Маршрут намечен. Пора в дорогу
Маршрут
намечен.
Пора в дорогу
В середине января в Москве
состоялось Всероссийское
совещание работников образования,
в котором приняли участие 5 тысяч
делегатов, в их числе 90 человек — от
нашей области.
На состоявшейся недавно
расширенной коллегии главного
управления образования области с
подробным анализом работы
совещания выступил один из членов
иркутской делегации Валерий
Матвеевич СТЕПАНОВ — кандидат
педагогических наук, профессор,
назначенный недавно заместителем
начальника главного управления
образования области.
Полагаем, что подготовленный им
обзор представляет интерес и для
педагогов, и для широкого круга
читателей, интересующихся
проблемами образования (тем более
что ход совещания пресса освещала
довольно скупо), поэтому предлагаем
вам сегодня текст выступления
В.М.Степанова на коллегии
(печатается в сокращении).
ВСЕРОССИЙСКОЕ
СОВЕЩАНИЕ проходило в
Государственном Кремлевском
Дворце, открыла его В.И.Матвиенко,
заместитель председателя
Правительства РФ. Она
сформулировала генеральную цель
совещания — определить основные
задачи развития российского
образования на 25 лет нового века.
В наше
сложное время, время крушения
привычных идеологических систем,
кризиса национального сознания и
самосознания, время разрушения
духовных ценностей и торжества зла,
возрастает роль гуманистически
окрашенного образования и роль
учителя, способного не только
просветить, но и просветлить
ученика, "удержать новые
безумства, новые общественные
бедствия" — именно это было
обозначено как главный критерий
деятельности современного
педагога.
"Если мы
сейчас не выделим стратегические
цели в образовании, — сказала
Валентина Ивановна, — мы обречем
страну на топтание на месте и,
следовательно, на необратимое
отставание во всех сферах — в науке,
культуре, экономике".
Исполняющий
обязанности Президента В.В.Путин в
своем выступлении призвал обсудить
проблемы качества образования, его
эффективности,
конкурентоспособности, ключевой
роли в развитии страны. Мы уже
реально живем в условиях открытого
общества, интегрированного в
мировую культуру и мировое
хозяйство, отметил В.В.Путин. Это
предъявляет принципиально новые
требования ко всей системе
образования. Оно должно стать
приоритетным, а приоритетность —
это не только изменение цифр в
бюджете, но и изменения в
содержании и управлении.
Как отметил
и.о. президента, продолжается
работа по решению финансовых
проблем образования. Так,
увеличение бюджета по 2000 году
составило в целом 48,7%, а
ассигнования на образование
увеличены почти на 54%,
правительством даны поручения
произвести повышение оплаты труда
с 1 апреля в 1,2 раза (примерно на 20 %).
Говоря о
школьной реформе, В.В.Путин
подчеркнул: при всем разнообразии
программ, учебников, типов школ,
форм обучения и воспитания,
которыми обогатило нас последнее
10-летие, важно сохранить правильный
баланс между бесплатным и платным
образованием; должен быть
обеспечен единый стандарт,
базисный объем знаний. Каким ему
быть — решать педагогическим
коллективам и общественности.
Глава
правительства остановил свое
внимание на проблемах вузовского
образования. Он предложил провести
инвентаризацию специальностей
негосударственных университетов,
которые не отвечают нормам
подготовки специалистов. Сегодня
10-я часть студентов учится в
платных вузах. Реально стоит
вопрос, как обеспечить равный
доступ к высшему образованию всем.
В частности, следует продумать
вопрос о стипендиях. Они должны
стимулировать успеваемость и в то
же время быть опорой для студентов,
особенно из малообеспеченных
семей.
МИНИСТР
ОБРАЗОВАНИЯ РФ В.М.ФИЛИППОВ
остановился в своем докладе на
положительных тенденциях реформ в
российском образовании. Особо
отметил законы "Об
образовании" и "О вузовском и
послевузовском образовании",
назвав их самыми прогрессивными в
мире законодательства.
К позитивным
тенденциям он отнес конкретные
шаги по гуманизации, особенно в
дошкольном образовании;
вариативность образования;
увеличение числа профилированных
школ; увеличение доли
регионального компонента в
содержании образования; внедрение
государственных стандартов для
начального, среднего и высшего
образования; введение
многоуровневой подготовки в вузах
и развитие негосударственной
системы профессионального
образования.
Министр
отметил нарастающий интерес
молодежи в нашей стране к повышению
образования. На 10 тысяч населения
приходится 400 студентов — это один
из самых высоких показателей в
мире.
В числе
позитивных технологий назвал
процедуры аттестации и
аккредитации учебных заведений.
Они позволили обеспечить контроль
за качеством обучения и сохранить
единое образовательное
пространство в России.
Особо
подчеркнул, что нельзя
игнорировать очевидное: российское
среднее образование — едва ли не
самое основательное и качественное
в мире, это признают и в Европе, и в
Америке.
Среди самых
насущных проблем образования
В.М.Филиппов отметил, естественно,
проблему финансового и
материально-технического
обеспечения, низкую оплату труда —
после августа 1998 года она впервые
стала ниже прожиточного минимума.
Предлагается
развивать сеть дополнительных
услуг и инновационной
деятельности. Об эффективности
этой части дохода говорит тот факт,
что в 1999 году внебюджетные
поступления в сфере образования
достигли 9 миллиардов рублей, что
составило 40% федерального бюджета.
Но необходима тщательно
продуманная нормативная и правовая
база.
Интересная
перспектива обещана министром: уже
в феврале будет внесено дополнение
в постановление правительства от 22
сентября 1999 года "О пенсиях
педагогическим работникам за
выслугу лет", где будет
предусмотрено поэтапное
увеличение размеров заработной
платы и пенсионного обеспечения до
уровня общепринятых в развитых
странах мира. Кроме того,
Министерство образования
готовится к увеличению надбавок за
кандидатские и докторские степени.
Среди первоочередных
экономических мер — работа по
обеспечению сотрудников вузов
пенсией в размере 75% от заработной
платы.
Одной из
приоритетных названа проблема
контроля за качеством образования.
Совместно с Министерством
экономики разрабатывается
программа "Индустрия
образования" с тем, чтобы
обеспечить внедрение новых
технологий и оградить школьников
от ненужного экспериментаторства,
неоправданного расширения
разделов по химии, биологии и др.
предметам, введения ряда новых
предметов. За последние 30 лет число
предметов увеличилось на треть, а
недельная нагрузка ученика выросла
почти в 2 раза, при том что срок
обучения в российских школах на 2-3
года меньше, чем в других странах. В
результате мы имеем снижение
качества общего образования,
культуры и воспитанности учащихся,
а около 50% школьников программу не
осваивают. За последние 30 лет
неоправданно сократился объем
часов, отведенных на русский язык и
литературу, заметно снизились
уровень грамотности и интерес к
книге.
В целом по
стране резко обозначилась и
проблема доступности дошкольного
образования. За период с 1993 года
закрыто более 20 тысяч детских
учреждений, что привело к
сокращению на треть числа мест:
сегодня не более 50% дошкольников
посещают детсады.
Поэтому
министр подчеркнул: переход на
12-летнее обучение — не очередная
"быстрая" кампания, это будет
тщательно подготовленный, научно и
методически обеспеченный переход
на новое содержание образования и
воспитания.
Во всех
учреждениях должно пройти широкое
обсуждение вариантов
образовательного стандарта и
базисного учебного плана с тем,
чтобы выбрать оптимальные проекты.
Будут проведены широкий конкурс
новых учебников и их апробация в
отдельных школах, на это уже
выделены средства.
В последние
годы возникли определенные
трудности в подготовке и
трудоустройстве выпускников
педагогических вузов, училищ и
колледжей. В большинстве вузов
готовят студентов по двум
специальностям. А на практике
вторую специальность используют
менее 30% выпускников. Кроме того,
подготовка учителя не
предусматривает специфику
инновационных процессов в
гимназиях, лицеях, в профильных
классах, не учитываются
потребности регионов в
специалистах для сельской школы.
Ждет своего
решения и проблема послевузовского
образования, аттестация
педагогических кадров,
бакалавриат, магистратура. Было
отмечено: научные школы замыкаются
на своем регионе, открываются
многочисленные советы по защите, не
обеспеченные нужным потенциалом
специалистов. В подобных советах
защищается 1-2 диссертации в год.
Сегодня в стране открыто 3000
советов, есть порочная практика
взимания платы за защиту от 500 до 2000
долларов за так называемые
дополнительные услуги.
Правительством проведена
следующая работа: на 60% обновлен
состав экспертных советов,
утвержден новый состав ВАК,
завершается обсуждение нового
Положения о высшей аттестационной
комиссии.
Не осталась
без внимания и система
дополнительного образования;
планируются парламентские
слушания по ее проблематике,
готовится постановление
правительства.
БУРНО
ОБСУЖДАЛИСЬ "Национальная
доктрина образования в Российской
Федерации", проект Концепции
структуры и содержания общего
среднего образования и переход на
12-летнюю школу. Комиссию по
подготовке доктрины возглавил
В.В.Путин.
Все
выступавшие отметили: Россия в силу
социальных проблем стоит перед
опасностью оказаться во втором, а
то и в третьем эшелоне государств
мира, поэтому назрела потребность
прямо поставить перед обществом и
государством вопрос о придании
системе образования приоритетного
значения.
Ректор МГУ
В.А.Садовничий акцентировал
внимание на том, что наука и
образование были вынесены за рамки
реформ намеренно, поэтому такой
документ, как доктрина, — это выход
из тупика. Она предполагает решение
актуальных проблем, связанных с
упрочением статуса учителей,
преподавателй вузов, обновление
принципов связи высшей и средней
школы. Общеизвестно, что
производительность труда — это
основа основ экономики.
Рациональные американцы
проанализировали: те, кто учится
более 14 лет, производят 50 процентов
прибавочного продукта. Для нашей
страны проблема обеспечения роста
производительности труда
осложняется утечкой интеллекта.
Кто-то пытается убедить всех, что
утечка талантов — это хорошо. Тогда
почему делают себе "плохо" те,
кто принимает наших умнейших
специалистов? Государство должно
взять на себя заботу о сохранении
интеллектуального потенциала и
сделать все для доступности
образования и его
востребованности, подчеркнул
В.А.Садовничий.
Еще одна
важная мысль, прозвучавшая в
выступлении ректора МГУ: средняя
школа и вузы должны научиться
находить общие ориентиры. Вуз не
должен опускаться до уровня школы,
надо среднюю школу поднимать до
уровня высшей, но при этом
согласовывать требования
вступительных экзаменов в вузы со
школьной программой и стандартами.
Н.Д.Никандров,
президент Российской Академии
образования, заострил внимание на
ухудшении здоровья школьников.
Только 10-15 процентов детей
выпускаются из школы здоровыми. И
дело не только в перегрузке учебных
планов и программ, нужна более
рациональная организация всей
системы общего среднего
образования.
И еще одна
важная проблема была поставлена во
главу угла — проблема воспитания и
развития личности. Программа эта
была принята в сентябре 1999 года, она
предусматривает воспитание
гражданственности и патриотизма,
разностороннее развитие и
взросление личности.
Дополнительный
год, который появится с введением
12-летки, даст возможность
актуализировать в школе профильное
и дополнительное образование,
улучшить воспитательную работу,
увеличить время на физическую
подготовку.
В
выступлении профсоюзного лидера
В.М.Яковлева ярко прослеживалось
стремление профсоюзов навести
мосты между теми, кто работает, и
теми, кто должен платить достойную
заработную плату учителю. На
обсуждение участникам совещания
был предложен законопроект "Об
обеспечении государственных
гарантий права граждан на общее
образование". Вопреки Основному
закону, вопросы образования в нашей
стране стали в последнее 10-летие
вопросами местного значения.
Предлагаемый проект — наиболее
краткий путь устранения
сложившихся противоречий в рамках
действущего законодательства. В
частности, предлагаются меры по
введению двухуровневого
бюджетного финансирования: расходы
на реализацию государственных
образовательных стандартов (в том
числе на зарплату работников,
компенсационные выплаты, связанные
с педагогической деятельностью)
планируется возложить на органы
государственной власти субъектов
Федерации, а расходы по содержанию,
эксплуатации зданий и сооружений,
приобретению оборудования,
организации питания и медицинского
обслуживания учащихся — на органы
местного самоуправления.
Как всегда
эмоциональным было выступление
директора московской школы N 825,
народного учителя СССР В.А.
Караковского. Он поднял проблему, с
моей точки зрения, весьма важную:
спекуляция на идеях абсолютной
свободы, проповедь самотека,
пропаганда вседозволенности в
вопросах нравственного воспитания
и развития личности. Судьба учителя
всегда была нелегкой: то он был на
положении пастуха, которому всем
миром собирали харч, то на
положении слуги в барском доме.
Стало своеобразной модой вещать с
экрана, что знаменитыми становятся
вопреки стараниям учителя. Да,
учителя можно перерасти, учителя
можно отвергнуть, но его нельзя
унижать. Общество и государство
должны встать на защиту чести и
достоинства учителя, если мы хотим,
чтобы наши граждане были
образованными, умными,
справедливыми, духовно красивыми.
ВСЕ
ДОКУМЕНТЫ СОВЕЩАНИЯ (а кроме
указанных, было принято также
решение о возрождении звания
"Народный учитель РФ")
проникнуты идеей высокой
значимости и гражданственности.
Вновь складывается
государственная образовательная
политика, педагогический образ
школы, модель современного ученика,
портрет современного учителя.
Работа по
реализации принятых решений
предстоит большая, поэтому медлить
недопустимо. Документы совещания
касаются и тех, кто работает в
образовании, и тех, кто сегодня
стоит у власти. Успех может быть
только общим.