Собиратель прекрасного
Собиратель
прекрасного
Елена ЗУБРИЙ,
директор Иркутского областного
художественного музея имени В.П.
Сукачева.
Исполнилось 85 лет
заслуженному работнику культуры
Российской Федерации, почетному
гражданину города Иркутска
Фатьянову Алексею Дементьевичу,
одному из старейших музейщиков
страны. Иркутскому областному
художественному музею Фатьянов
посвятил 54 года жизни. Тридцать лет
из более чем полувековой
"музейной" биографии он
занимал пост директора одного из
крупнейших российских
художественных музеев.
Для
собирания коллекции и, более того,
для создания музея нужны не только
благие намерения и значительные
средства, но и глубокие знания,
повседневные заботы многих лет и
осознание общественного смысла
своей деятельности. Составление
любого серьезного собрания, как
правило, является результатом
целеустремленной деятельности
многих единомышленников
нескольких поколений. Среди
собирателей немало личностей
ярких, натур страстных и
деятельных. Их гражданское
достоинство и энергия ищут выход в
служении культуре, искусству. В
последнем они находят и личное
наслаждение и высокую возможность
служения Отечеству.
История
сложения музейных коллекций
сохранила много имен собирателей,
много примеров их самоотверженной
деятельности.
Личность
Алексея Дементьевича Фатьянова
заслуживает особого интереса и
уважения. Как заслуживает особого
разговора история крупнейшего за
Уралом иркутского собрания
художественных ценностей,
приумножению которого он посвятил
большую часть своей жизни.
Две судьбы —
Иркутского музея и А.Д. Фатьянова,
главного собирателя его сокровищ,
главного строителя его организма,
главного радетеля за его
процветание, — не просто
неразлучны, а едины. Воспринимать
их можно и нужно как одну жизнь.
В январе 1935
года Алексей Фатьянов, в то время
еще студент Иркутского
изопедтехникума, пришел работать в
научный музей в качестве
научно-технического сотрудника. В
составе научного музея (сейчас
краеведческий музей) находилась
картинная галерея (с 1936 г. —
Иркутский областной
художественный музей). Приходилось
писать этикетки к экспонатам,
позднее — водить экскурсии.
Учителями А.
Фатьянова были прекрасные
художники и педагоги техникума А.
Вологдин и А. Жибинов.
— Ты будешь
хорошим художником, у тебя сердце
живописца, — говорил Алексей
Жибинов. — Ты хорошо видишь и
понимаешь цвет. Нужна полная
самоотдача и большие знания.
Долгие
вечера в музее в окружении
произведений искусства изменили
его судьбу. Живопись все больше
отходила на второй план. Его
главной привязанностью и
впоследствии домом и частью жизни
становится музей.
Были в его
судьбе годы службы в армии, годы
войны, интересное и заманчивое
предложение работать в музее
Останкино в Москве. А. Фатьянов в 1946
году возвращается в Иркутск в свой
музей, чтобы больше никогда его не
покидать.
К тому
времени музей обладал значительным
собранием памятников
изобразительного искусства и
солидным опытом просветительской
деятельности. Имена Владимира
Сукачева, Константина Померанцева
и Бориса Лебединского уже были
вписаны в историю иркутского музея.
А. Фатьянову
предстояло достойно продолжить их
дело, приумножить коллекцию на том
же высоком художественном уровне,
как и его предшественники.
С 1948 года
Фатьянов стал директором
Иркутского областного
художественного музея и главным
собирателем его сокровищ.
Энтузиазм и знания, глубоко
профессиональная деятельность
этого талантливого собирателя
искусства привлекли и навсегда
поселили в стенах музея тысячи
ценнейших памятников
художественного творчества. Но, что
еще важнее, обеспечивали их
сохранение, способствовали
возрождению к жизни, казалось бы,
утраченных ценностей и имен их
создателей.
С одной
стороны, А. Фатьянов стал
продолжателем, и продолжателем в
превосходной степени, дел своих
предшественников, с другой — он
смог значительно изменить контуры
музейного собрания, обеспечить ему
приток художественных ценностей из
известнейших частных собраний
России и государственных фондов.
Его
стараниями конец сороковых —
пятидесятые годы в жизни музея
отмечены значительным притоком
произведений искусства. Среди
приобретений работы А. и В.
Васнецовых, Ф. Малявина, В. Сурикова,
И. Крамского, А. Саврасова, В.
Тропинина, М. Врубеля, полотна
известных живописцев: С. Герасимова
и И. Грабаря, П. Кончаловского и А.
Куприна, Н. Ромадина и А. Дейнеки, К.
Юона и А. Пластова, скульптура И.
Шадра и А. Голубкиной, Н. Андреева и
С. Коненкова. Да разве можно все
перечислить!? За время директорства
А. Фатьянова коллекция музея
выросла с 3000 произведений до 12
тысяч.
Благодаря
подвижничеству А. Фатьянова в 1951
году музей приобретает новое
помещение. Его коллекции,
библиотека и архив перемещаются в
старинное каменное здание бывшего
Сибирского банка (ул. К. Маркса, 23).
Новая
экспозиция создавалась А.
Фатьяновым на одном дыхании.
Представленная посетителям музея,
она имела величественный вид и
вызывала радостное изумление:
отдел русского искусства XVII —
начала ХХ века сменялся искусством
советского времени, затем разделом
искусства Китая и Западной Европы,
впервые демонстрировались многие
художественные ценности, до той
поры скрытые от глаз посетителей в
запасниках музея.
Ценность
деятельности А. Фатьянова, как
опытного музейщика, состояла в его
неустанной исследовательской
работе, в активном
просветительстве на поприще
искусства посредством выставок и
публикаций, экскурсий и
выступлений.
Трудно
назвать каталоги, буклеты и статьи,
написанные им, — их сотни. Он
написал и издал с 1958 года шесть книг
о своем музее, его основателе В.
Сукачеве и дарителях (более двухсот
имен дарителей остались в истории
музея).
С дарителями
у него были особые, подчас весьма
тесные, отношения. Они
поддерживались десятилетиями и
давали жизненные силы любимому
делу.
А. Фатьянов
смог так расположить к Иркутску
крупного московского
коллекционера Феликса Вишневского,
что около двухсот первоклассных
произведений искусства — щедрый,
бескорыстный дар — пополнили
запасники нашего музея. Новые
поступления изменили состав
коллекций русского и
западноевропейского искусства,
заставили внести изменения в
экспозицию, где появились работы О.
Кипренского, С. Щедрина, картины
итальянца М. Мариески и голландцев
Г. Ромбоутса и Виллем ван де Вельде,
французов Г. Робера и Т. Гюдена,
немцев К. Шульца и Э. Хильдебрандта,
австрийца И. Грасси. Свое место
заняли превосходный русский и
зарубежный фарфор, изделия из лака.
Дары были столь значительны, что А.
Фатьянов ставит имя Ф. Вишневского
в один ряд с именем основателя
музея В. Сукачева.
А
доброжелательным отношениям А.
Фатьянова с Николаем Величко,
наследником и хранителем известной
в Москве коллекции врача и большого
почитателя искусства Валерьяна
Величко, музей обязан
приумножением коллекции
древнерусского искусства. Ценные
иконы афонской, московской,
новгородской, ярославской школ
XVI-XVIII веков составляют гордость
иркутского собрания. Русская и
западноевропейская живопись и
графика, произведения старого
китайского искусства, редкие книги
и альбомы XVI-XIX веков из московской
квартиры Н. Величко перекочевали в
иркутскую сокровищницу. Более чем
за два десятилетия Н. Величко
передал музею более 2000 памятников
культуры.
У Н. Величко я
бывала не раз, но первый свой визит
вспоминаю часто.
Прилетев в
Москву, я созвонилась с Николаем
Кирилловичем, договорилась о
встрече и, с трудом найдя дом в
череде серийных построек 70-х годов,
постучала в дверь. Меня встретил
высокий седой красивый человек. Он
долго и внимательно читал письмо А.
Фатьянова, расспрашивал о музее.
Затем сказал, что приготовил
несколько подарков для нашего
собрания. Оказалось, это были иконы,
старинные жалованные царские ковши
из серебра, книги… Когда мы все
упаковали, получилось 16 объемных
коробок. "Как же я все это
унесу?!" — воскликнула я. Во мне не
было колебаний — принимать дары или
нет, это был возглас отчаяния.
"Алексей Дементьевич увозил",
— просто сказал мне Николай
Кириллович.
На то время я
была музейщиком почти с 20-летним
стажем работы, но пример служения
своему делу А. Фатьянова догнал
меня и помог мне в Москве. Все
переданные в дар музею
художественные ценности были
доставлены в Иркутск.
А вот его
учеником я чувствую себя и по сей
день и оглядываюсь на него и его
опыт и сегодня.
В 1975 году А.Д.
Фатьянову удалось убедить
руководство области и города и
получить для обширной коллекции
музея, его солидной библиотеки и
уникального архива новое
прекрасное здание по ул. Ленина, 5.
Собрание музея разместилось в
просторных светлых залах и удобных
фондохранилищах. Именно А.
Фатьянову принадлежала идея
возрождения усадьбы основателя
нашего музея и превращение ее в
мемориальный музей В. Сукачева с
детской картинной галереей в одном
из ее флигелей. Городскими властями
усадьба была передана музею, и в
наши дни ведутся реставрационные
работы на ее объектах.
Отмечая
85-летие одного из старейших
музейщиков страны, члена Иркутской
организации Союза художников РФ,
заслуженного работника культуры РФ
и почетного гражданина нашего
города, мы отдаем дань уважения
человеку, жизнь которого посвящена
созданию крупнейшего за Уралом
собрания художественных ценностей,
сохранению и приумножению духовных
богатств нашего народа.