Взрослые хлопоты по детскому поводу
Взрослые
хлопоты по детскому поводу
Приближается конец учебного
года, а вместе с ним — начало
следующего. Что до первого сентября
рукой подать, особенно ощущается
сейчас, в апреле, когда в школах
началась запись "новобранцев"
— будущих первоклассников. Для
детей, родителей и самой школы
событие это ответственное,
волнующее и в то же время — чреватое
конфликтами. Об этом
свидетельствует возросшее число
писем, телефонных обращений, идущих
и в главное управление образования,
и в редакцию. Судя по жалобам
родителей, "принимающая
сторона" — школа — далеко не
всегда проявляет должное радушие
по отношению к будущему юному
пополнению, а порой чинит на его
пути к знаниям не
санкционированные законом
препятствия.
Между тем
существует ряд простых и четких
правил приема детей в первые
классы, правил, вытекающих из
Закона "Об образовании" и
других нормативных документов.
Знать их родителям, как законным
представителям детей, необходимо,
чтобы грамотно защищать свои права
и исправно выполнять обязанности.
Сегодня об этих правилах
рассказывает первый заместитель
начальника главного управления
образования области А.К.КОСТИН.
—
Александр Константинович, в
преддверии нашей с Вами беседы я
позвонила в несколько школ и
практически в каждой мне сказали:
чтобы записаться в первый класс,
ребенок должен пройти
тестирование. Кое-где предупредили:
родителям на тестировании
присутствовать нельзя. А в одной из
школ посоветовали даже по мере
возможности подготовиться к этому
важному мероприятию: мол, от
результатов зависит, в какой класс
попадете. Что же это такое, выходит,
и впрямь "нынче в школе первый
класс вроде института"? Давайте
начнем с вопроса, который особенно
волнует родителей: тестирование
"на входе" в школу — это
законно?
— Нет,
незаконно, и Министерство
образования, как и главное
управление образования, не однажды
выступали с разъяснениями по этому
поводу: тестирование как форма
проверки знаний, умений, навыков
ребенка при приеме в первый класс
не разрешается. Действительно,
какое право имеет школа
экзаменовать малыша, если она
никаких еще усилий не приложила,
чтобы он что-то знал?
Предназначение учителя в том и
состоит, чтобы научить ребенка
всему, что предусмотрено
программой. Другое дело —
собеседование при приеме в школу:
оно допустимо.
— А чем
оно принципиально отличается от
тестирования? Можно ведь назвать
собеседованием, а суть та же
останется.
—
Собеседование не ставит целью
проверку знаний или умений —
читать, писать, считать. Это лишь
первоначальное знакомство с
ребенком, с его возрастными,
психологическими,
физиологическими особенностями.
Участие в собеседовании принимают
учитель, психолог, а может, и
логопед, если он есть в штате. Особо
подчеркну: родители имеют полное
право присутствовать на
собеседовании. Проходит оно в форме
диалога, а не экзамена. И уж тем
более по результатам собеседования
никакой оценки не дается, никакие
далеко идущие выводы не делаются. В
то же время, исходя из своих
наблюдений, члены
психолого-педагогической комиссии
могут дать рекомендации родителям,
на что им обратить особое внимание:
ну, например, советуют в оставшиеся
до первого сентября месяцы
побольше читать ребенку книг, чтобы
пополнить его словарный запас;
помочь ему научиться отвечать на
элементарные вопросы, и не
односложно, а развернуто.
Необходимо, конечно, чтобы будущий
первоклассник знал свою фамилию,
адрес — это нужно для его же
безопасности, ведь со временем он
самостоятельно будет до дома
добираться… Вот в этом состоят
задачи собеседования.
— И все
же даже во время такой беседы
педагогу с его наметанным глазом
нетрудно увидеть, что уровень
готовности к школе у детей разный. А
значит, можно заранее распределить
их по классам: скажем, 1"а" —
"самые-самые", 1"б"— дети
послабее, а 1 "в" — и вовсе класс
коррекции…
— Никакой
градации по способностям в первом
классе быть не должно. Да и можно ли,
в самом деле, глубоко разобраться в
человеке, пусть и маленьком, за 20-30
минут общения с ним? Что можно
узнать о свойствах его памяти, типе
мышления, каких-то поведенческих
моментах? Все это еще предстоит
понять, и именно в первом классе.
Ребенок вступает в новый, важнейший
этап своей жизни — становится
школьником. Ему еще не знакомы ни
сама школа, ни ее требования, ни
режим. Идет адаптационный период,
он как раз и имеет целью изучение
личности ребенка, развитие тех
качеств, которые необходимы для
более успешного обучения в старших
классах.
То, что
дошкольник умеет, скажем, читать,
или писать, или считать, еще не дает
ему никаких преимуществ перед тем,
кто читать не умеет. Все научатся
чтению в первые же полгода, это и
программа предусматривает. Кстати,
многие учителя начальных классов
говорят так: лучше бы дети не умели
читать, а знали только алфавит.
Потому что родители порой учат
чтению неправильно и это только
затрудняет дальнейшую работу
учителя.
— И все
же коррекционные классы, в том
числе первые, имеют место быть…
—
Коррекционное обучение — тема
больная и дискуссионная. Ничего еще
здесь окончательно не решено. Одно
можно сказать: в течение первого
полугодия первоклассники, как бы ни
разнились они по своим
возможностям, должны учиться
вместе. Если же обнаруживаются
какие-то серьезные отклонения,
физиологические или психические,
то создается комиссия из узких
специалистов — психиатр, медики,
учитель, логопед, — проводится
консилиум, обязательно с участием
родителей, принимается какое-то
решение. Но перевести ребенка в
класс коррекции можно только с
согласия родителей.
Если вы
спросите лично мое мнение, то я не
сторонник коррекционных классов.
Хороший, опытный учитель не
отправит своего первоклассника в
коррекционный класс, а сумеет найти
индивидуальный подход к каждому, и
даже если один ученик умеет, к
примеру, читать, а его сосед по
парте нет, то и этот факт умный
учитель обернет на пользу обоих.
— А если
речь идет не просто о школе, а об
экспериментальной или о гимназии,
имеют ли право педагоги по
результатам собеседования заявить
родителям: знаете, у нас программа
трудная, требования повышенные, с
первого класса языки изучаем…
Вашему ребенку сложновато будет,
поищите лучше школу попроще.
— Конкурса в
первые классы у нас нет, и ни одна
школа его вводить не вправе, это
будет нарушением прав детей на
образование. Поэтому никаких
преимуществ ни гимназиям, ни каким
бы то ни было специализированным
школам закон не дает. А потом — что
значит "поищите школу
попроще"? Есть ведь базисный
учебный план, единый для всей
начальной школы. Ранней
специализации, начиная с первого
класса, у нас нет, профильное
обучение существует только в
старшем звене. Так что никаких
оснований для отказа в приеме в
первый класс ни гимназия, ни
спецшкола не имеют.
Вообще
говоря, есть единственная причина,
по которой ребенка в первый класс
могут не записать: если родители
выбрали школу не по месту
жительства (а мы ведь сегодня
вольны выбирать), но свободных мест
уже нет. Тогда придется обратиться
в другую школу… И никаких иных
оснований для отказа быть не может.
— По
этому поводу в прошлом году была,
помнится, жалоба такого рода:
"Мест нет, — сказали родителям в
одной престижной школе, — но если
внесете энную сумму, то найдем…"
— Вот в таких
случаях нужно сразу же обращаться в
окружной или районный отдел
образования. Или к нам, в главное
управление. "Торговля" местами
совершенно недопустима. Не имеет
права школа и справки о зарплате с
родителей требовать, такое тоже
бывает.
—
Давайте подведем итог: что
требуется от родителей, чтобы
записать малыша школьного возраста
в первый класс?
— Сразу
уточним: школьный возраст — это не
менее 6 с половиной лет. А требуется
немногое: написать заявление на имя
директора и представить
медицинскую карту ребенка. Больше
ничего.
—
Удивительно, как умудряются иные
школы усложнить систему, которая,
оказывается, предельно проста.
— Я вот что
хочу подчеркнуть: гораздо больше
обязанностей по подготовке к
приему первоклассников закон
возлагает именно на школу, а не на
родителей и детей. Скажу коротко о
главных из них.
Администрация
обязана ознакомить родителей с
уставом образовательного
учреждения и другими документами,
которые регламентируют его работу.
Обязана сообщить, по какой системе
обучения работает тот или иной
учитель. Как известно, их три —
система Занкова, Давыдова и
традиционная. Так вот, родители
вправе выбрать для своего ребенка
ту, которая им кажется
предпочтительней. Далее. В школе
должен быть оформлен стенд, где
черным по белому прописано:
первоклассники у такой-то
учительницы занимаются по таким-то
учебникам. Это важно вот почему.
Сегодня выбор учебников велик — по
каждому предмету до десятка. Причем
учебники не дешевы. Чтобы не
ввергать родителей в разорение,
главное управление образования
ежегодно утверждает перечень
необходимых учебников — по каждому
предмету и для каждого класса.
Первоклассникам такой минимально
необходимый комплект гарантирован
бесплатно. Однако нередки случаи,
когда учителя проявляют ненужную
инициативу и предлагают родителям:
мол, необходимо приобрести
дополнительно такой-то учебник. А
он может стоить до сотни рублей, что
не каждому по карману. Это
недопустимо. Если уж ставит учитель
вопрос о каких-то дополнительных
учебниках, помимо "базовых", то
он должен решаться только
совместно, на родительском
собрании.
Словом, как
видите, при первой же встрече с
будущим первоклассником, школа
обязана сделать все, чтобы вызвать
у него интерес к учебе, чтобы
наступления первого сентября он
ждал не со страхом, а с радостью.
Должен действовать принцип: не
ребенок для школы, а школа — для
ребенка.
— Ну что
ж, будем надеяться, ваши
разъяснения помогут тем родителям,
которые "наэлектризованы"
ожиданием предстоящей встречи со
школой, освободиться от стресса и
ребятишек настроить на спокойный
лад.
— Напоследок
я бы хотел посоветовать не тянуть с
записью в школу, а сделать это
именно сейчас, в апреле-мае. В
интересах и ребенка, и учителя
познакомиться друг с другом как
можно раньше. В преддверии сентября
многие педагоги стремятся заранее
объединить своих будущих питомцев
каким-то общим делом, проводят с
ними экскурсии, посещают театры. В
это время учитель уже наблюдает за
детьми, рождается коллектив, и
ребенку легче будет войти в новый
для него школьный мир. Кроме того,
во многих школах проводятся
воскресные занятия для
первоклассников — это тоже полезно.
Ну а если все
же возникают какие-то конфликтные
ситуации, лучше сразу обратиться за
помощью, консультацией в окружной
или районный отдел образования.
Можно и к нам, в главное управление.
Всегда готовы помочь.
P.S.
Уважаемые родители! Чтобы у вас не
возникало недоразумений с
учебниками, о которых мы только что
говорили, в ближайшее время мы
опубликуем в нашей газете перечень
учебников, рекомендованных Главным
управлением образования на 2000-2001
учебный год; утвержден на днях
Коллегией управления.
Записала
Вера СИЛИНА.