Деньги любят счет
Деньги
любят счет
В прошедшую пятницу бюджет
Братска на 2000 год был единогласно
принят депутатами городской Думы.
Доходы его закреплены решением
областного Законодательного
собрания. Расходы, с небольшими
поправками, соответствуют расходам
года прошедшего. И собрать, и
потратить в Братске могли и хотели
бы больше, но… Но городская власть —
сторонник бюджета бездефицитного,
да и новым Бюджетным кодексом
определен предельный размер
дефицита — 3 процента. А потому
тратить будем столько, сколько
остается в общем кошельке после
отчислений в федеральный и
областной бюджеты. Сколько и кому —
в первую очередь — мы попросили
рассказать главу города Александра
Константиновича Петрунько.
—
Александр Константинович, вступив
в должность мэра, вы сразу
сформулировали "свое"
определение бюджета. Ставшую уже
крылатой фразу "Бюджет — это
прежде всего расходы" знают не
только ваши подчиненные, но и
многие горожане. Бюджет-2000
составлялся и будет исполняться
под тем же девизом?
— И
составлялся, и будет исполняться
точно так же, как прежний. Много раз
могу повторить: каковы правила
расходования средств, такова и
основа жизни в городе.
— Но ведь
стартовые условия формирования
бюджета 1998 и 2000 — разные. И тот
жесткий контроль, экономия, которые
определялись финансовым
состоянием города в 1998 году,
сегодня не так жестко диктуют линию
поведения. Не нужно расплачиваться
по долгам, возвращать кредиты,
просто искать "живые" деньги,
которых в 98-м году просто не было.
— Все это так,
за два года бюджетные параметры
города значительно улучшились.
Задолженность по своим
обязательствам снижена в два раза.
Это общие долги — возврат кредитов,
долги в Пенсионный фонд, по
заработной плате, другие. Весь 99 год
был посвящен, говоря терминами
бюджетного строительства,
реструктуризации наших долгов. Мы
платили не только текущие, но и
прежние взносы и долги. Нынешний
год будет финансово более сложным.
Городу остается минимальный за всю
его историю уровень налоговых
отчислений. А потому прежними
темпами снижать задолженность мы
не сможем. Но текущие расходы,
которые заявили и утвердили в Думе,
исполним.
— Долги
сокращены вдвое, расходы приведены
в планово-регулярный порядок.
Значит, город может позволить себе
вложить во что-то стратегическое,
по-крупному?
— К сожалению,
не может. Сегодня мы готовы только к
точечным инвестициям, и, кстати,
такие вложения в 1999 году мы делали.
Могу напомнить: транспорт,
модернизация службы "Скорой
помощи", городское хозяйство. Все
это позволяет изменить структуру
затрат нынешнего года. Мы уже на
порядок меньше запланировали
расходов на горючее, запчасти,
ремонты и т.д. Что касается
крупномасштабных инвестиций, я не
сторонник делать их за городские
деньги. Я вижу задачу в том, чтобы
развивать инфраструктуру.
Промышленную, социальную,
политическую, наконец. А вот когда
мы создадим нормальные условия,
инвесторы придут сами! И такие
инвесторы уже есть. Большой интерес
проявляют сейчас к доосвоению
газоконденсатного месторождения, к
авиапредприятию.
— А
повышение заработной платы в
бюджетной сфере? Оно
предусматривается?
— Я очень
надеюсь, что та работа, которую мы
вели вместе с депутатами ЗС по
изменению налоговых регулировок в
пользу Братска, позволит нам это
сделать. А пока мы утвердили
городской бюджет без учета
повышения зарплаты. Дотационным
территориям средства на это будут
направляться из областного
бюджета, а городам-донорам, к
которым относится Братск,
предписано рассчитывать на свои.
Если мартовская сессия ЗС вернет
нам наше, мы такую индексацию сразу
проведем.
— Вы
говорите о 120 миллионах, которые
должны вернуть Братску после
внесения изменений в областной
бюджет? Городские депутаты еще пока
не обсуждали их распределение. А у
вас-то наверняка соображения о
предназначении этих денег есть…
— Кроме уже
названного повышения заработной
платы, хотелось бы продолжить
работы по благоустройству. В этом
году мы "замахнулись" на
Советскую — центральную улицу
города. Еще хотелось бы, чтобы в
городе был театр. Капитальный
ремонт кинотеатра "Россия",
отданного драмтеатру, уже идет. Я
вообще являюсь сторонником
сбалансированного подхода.
Растратить одномоментно, на
зарплату, "проесть", никуда не
вкладывая, ничего не развивая, — не
выход. Коммунальная сфера,
транспорт, здравоохранение,
образовании — все требует
дополнительных денег. Состояние
городского хозяйства с большой
натяжкой можно назвать
удовлетворительным. До хорошего
еще очень и очень далеко.
— Еще
один термин из "бюджета по
Петрунько" — прозрачность.
Насколько он актуален сегодня?
— Так же
актуален, как год, три, десять назад.
Мы ведь не свои деньги тратим. Мы
тратим деньги налогоплательщиков.
И каждый из них вправе знать: на что.
Сколько на зарплату, сколько на
благоустройство, сколько на ремонт.
Когда налогоплательщик видит, что
его налоги правильно тратятся и что
он может это проконтролировать, он
уже не избегает уплаты налогов.
Более того, делает
благотворительные взносы в
городской бюджет. И мы
последовательно движемся в этом
направлении — обнародуем и доходы, и
расходы. Введенная нами в прошлом
году казначейская система
исполнения бюджета позволяет
любому депутату в любой момент
посмотреть любую цифру. Компьютер
не обманешь, в нем фиксируется все,
любая покупка: за что, у кого, по
какой цене.
—
Возвращаясь к началу нашего
разговора, хочу спросить: ваше
определение бюджета когда-нибудь
изменится? Понятие "доходы"
станет определяющим?
— Доходы и
расходы — две стороны одной медали.
Конечно, мы вели и ведем работу по
увеличению доходной составляющей
бюджета. Нас, правда, бьют по рукам.
Мы, например, ввели с депутатами в
прошлом году налоговые льготы для
винзавода и пивзавода под
расширение производства.
Производство увеличилось — доходы
тут же перераспределили в пользу
других уровней бюджета. Но мы все
равно ищем возможности для
увеличения доходов. Это одна из
основных задач городской власти.
Интервью
записала Е. ТКАЧЕНКО.