С маленькими гениями большие хлопоты
С
маленькими гениями большие хлопоты
Родители и
психиатры бьются над вопросом,
как сохранить способности
одаренных детей
В прошлом
году самым молодым студентом на
планете считался семилетний Ганеш
Ситтампалам из британского города
Сарбитона. На днях его рекорд побил
шестилетний Джастин Чэпман из
Рочестера, штат Нью-Йорк,
записавшийся на три
университетских курса и уже
защитивший курсовую работу по
мифологии Древнего мира. Очень
умный мальчик.
Взгляд
исторический
Ученые
подметили, что чаще всего
удивительные способности
проявляются у детей в сфере
математики и музыки — ни то ни
другое не требует жизненного опыта,
в отличие, например, от литературы.
Известен, правда, случай, когда
девятилетняя англичанка Бэзи
Эшфорд написала роман "Юный
гость", воспринятый как шедевр (в
дальнейшем Бэзи, увы, не написала
ничего подобного). Вундеркинды от
музыки встречаются на каждом шагу.
Моцарт дебютировал на сцене в три
года, а в четыре запоминал каждую
ноту услышанного концерта. Шопен
стал чудо-ребенком к восьми годам,
Штраус и Гайдн стали сочинять в
шесть. Иегуди Менухин играл сложные
пьесы в три года, а в восемнадцать
считался непревзойденным
виртуозом (после концерта в Берлине
в 1929 году к нему в гримерку ворвался
Эйнштейн с криком: "Теперь я знаю
точно, что есть Бог на небесах!").
Что
характерно: юные гении-музыканты,
как правило, остаются гениями до
смерти. С математическими
вундеркиндами жизнь обходится
суровей — большинство угасает в
безвестности. Зато знаменитых
знают все. Великий французский
физик и математик Андре Ампер решал
сложнейшие задачи в одиннадцать
лет. Карл Фридрих Гаусс, который в
двадцать пять лет считался первым
математиком XIX века, в два года уже
бойко вычитал-складывал, а в
четырнадцать служил придворным
математиком Великого князя
Брауншвейгского.
А
это не вредно?
Что такое
вундеркинд? Медики считают, что
одаренность в детстве — это
результат высокого уровня гормонов
в железах внутренней секреции,
включая гипофиз и надпочечники.
Нервная система маленького умника
достигает наивысшего развития
задолго до того, как разовьется
весь организм. С медицинской точки
зрения это не вредно. Да таких детей
и немного — 1 процент от населения
(между прочим, интеллектуально
благополучной может считаться
нация, в которой 20% людей с
интеллектом выше среднего).
Вундеркинды чаще встречаются среди
мальчиков. Если ребенок левша,
родителям лучше не торопиться его
переучивать — левши в среде гениев
составляют большинство.
По словам
заместителя директора Института
психологии РАН Владимира
Дружинина, сейчас в науке термин
"вундеркинд" отсутствует, есть
термин "особо одаренные дети".
"Существует две вспышки детских
способностей, — говорит Дружинин. —
В три-четыре года, когда обычно
проявляются математические и
музыкальные способности, и в
подростковом возрасте, когда
обнаруживают себя литературный и
конструкторский таланты. Чаще
всего это обычное проявление
детских способностей. И тут
возникают две проблемы: родители
начинают или преувеличивать, или
преуменьшать способности ребенка.
И в том и другом случае у человека
формируется неадекватная
самооценка. Это приводит к тому, что
во взрослом состоянии талантливый
ребенок становится заурядным
человеком. Задача родителей
одаренного ребенка — не устраивать
вокруг него суету, а обеспечить
нормальное развитие".
Их
не любят психиатры
Проблема
угасания способностей вундеркинда
действительно одна из самых важных.
Чаще всего к десяти годам
сверходаренный ребенок почти
полностью утрачивает свои таланты.
Так произошло в XIX веке со
знаменитым "считающим
мальчиком" Зерой Колберном. В
шестилетнем возрасте он поражал
арифметическими способностями, но
к десяти годам их полностью
утратил. А юношей бедный Зера не мог
даже совершать элементарные
вычисления на бумаге. "Изменение
темпа развития приводит к тому, что
у окружающих вундеркинда рождается
синдром искаженного ожидания,
которого ребенок не оправдывает, —
считает доцент кафедры детской
психологии МПГУ Софья
Нартова-Бочевер. — К тому же
интенсивное развитие одной стороны
всегда приводит к отставанию
другой. Опережающее развитие
интеллекта зачастую приводит к
бедности эмоционального мира
ребенка. Ребенок может быть
беспричинно жесток, не понимая
этого. К тому же вундеркинду часто
сложно адаптироваться к школьному
коллективу, и это ведет к
социальной изолированности.
Психиатры очень не любят
опережающее развитие. Часто это
результат какого-то
внутриутробного отклонения,
которое может сказаться в
дальнейшем в отклонении
психического рода".
В общем, к
особенным способностям своего
малыша родителям надо относиться
без испуга, но с пристальным
вниманием.