Новая стратегия -- новое мировоззрение
Новая
стратегия — новое мировоззрение
К выходу в свет книги А.
Подберезкина, В. Макарова
"Стратегия для будущего
президента России: русский путь"
Любой
президент любого государства
обязан предложить нации программу —
как минимум свое системное видение
роли и места государства в мировом
сообществе, целей, задач и способов
их решения администрацией и
правительством. В противном случае
президент не выполняет своей
основной функции, "не делает
своей работы". Ни коммунисты, ни
либералы так и не смогли не только
преодолеть идеологический тупик,
но и сколько-нибудь убедительно
обосновать разумность своих
поисков. Коммунисты — потому что
особенно не старались выйти за
рамки устоявшихся доктрин, а
либералы — потому что не считали
нужным это делать, полагая, что на
Западе все уже сделано. Интуитивные
попытки Е.Примакова и Ю.Лужкова не в
счет, ибо серьезной
мировоззренческой работы там еще и
не велось: не было ни времени, ни
явного интереса.
Эстафету
пробуждающегося национального
самосознания осенью 1999 года
подхватил новый премьер В.Путин.
Обещаниями "замочить
террористов в сортире" он совсем
не случайно задел чувство
национального достоинства русских,
оскорбленных поражением в Чечне в
1996 году, пренебрежением Запада в
Косово, диктатом МВФ.
Но от этой по
большей мере интуитивной
деятельности переход к
сознательно-стратегическому
планированию тяжел и долог. Он
требует строго научного
осмысления, широкой дискуссии.
Мы убеждены,
что осмысление дня сегодняшнего
невозможно без анализа
исторического наследия русской
нации — того фундамента, на котором
основываются (признаем мы это или
нет) все наши нынешние поражения и
неудачи. Огромное творческое
наследие русской
общественно-политической мысли до
сих пор не нашло своего применения
в реальной политике.
Среди
нынешнего мировоззренческого
хаоса просматривается несколько
тенденций, вокруг которых
происходит кристаллизация
общественно- политической мысли,
"выстраиваются" политические
партии, союзы. И это будущему
президенту придется иметь в виду,
ища опору среди широких слоев
нашего общества.
Первая
тенденция, выражающая победу
либерального крыла КПСС, —
либерально-демократическая. Она
основывается на западнических,
неолиберальных идеях. Сегодня эта
идея переживает теоретический и
политический кризис.
Непосредственная причина —
катастрофический результат реформ.
Вторая
тенденция,
ортодоксально-коммунистическая,
также находится в глубоком кризисе,
который, однако, смягчается
неудачами неолиберализма в России.
Кроме того, коммунисты имеют
гарантированную поддержку
значительной части граждан страны,
которая обеспечивает им устойчивый
политический результат на выборах
и поддержку протестной части
электората.
Третья
тенденция,
традиционалистская,
"почвенная", которая всегда,
даже в советские времена,
существовала в России. Ее оживление
в 90-е годы, связанное с интересом к
прежде оттесненной в тень теме —
истории и культуре Руси и России, —
способствует укреплению
самосознания русского народа.
К сожалению,
некоторые сторонники этого
направления наивно верят лидерам
КПРФ, которые в случае победы
прежде всего будут бороться не со
своим классическим врагом —
"буржуазией" (здесь они уже
доказали свою "гибкость"), а с
патриотическими, народными
традициями. Ибо они абсолютно
несовместимы с их практикой
руководства партией.
Наконец, есть
и четвертая, "обобщающая"
тенденция, которая вызревает
"на стыке" трех предыдущих и
является качественно новым
явлением в
общественно-политическом сознании
России. Это
государственно-патриотическое
мировоззрение.
По сути дела,
эта тенденция отражает быстро
растущую субкультуру, идущую
взамен коммунистической и
псевдодемократической.
Именно с
этой, четвертой, тенденцией вот уже
много лет связывает свое будущее
актив движения "Духовное
наследие". Сотни его книг и
журналов внесли вклад в развитие
этой тенденции.
Стратегия
президента должна, безусловно,
найти отклик в общественном
сознании. В последнее время часть
граждан, сумевшая так или иначе
адаптироваться к хаосу, уже
начинает задумываться о том, как
жить дальше. Назрела необходимость
в новой, современной идеологии для
нации, и нужны новые ее носители, не
отягощенные инерцией мышления,
ошибками прошлого и догматической
уверенностью в своей правоте.
Роль
будущего президента в этом огромна.
Именно он — лично, непосредственно,
а также через своих помощников —
формирует самую крупную властную
вертикаль — исполнительскую. В
соответствии с нашей Конституцией
он фактически единолично формирует
самую большую часть правящей элиты
страны.
Подытоживая,
можно сказать, что разработка новой
стратегии для нового президента
без нового мировоззрения
невозможна. И начинать надо именно
с мировоззренческих проблем,
базовых проблем будущей стратегии
и будущей президентской программы.
*
Сокращенный вариант публикации в
газете "Слово", 19-20 января 2000 г.