 этого закона,
предположить, что ИКП для
исчисления пенсии равен 0,7, то
ситуация представляется вообще
абсурдной. Из формулы расчета
пенсии:
П руб. = СЗПС
руб. x ИКП% {55%:75% x СЗП не свыше 1,2 (0,7)}
СЗПС
видно, что
если ИКП устанавливается заранее и
даже в любом размере, в т. ч. 0,7, то не
имеют смысла никакие действия,
предписанные законом (статья ), по
определению пенсии в процентах по
стажу, отношения заработков и их
произведения в результате
умножения. Т. е. пенсия должна
рассчитываться по формуле:
П руб. = СЗПС
руб. x 0,7.
В таком
случае ИКП и самое главное —
размеры пенсий оказываются
абсолютно одинаковыми для всех
пенсионеров независимо от
продолжительности их трудового
стажа и величины заработной платы.
Да и сам ИКП вряд ли можно называть
тогда индивидуальным. Это вступает
в противоречие как с целями закона
ФЗ N 113 (обеспечить индивидуальный
подход при назначении пенсий), так и
с нормами этого закона,
определяющими порядок расчета
пенсии с применением ИКП. В этом
случае части 2,3 и 4 статьи 1 ФЗ N 113
лишаются смысла.
2.
Предложения по преодолению
противоречия и выхода из
сложившейся ситуации.
2.1.
Согласованные действия
Правительства и Госдумы РФ по
устранению противоречия в ФЗ N 113
были предприняты еще в 1998 году.
Созданная согласительная комиссия
имела в виду привести текст части 2
статьи 4 закона в соответствие со
статьей 1. О совпадении позиций
Правительства и Госдумы РФ по
данному вопросу свидетельствуют
стенограмма заседания Госдумы РФ
от 16.01.98, текст Обращения Госдумы к
Президенту Российской Федерации,
принятого в соответствии с
постановлением Госдумы от 16.01.98 N 2107
— II и др. материалы. К сожалению,
впоследствии в связи с
предвыборной кампанией проблема
"коэффициента 0,7" стала
использоваться в рейтинговых
целях. Найти взаимоприемлемое
решение не удалось. Принятый
Госдумой РФ 17.11.99 закон,
предусматривающий применение
ограничения 0,7 непосредственно к
ИКП, отклонен Советом Федерации,
"вето" которого не было
преодолено.
2.2. Очевидное
для непредвзятого мнения
противоречие между статьями 1 и 4 ФЗ
N 113 не может служить основанием для
инспирируемых в адрес
Правительства РФ обвинений в якобы
нарушении этого закона и ущемлении
прав пенсионеров.
Об
отсутствии нарушений в применении
ФЗ N 113 свидетельствует и позиция
Верховного Суда России, который
считает, что возникшее
противоречие должно быть устранено
законодателем, например, путем
внесения соответствующих
изменений в этот закон.
2.3. Изменения
в статье 4 ФЗ N 113, предложенные
Госдумой РФ в упомянутом
законопроекте от 17.11.99 г., состоит в
том, чтобы отнести ограничение 0,7 к
ИКП. Предусматриваемая редакция
части 2 статьи 4: "При этом
индивидуальный коэффициент
пенсионера ограничивается
размером 0,7 независимо от основания
назначения пенсии" не может быть
поддержана, поскольку не только не
устраняет, а наоборот — закрепляет
противоречие со статьей 1,
определяющей порядок расчета
пенсии с применением ИКП (см. об
этом подробнее п.1 настоящей
статьи).
2.4. Правовой
системный и лингвистический анализ
ФЗ N 113 позволяет дать такое
толкование статьи 4, которое
свидетельствует о явном намерении
авторов закона изложить временную
ограничительную норму в
соответствии с "духом" и
"буквой" статьи 1, которое,
скорее всего по недоразумению, не
было реализовано вследствие
редакционной ошибки.
В самом деле
при изложении текста части 2 статьи
4 использованы элементы, которые в
соответствии со статьей 1 имеют
прямое отношение к ограничению
отношения заработков, в т. ч. ссылка
на часть 4 статьи 1. И лишь неудачное
именование этого ограничения
коэффициентом искажает правовой
смысл данной нормы в общем
контексте ФЗ N 113. Косвенным
подтверждением того, что
ограничение 0,7 действует к
отношению заработков, является
принятие Госдумой РФ бюджета
Пенсионного фонда России на 1999 год,
в котором расчет расходов на
выплату пенсий произведен исходя
из применения ограничения в
размере 0,7 к отношению заработков.
2.5. Учитывая
изложенное, взаимоприемлемым
решением по выходу из сложившейся
ситуации представляется следующее:
а) необходимо
рассмотреть законодательную
инициативу Совета Федерации,
предусматривающую уточнение
положений статьи 4 в целях
устранения имеющегося
несоответствия;
б) принять в
законодательном порядке решение о
поэтапном увеличении предельного
размера ограничения отношения
заработков с 0,7 в направлении 1,2.
Правительство РФ готово внести на
этот счет соответствующие
предложения.
Пресс-служба
Минтруда России.