Без нормального здоровья нет будущего
Без
нормального здоровья нет будущего
Заместитель председателя
Законодательного собрания Г. В.
Истомин на заседании коллегии
комитета здравоохранения
Иркутской области высветил
проблемы сохранения главного
богатства нации.
Главный и
основной критерий социальной
политики — это
социально-психологическое
самочувствие людей. В конце
прошлого года социологи Иркутской
области попробовали изучать этот
вопрос и пришли к следующим
выводам. Отмечено, что сомнение и
неуверенность преобладают в
настроении людей. Подавленность,
угнетение, отсутствие уверенности
в завтрашнем дне испытывают жители
городов и районов области. Почти
тридцать процентов опрошенных не
уверены в завтрашнем дне. Люди
считают, что изменения приводят
скорее к худшему, чем к лучшему.
Большинство в рамках этих
социологических исследований
высказывало обеспокоенность
прежде всего экономической
ситуацией, безработицей,
преступностью, состоянием дел в
здравоохранении, образовании и в
молодежной среде.
Что, по
мнению жителей Иркутской области,
должна обеспечить власть? На первом
месте экономический рост, затем
социальная справедливость, жесткий
порядок, повышение духовности и
культуры и последнее — обеспечение
равных возможностей. Люди желают
стабильной работы, занятости и
материального достатка.
Как мы можем
оценить ситуацию в Иркутской
области и почему такие настроения у
людей?
Во-первых,
вот уже десять лет в худшую сторону
для большинства населения
изменяется ситуация в доходах.
Продолжает происходить резкое
расслоение населения по уровню
материального достатка. И
сверхбедные, и сверхбогатые по
доходам различаются как одни к
двадцати-пятидесяти. Роль
государства в этом процессе на
сегодня минимальна. Только в
бюджетных сферах она сводится к
установлению минимального размера
оплаты труда.
Повышение
оплаты труда на 20% с 1 апреля не
покрывает той инфляции, которая
произошла. Поэтому сегодня
Федеральным органам власти нужно
решать вопросы повышения тарифных
ставок работников бюджетной сферы,
исходя из того, чтобы заработная
плата была не ниже официально
установленного прожиточного
минимума. Сегодня же получается
парадоксальная ситуация, когда
работник первого, второго разряда
получает двести рублей, а на проезд
в автотранспорте платит больше, чем
зарабатывает. Поэтому сегодня
актуальнейшей проблемой является
реформирование оплаты труда.
В настоящее
время покупательская способность в
Иркутской области составляет 2,7
набора из 25 наборов продуктов
питания против 3,3 в середине
девяностых годов. В категорию
бедных попадают большие социальные
группы работающих в социальной
сфере, военнослужащие и
безработные. Практически более 60%
населения имеют доход ниже
установленного прожиточного
минимума. Статистика
свидетельствует, что
среднестатистический житель
области потребляет мясных и
молочных продуктов на уровне 60-го
года, рыбы и рыбопродуктов — на
уровне 50-х годов. Необходимая
калорийность в последние годы
обеспечивается за счет хлеба,
картофеля и сахара. А с составом и
качеством питания связана другая
проблема: ухудшение здоровья.
Распространенными стали
ослабление иммунной системы,
дефицит веса у молодежи, рост
заболеваемости
желудочно-кишечного тракта,
пищевые отравления, анемия у
рожениц и молодых матерей.
К сожалению,
конкретных путей сокращения
бедности не предлагается.
Центральные власти, похоже, не
знают путей решения этой проблемы и
пытаются перекладывать проблемы на
регионы и местное самоуправление.
В области
выбран принцип активного
воздействия на происходящие
процессы. Что-то делается для
выживания социальной сферы, а
где-то видны подвижки в сторону
наращивания потенциала,
обеспечивающего жизнедеятельность
людей. В этом году в областном
бюджете увеличены ассигнования на
образование и здравоохранение в 1,8
раза, на культуру — в 1,9 раза, почти 1
миллиард рублей заложен в бюджете
на выплату долгов и выплату текущих
детских пособий. И мы полагаем, что
в этом году на одну социальную
проблему у нас станет поменьше.
Вообще, по консолидированному
областному бюджету 56% направляются
на реализацию социальной политики.
Вместе с тем
Законодательное собрание
оценивает финансирование
здравоохранения на сегодняшний
день как крайне недостаточное. В
таком же положении находится вся
социальная сфера.
Нужны четкие
приоритеты. И главным, на наш
взгляд, должны стать
профилактические мероприятия по
снижению заболеваемости и
смертности населения, охране
здоровья матери и ребенка,
распространению здорового образа
жизни.
Для этого
надо серьезно выстраивать
первичную медико-социальную
помощь, расширять различные виды
амбулаторной помощи. От слов к делу
переходить в организации
рационального использования
коечного фонда, сокращать его за
счет развития межрайонных лечебных
центров, сети дневных стационаров,
больниц сестринского ухода.
Все это
должно изменяться одновременно со
структурой служб здравоохранения,
их управлением. И начать необходимо
с утверждения нормативов затрат по
амбулаторному и стационарному
лечению.
Целевые
областные программы
здравоохранения должны стать
основой для формирования
муниципальных заказов, содержащих
объемные и финансовые показатели
деятельности всех муниципальных
медицинских учреждений. Тем самым
формируется единая система
организации медицинской помощи с
привлечением всех источников
финансирования.
В условиях
недостаточного финансирования
здравоохранения следует активнее
привлекать ведомственные лечебные
учреждения к реализации программы
государственных гарантий,
настойчиво удешевлять обязательно
медицинское страхование, в том
числе за счет рационального
расходования страховыми
компаниями средств
налогоплательщиков, увеличивать
объем платных услуг, строго
регламентировать и выдерживать
общедоступный базовый набор
медицинских услуг.
Следует
отметить, что в Иркутской области
отсутствует единая система
управления здравоохранением. Она
разделена на несколько слабо
связанных структур, отдельно
решающих вопросы
санитарно-эпидемиологического
благополучия, оказания медицинской
помощи и ее финансирования. В
результате снижается
эффективность деятельности
практически всех служб
здравоохранения, нерационально
используются и без того весьма
ограниченные его ресурсы. Понимаю,
будет сопротивление, но убежден,
что вертикаль нужно
восстанавливать.
На
законодательном уровне слабо
увязаны между собой обязательства
областной власти в сфере
здравоохранения и имеющиеся
финансовые ресурсы. В результате
острой нехватки финансовых средств
для обеспечения обязательств
области по охране здоровья
населения неизбежно увеличивается
доля личного участия граждан в
оплате медицинских услуг. Подобная
практика крайне пагубна для
наиболее социально незащищенных
групп населения. В областных
нормативно-правовых актах не
урегулированы вопросы контроля
качества медицинской помощи и
многое другое. Все эти проблемы в
совокупности свидетельствуют об
объективной необходимости
разработки Закона "О
здравоохранении Иркутской
области", который уже около трех
лет гуляет по коридорам власти.
Государственная
политика в области здравоохранения
должна строиться на принципах
ответственности органов
государственной власти, местного
самоуправления и должностных лиц,
отвечающих за исполнение
законодательства в области
здравоохранения. По-другому не
может и не должно быть.