издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Земля для нас, что мать родная"

"Земля
для нас, что мать родная"

Геннадий
ПРУЦКОВ, "Восточно-Сибирская
правда"

Спустя немногим
более недели после Всероссийского
совещания по проблемам
Агропромышленного комплекса, что
состоялось в Краснодаре с участием
и.о. президента В.В.Путина , высокая
делегация посетила и Иркутск и
потому естественным было, что
министр сельского хозяйства и
продовольствия А.В.Гордеев свое
выступление перед руководителями
хозяйств начал с рассказа о том, что
удалось достигнуть в Краснодаре, а
также познакомил с общей ситуацией.

ЧТО ДАЛ
НАМ КРАСНОДАР

— Наступает
новая политическая эпоха, — отметил
Алексей Васильевич Гордеев. — И мы
пытаемся хоть что-то выбить для
села. Идет тяжело.Слишком много
вопросов накопилось. Первоначально
на нужды села было заложено в
бюджете 7 миллиардов рублей.К этому
делу , к формированию бюджета ,
подключились депутаты-аграрники,
ряд губернаторов. Прибавили еще 5
миллиардов. Это на 29 процентов
больше,чем было на 1999 год. (Очевидно,
без учета инфляции —Г.П.) Подобное
финансирование, конечно,
принципиально не решит самых
сложных вопросов. Для этого надо
ежегодно получать по 30-35
миллиардов. Только тогда можно
решать ключевые задачи по
технике,племенному
делу,семеноводству,по сезонному
кредитованию.Недостатки
последнего очень серьезно
сказываются на проведении полевых
и уборочных работ.

Нам удалось
серьезно проработать ряд вопросов
перед совещанием в Краснодаре, где
было принято постановление
правительства "О неотложных
мерах по проведению весенних
полевых и уборочных работ". Мы
смогли закрепить ответственность
Минтопэнерго и нефтяных компаний
за поставки ГСМ. Нам обещали: в
течение двух с половиной месяцев, в
период весенних полевых работ, цены
не будут повышаться. Еще недавно на
областном селекторном совещании
говорилось,что проблема
обеспечения ГСМ приобрела
чрезвычайную остроту и в аграрном
штабе Приангарья тогда р не видели
решения ее. — Г.П./

Также
рассмотрены дополнительные схемы
оплаты, которые расширят правовые
возможности регионов в части
использования системы
казначейства и гарантий нефтяных
компаний для поставки топлива без
предоплаты.

На совещании
ставился вопрос о погашении
кредиторской задолженности за
поставки продовольствия военным и
другим спецпотребителям. Это долг
за 1999-97 годы и составляет 2,5
миллиарда рублей. В первоочередном
порядке поставлен вопрос о
погашении кредиторской
задолжности федерального бюджета
сельскому хозяйству за два года. В
1999 году федеральный бюджет впервые
отдал все деньги, которые были
запланированы. За два
предшествующие ему года сумма
долга составила 3,6 миллиарда
рублей.

Отдельная
тема — льготное кредитование.
Возврат средств идет плохо. 4,8
миллиарда рублей из девяти зависли
в регионах, в хозяйствах. Т.е.не были
возвращены в срок. Поэтому реально
на начало полевых работ будем иметь
4,2 миллиарда.

Был затронут
также чрезвычайно острый вопрос о
техническом оснащении
сельскохозяйственных предприятий
и фермеров. Как известно , на селе
сложилось критическое положение.
Решение предлагается оригинальное:
создать фонд поддержки
отечественного
сельхозмашиностроения.Формироваться
он должен за счет отчислений с
хозяйств.

ДОЛГИ
НАШИ ТЯЖКИЕ

Что еще
активно обсуждалось на совещании в
Краснодаре? Вопросы кредиторской
задолженности. Ее сумма — 180
миллиардов рублей.Она в полтора
раза превышает обьем всей годовой
выручки сельского хозяйства от
реализации своей продукции. То есть
, если мы захотим рассчитаться , то
нам надо полтора года проработать
бесплатно. Из этой задолженности 122
миллиарда являются просроченными.
Их явно не выплатить. При этом наша
дебиторская задолженность — 27
миллиардов рублей. Мы имеем разрыв
в 6,5 раз. Ни одна отрасль не
находится в таком тяжком положении.

Нам удалось
убедить руководство страны в
том,что хотя бы подписали
распоряжение и.о. президента с
поручением правительству РФ внести
проект закона в Государственную
Думу о реструктуризации
задолженности АПК и санировании
сельхозпредприятий. Честно скажу,
удалось убедить на той основе, что
сегодня можно говорить о
санкционировании со стороны
государства теневой экономики в
сельском хозяйстве. По нашим
расчетам, половина предприятий не
имеет связи с государством. Не
имеют цивилизованных отношений с
другими субьектами экономики. Сами
по себе проворачиваем, меняем,
сдаем, выплачиваем, где продуктами,
где наличным оборотом. Нужно
посмотреть и на директорский
корпус. Хватает у нас и пьяниц, и
бездельников.

С каждым
хозяйством будет рассматриваться
промфинплан, как мы раньше
говорили, или бизнес-план. Если
хозяйство способно с чистого листа
вести свою экономику, хотя бы на
уровне простого воспроизводства,
то такому хозяйству мы все очистим
(долги), и оно начнет работать.А те
долги, что набежали по штрафам и
пени, списываются.Те, которые
являются основными, будут
заморожены. Предполагается
рассрочка на десять лет и
постепенное гашение их.Те
сельхозпредприятия, которые будут
неспособны вести свою
хозяйственную деятельность даже
при условии чистого листа,
подвергнутся воздействию мер
организационного или
управленческого характера.Тут,
возможно, придется пойти на
реструктуризацию производства или
может быть придется отдавать их тем
эффективным владельцам, которые
готовы взять эту землю, основные
фонды и работать.

ОТДАЙ
БАНК, ОЛИГАРХ!

На совещании
рассматривался, на первый взгляд,
вроде бы частный вопрос:
воссоздание Российского банка как
государственной национальной
кредитно-финансовой системы в АПК.
С большим трудом вышли на какое-то
решение. Финансово-экономические
круги правительства почему-то
категорически отказывались
поддерживать наше предложение. Они
заявляют о том, что не нужен такой
банк. Однако и.о. президента такое
решение принял. Проект
распоряжения подготовлен.

Смысл нашей
акции в том, чтобы все активы и
пассивы из бывшего агропромбанка, а
также все ресурсы
финансово-кредитные, связанные с
сельским хозяйством, передать
новому финансовому учреждению и на
этой основе создать
государственный Россельхозбанк.
Этот банк и выполнял бы целый ряд
функций: кредитование сельского
хозяйства, обслуживание
предприяитий АПК. Этот банк
рассматривался бы как финансовая
система,коиторая проводила бы
взаиморасчеты между предприятиями
— это очень важный вопрос. Данный
банк участвовал бы в
реструктуризации задолженности. И
в таком случае, может быть, и не
будет необходимости создавать
отдельное агентство. Этот банк
должен способствовать и
инвестиционному процессу и даже
вести учет оборота земель. То есть
делать то, что делают аналогичные
банки во многих западных странах,
например, в Канаде или в Турции.

ЧУЖАЯ
ПАШНЯ И НЕМЦУ НЕ НУЖНА

На совещании
в Краснодаре мы не могли обойти
стороной вопросы земельных
отношений. Выслушиывались
различные точки зрения. Между
прочим, год назапд было точно такое
же Всероссийское совещание, правда,
в нем не участвовал тогдашний
президент. Среди выступавших по
этому вопросу был Назарчук,
председатель Законодательного
собрания. И он заявил буквально
следующее:"У нас на Алтае
говорят: земля — это мать, а матерью
не торгуют." В нашем министерстве
придерживаются такой же позици.
Вообще вопрос о купле-продаже земли
чисто политически не созрел. И не
разобравшись с приваптизационным
процессом, который уже прошел, и
теперь наслаивать еще вопрос о
купле-продаже земли… Это же снова
приведет к возникновению
водораздела внутри общества, к
делению на красных и белых. Мы же
знаем, чем это заканчивается. А в
Краснодарском крае издавна
сложилось, что общиной
обрабатывают землю, общиной ее
защищают. И кубанцы прямо
предупреждают, что введение прямой
купли-продажи земли может привести
к очень серьезным последствиям.(
В.Путин подчеркивал на том
совещании, что рынок земли — не
самоцель. Возможно, в этой ситуации
скупщиком земли следует выступать
Центральному банку. Тогда нечистым
на руку дельцам путь к этому рынку
будет заказан.—"Труд",15
февраля.—Г.П.)

Но все равно,
подчеркнул выступавший, нужно
делать оборот земли. Она должна
быть средством производства, она
должна предоставлять некую
гарантию инвестиционному процессу.

Вышел в
поле "тепловоз"

Министр не
мог не коснуться и одной из самых
болевых проблем АПК — диспаритета
цен. По его словам, есть диспаритет
внешний и внутренний. В настоящее
время соотношение индексов цен на
ресурсы для села и на его продукцию
составляет 4,5 раза и не в пользу
села.

Отвечая на
вопросы и упреки, высказанные
сельскими руководителями, министр
отметил, что раньше РФ поставляла
на экспорт 8 миллионов тонн
минеральных удобрений и 14
миллионов — на внутренний рынок.
Сейчас по-прежнему за рубеж
отправляется 8 миллионов тонн, а вот
для своего крестьянина выделяеется
1,4 миллиона. Было намерение
повысить пошлины на экспорт, однако
химики отсоветовали. Сущкествует
определенная квота и ничего, кроме
вреда, эта мера не принесла бы. На
этот год предусмотрено увеличение
поставок туков до уровня двух
миллионов тонн.А из регионов
поступили заявки на 3,5 миллиона
тонн.40% цены будет копенсироваться
государственным бюджетом.
Желательно при обеспечении
удобрениями обходиться без
посредников. Установлено, что в
некоторых случаях их помощь
приводит чуть ли не к двукратному
удорожанию "витаминов
плодородия".

Не мог не
согласиться министр и с упреком по
поводу низкого качества
отечественной техники. "Но если
все стоит, никто ничего не покупает,
то какое может быть качество !? " —
вынужден был передать он слова
одного из директоров комбайнового
завода. С другой стороны,
Красноярский комбайновый завез
уникальный станок из-за рубежа.
Второго такого в России нет.
Растоможить не может. 40% стоимости
надо заплатить. Это что же за
политика такая в стране!?
Конкуренция определяет качество. А
ее нет.

Между тем
техническое разоружение села
достигло критического уровня.
Различных машин, оборудования
поступает на село в 100 раз меньше,
чем раньше. И если бы сейчас
создалась возможность, что Запад , в
том числе и США, взялись обеспечить
нас зерновыми комбайнами, они
работали бы только на Россию в
течение 3-5 лет.

Министр
А.В.Гордеев напомнил, что в США один
фермер создает дополнительно 10-15
рабочих мест. У нас в России,
насколько мне известно, 3-5.

— Я был на
одной из зарубежных выставок и
поверьте та техника, что
вывпускается в США, нашим
крестьянством воспримется, как
космический корабль,— с некоторой
завистью и болью говорил министр.—
Мы видели там зерновой комбайн
размерами с тепловоз. У него
компьютер, мониторы, мобильные
телефоны…

Все это
делают заводы различных отраслей и
потому купивший тот комбайн дает
работу многим: металлургам,
машиносртоителям,
приборостроителям, радиозаводам и
так далее. Не считая , естественно,
переработку. Но тот
комбайн,разумется, недешевый.
Однако едва фермер приобрел его —
государство тотчас же компенсирует
40% процентов стоимости. И,
разумеется, никто в Америке не
упрекает фермера в том, что он на
халяву живет, что он — черная дыра
экономики. Хотя по словам министра,
если убрать господдержку, то две
трети фермеров тотчас же станут
убыточными. Но Америка не
собирается идти по пути России. Мы
же со своей стороны, разорив
собственное
крестьянство,основательно
обогатили Соединенные Штаты.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры