Вновь Рерихи в Иркутске
Вновь
Рерихи в Иркутске
В недавно
прошедшем 1999 г. было сразу четыре
юбилейные даты семьи Рерихов —
художников, мыслителей,
просветителей. Исполнилось 125 лет
со дня рождения ее главы — Николая
Константиновича, 120 лет — со дня
рождения его супруги и
единомышленника Елены Ивановны, 95
лет — со дня рождения их младшего
сына Святослава. А также
праздновалось 10-летие основания
Международного центра — музея
имени Н.К. Рериха, расположенного в
Москве в старинном дворце с
колоннами, что в Знаменском
переулке.
Как великого
сына России и мира Н. Рериха в
юбилейный год чествовали на родине:
его образ воплотили в мемориальном
памятнике у входа в Международный
центр его имени. Скульптура в
Знаменском переулке двухфигурная,
парная. Рерих предстает рука об
руку с другом, женой и соратником
Еленой Ивановной
Шапашниковой-Рерих.
Авторы
памятника — скульптуры С.В.
Манцерев и С.Ю. Кузнецов —
запечатлели в бронзе своих героев в
благородной классической манере,
объединив их рельефным
изображением Знамени Мира Рериха.
Но не только
памятник — подарок великому
соотечественику в честь его юбилея.
В самом центре-музее им. Н.К. Рериха
была развернута выставка ранних
работ Николая Константиновича, там
же экспонировались произведения и
Святослава Николаевича. Выставка
доставила большое удовольствие
москвичам и гостям столицы.
Передвижные
выставки, которые стали в России
традицией еще с 70-х годов 19 века,
постоянно устраиваются
центром-музеем им. Н.К. Рериха и в
наши дни. Они востребованы вот уже
несколько лет подряд и у нас, в
Иркутске, несмотря ни на какие
финансовые трудности.
3 апреля 2000
года очередная такая выставка
откроется в залах Иркутского
областного художественного музея
им. В.П. Сукачева (на ул. Ленина, 5). На
ней будут представлены картины Н.К.
Рериха его гималайской серии (30-40-х
годов) и работы С.Н. Рериха (50-х
годов) — 56 произведений отца и сына
Рерихов, застрахованные на 168000 (сто
шестьдесят восемь тысяч) долларов
США.
Но еще больше
духовная ценность этих
произведений. Зрители подолгу
стоят у каждой картины, большой или
маленькой. Думаю, что новая
выставка вызовет очередной большой
интерес у иркутян. Не случайно в
нашем городе активно работает
общество Н. Рериха.
Возможно,
именно сейчас, в годы нищеты и
материальных проблем, в годы
разрушения вековых устоев и старой
государственной системы, так
ложатся на душу российским людям
извечные мысли о красоте, о
неисчерпаемой мощи человека, о его
высоком духовном предназначении,
мысли, которые пером и кистью
запечатлевал Н.К. Рерих. Картины Н.
Рериха, как и его сына, вновь и вновь
напоминают нам, что не хлебом
единым жив человек, особенно
российский.
46 небольших
этюдов, созданных в Гималаях Н.К.
Рерихом, увидят на выставке
посетители Иркутского
художественного музея. Художник
написал их несколько сотен, и ни
один не похож на другой. Поэтому
даже те, кто когда-то был на
выставке его работ, увидят то, что
еще не видели! Каждый этюд мастера —
это ощущение сразу двух миров —
видимого и невидимого; это музыка и
движение, ритм и цвет, претворенные
в особую форму — форму Горы как
символа духовности и совершенства.
Гималайские
вершины Н. Рерих писал с натуры,
достаточно быстро, практически в
один прием. Техника темперы по
влажному картону требовала именно
такого темпа работы.
Но то, что
подразумевается под "этюдом",
совершенно не входит в рамки каждой
небольшой работы художника. В четко
скомпанированном пейзаже зрителя
охватывает ощущение особого
величия разворачивающегося перед
ним пространства.
Для Н. Рериха
Гималаи — это не просто
великолепные горы, для Рериха
Гималаи — это особенное место на
земле.
"С гор —
скрижали Завета. С гор — герои и
подвиг", — запишет мастер. В
этюдах художника впервые в мировом
искусстве создается образ Гималаев
и как одного из самых красивейших
мест на земле, где каждое мгновение
рождает новое сочетание цвета и
линии, и как одного из самых
необычных мест на нашей планете,
таящего множество загадок, места,
где космическое пространство
сливается с земным в едином потоке
мощного созвучия.
И не случайно
первый космонавт мира Юрий Гагарин,
глядя из космоса на нашу землю,
записал в бортовом журнале:
"Неописуемая цветовая гамма! Как
на полотнах художника Н. Рериха".
Гималайские
этюды Николая Константиновича
Рериха — уникальное явление в
мировом искусстве. Осознать это
полностью, ощутить их воздействие
на зрителя поможет эта передвижная
выставка, организованная
Международным центром Рерихов.
Валерия
НАЗАРОВА, искусствовед,
гл. специалист ИОХМ им. В.П.
Сукачева.