А я опять в Париж хочу...
А я
опять в Париж хочу…
Светлана ЖАРТУН
На очередной
премьере театра-студии
"Диалог" традиционно был
аншлаг. Художественный
руководитель Валентина Просекина
то и дело прерывала свое
вступительное слово заботой о том,
чтобы всем желающим посмотреть
спектакль хватило мест.
Итак, Михаил
Булгаков, "Зойкина квартира".
Москва периода нэпа, кокаин,
предпринимательство. Возникает
ощущение, что пьеса написана
сегодня: одинаковы заботы о
выживании и даже стремление уехать
за границу.
Валентина
Просекина, заботясь о чистоте
эстетических устремлений своих
студийцев, ранее обращалась в
основном к классике — "Месяц в
деревне" Тургенева, "Чайка"
Чехова. Современную пьесу она нашла
тоже в классике, да такую, что и
акцентировать день сегодняшний не
надо — все написано, обострено,
доведено до абсурда.
Милая дама
Зоя Денисовна Пельц, роль которой
исполняла в тот день Алла
Волокитина (есть еще две
исполнительницы — Сана Позднякова
и Анна Портнягина), задумала уехать
в Париж. Нужны деньги! И она под
вывеской пошивочного ателье
организует бордель.
И
завертелось колесо, в котором
бывшие графы стали таперами и
администраторами, а вчерашние бог
весть кто — Гусями, разбрасывающими
деньги налево и направо. Появились
девочки, умеющие демонстрировать
"туалеты", и китайцы, услужливо
предлагающие кокаин.
Стремительности, с какой
развивалось дело, можно было только
позавидовать, но… Гуся убили, и
заведение раскрыли.
Зачем надо
было "Диалогу" играть пьесу, в
которой сюжет кажется
сомнительным, а все действующие
лица — в чистом виде антигерои?
Наверное, затем, чтобы во-первых,
дать "выхлоп" молодой энергии
(все студийцы — учащиеся, студенты,
одним словом, молодежь), а во-вторых,
понаблюдать за одной из сторон
нашей жизни. Она предстает
абсурдной и гротесковой. Как же
надо вертеться, чтобы оставаться на
плаву, как надо поступаться всеми
принципами, чтобы продвинуться к
заветной цели…
О родине,
матушке-России, никто из героев
"Зойкиной квартиры" не думает.
Гражданские идеи попраны, человек,
оставшийся один на один с суровой
действительностью, стремится
выжить всеми средствами, нимало не
смущаясь безнравственностью своих
поступков.
Александр
Аместистов в исполнении Матвея
Мамченко — своеобразный Фигаро
русского варианта: "там-сям"
помогло ему талантливо поставить
дело, успевать везде и объединять
всех. Актер виртуозно выводит
своего героя на гротесковую
обобщенность характера легкого,
везде приспосабливающегося, но,
увы, постоянно проваливающегося в
своих начинаниях.
Если
говорить о форме спектакля, в нем
Валентина Просекина стремилась
объединить яркую театральность,
сатиру, переходящую в гротеск, с
абсурдом тех жизненных проявлений,
о которых со сцены ведется
стремительное повествование.
Алла
Вадимовна — роскошная женщина в
исполнении Татьяна Герасимовой.
Какая судьба и какие мечты
заставили ее стать примой
"ателье"? А рядом Гусь актера
Сергея Скарсенко, заглянувший туда
"забыться" от нахлынувшей на
него любви. Оказывается, от него
бежит Аллочка зарабатывать деньги
определенным дамским способом на
дорогу в Париж, а он от нее ищет
успокоения своей души. Афронт да и
только! Но за этой смешной и нелепой
ситуацией чувствуется излом
человеческих судеб, драма сердец.
Сцены
"китайцев" на протяжении всего
действия придуманы режиссером и
исполнены актерами Павлом
Даниловцевым и Александром Мосиным
блистательно. В них много юмора и
нашего представления о восточных
людях.
В героях
Булгакова, а вслед за ним и
спектакля театра "Диалог" есть
все черты современных искателей
счастья. Пожалуй, нет только одного
— прагматизма, умения рассчитать и
спроецировать ситуацию до конца. Но
это почти начало века, и люди тогда
еще не разучились видеть в жизни ее
романтическую сторону. Помните:
"В лимоново-бананном
Сингапуре"? Да, это одно время,
только, в отличие от Вертинского,
увиденное Булгаковым с другой
стороны.
Валентина
Просекина не стала лишать героев
своего спектакля романтического
флера, но добавила к нему
драматургический гротеск. Сегодня
осталось перемешать его с тем
фантасмагорическим абсурдом, без
которого Булгаков немыслим. Но эта
работа впереди: в "Диалоге" над
спектаклем работают ровно столько,
сколько он идет на сцене.