Транзит через весь континент
Транзит
через весь континент
Наша газета
неоднократно рассказывала о
проблеме недостаточного
использования потенциальных
возможностей Транссибирской
магистрали.
Казалось бы,
какие могут быть аргументы, чтобы и
в Европе, и в странах Юго-Восточной
Азии предпочитали отправлять грузы
друг другу кружным морским путем? И
дальше, и дороже, и небезопасно. Но,
видимо, у транспортных
компаний-судовладельцев свои,
причем явно не только
экономические, интересы. Поэтому
некоторые зарубежные партнеры
очень любят рассказывать о
задержках из-за пограничных и
таможенных процедур, о
недостаточных гарантиях
безопасности и информационного
обеспечения Транссиба.
Между тем МПС
и ГТК России еще год назад
распространили действие
упрощенного порядка таможенного
оформления и контроля на
транзитные товары, перевозимые по
Транссибу в контейнерах. Используя
квартальные расписания судов на
направлениях Япония — Россия и
Южная Корея — Россия, разработали
графики движения ускоренных
контейнерных поездов. В частности,
предусмотрено их отправление со
станции Находка-Восточная на
следующие сутки после прибытия
судна и выгрузки контейнеров в
порту Восточный.
Нет никаких
проблем с информационным
обеспечением. Чтобы своевременно
извещать грузоотправителей,
расписание курсирования судов и
время отправления контейнерных
поездов есть даже в сети Интернет.
Время транспортировки транзитных
контейнеров в маршрутных поездах
от Находки-Восточной до Бреста
составляет 12,5 суток, а до финской
границы — 11,5. Соответственно
сократились сроки доставки
контейнеров в таких же поездах до
Берлина, Чопа и других станций.
В целом по
сравнению с морскими маршрутами
доставок грузов по Транссибу
осуществляется на 2-2,5 недели
быстрее, в том числе из Японии в
страны Европы.
Кроме того,
МПС РФ установило сквозные
тарифные ставки, предусматривающие
доставку груза в контейнере "от
двери" грузоотправителя "до
двери" грузополучателя. Плюс
различные понижающие коэффициенты.
В результате стоимость
транспортировки по Транссибу 20-ти и
40-футовых контейнеров минимум на 30%
меньше, чем морским путем!
Поэтому, по
расчетам аналитиков, в ближайшие
годы грузооборот Транссиба должен
значительно увеличиться. Ведь
ежегодные объемы контейнерных
перевозок из стран
Азиатско-Тихоокеанского региона в
Европу и обратно превышают 1 млн.
контейнеров, из которых на долю
Транссиба приходится пока менее 5 %.
Между тем потенциал российских
судоходных компаний,
дальневосточных морских портов и
Транссибирской магистрали
позволяет перевозить более 200 тысяч
транзитных контейнеров в год.
Консолидировать
усилия по увеличению загрузки
Транссиба должна созданная недавно
российская национальная
контейнерная компания, среди
учредителей которой значатся порты
Санкт-Петербург и Восточный,
Дальневосточное морское
пароходство, Дальневосточная
железная дорога, АО "Совкомфлот"
(100% акций которой принадлежит
государству) и ряд крупных
грузоотправителей. Предполагается,
что эта объединенная компания
станет крупнейшим национальным
оператором транзитных и
внешнеторговых контейнерных
перевозок по Транссибу из
Юго-Восточной Азии в Европу и
обратно.
А.
Стрельцов