Медведь -- зверь непредсказуемый
Медведь
— зверь непредсказуемый
Светлана
МАЗУРОВА, "Восточно-Сибирская
правда"
В эти дни на гастролях в
Иркутском цирке — аттракцион
"Медведи-эквилибристы"
заслуженного артиста России
Николая Новичкова. Сегодня у нас в
гостях семья Новичковых: Николай
Андреевич, его супруга Диляра —
инспектор манежа, дочь Анастасия,
сын Георгий с женой Наташей,
племянник Игорь.
В России
Новичковы работают не часто. Больше
за рубежом. В Иркутск приехали из
Японии, в марте опять туда поедут.
Шесть сезонов во Франции
отработали. Бельгия, Турция,
Канада…
Медведи у них
красивые — ухоженные, упитанные. А
какие умные, талантливые!
— Не бью,
зверей не обижаю, — рассказывает
Новичков. — Кормлю нормально. Уход —
великолепный. Когда есть
возможность, вывожу их в лес — в
березовую рощу, сосновый бор. Они
лазят по деревьям. Им же это
интересно! А если живность
довольна, не болеет, с ней легко
работать.
Люди
—
Николай Андреевич, династия
Новичковых…
— … началась
с меня. Я не родился в опилках, как
говорят в цирке. Мой отец был
штукатуром-маляром, мама —
домохозяйкой, воспитывала нас,
детей. В восемь лет я увлекся
цирком. Было это в Саратове.
Перепробовал многое — и в
гимнастике был, и в боксе, но в конце
концов остановился на цирке и
мотоспорте.
— Мастер
спорта по мотогонкам, — добавляет
Диляра с гордостью.
— Тот
самодеятельный цирковой кружок
стал точкой отсчета моей жизни. В
будущем году исполнится 30 лет, как я
работаю в цирке.
Начинал
рабочим манежа. Любимым жанром была
дрессура животных, особенно
медведей. В цирке люди живут одной
семьей, помогают друг другу. Самым
первым моим учителем был Юрий
Константинович Половнев,
эквилибрист. Свою артистическую
карьеру я начал как эквилибрист на
першах (через несколько лет перенес
те трюки на своих медведей, они
стали эквилибристами).
По дрессуре
(этой профессии не учат в
институтах, училищах) первым
учителем был знаменитый
"медвежатник" Иван Федорович
Кудрявцев, сейчас уже покойный.
Благодаря ему я добился своей цели
— стал дрессировать медведей.
Диляра:
А я в цирк попала случайно. У меня
высшее музыкальное образование — я
закончила Ленинградский институт
культуры имени Крупской по
специальности дирижер хора. Моя
сестра Регина работала в цирке,
дрессировала собак. Я приехала к
ней в отпуск в Уссурийск (это было в
77-м году), и она попросила меня
задержаться, помочь ей. Мне
пришлось уволиться из своей
филармонии.
А через год я
встретила Николая Андреевича
Новичкова. Он уже был артистом
(эквилибристом), а я мыла клетки,
причесывала собак.
— Так
любили цирк, что пошли на это?
— Нет. Просто
нас родители так воспитали, что мы
должны помогать друг другу. Вот я и
бросила все, чтобы помочь младшей
сестренке.
— Итак,
ваша встреча…
— Это было в
Омске. Я тогда выходила в манеж в
качестве артистки вместо сестры.
Новичков увидел меня и сказал:
"Ну, старуха какая!" А мне было
27 лет.
— Не
понравилась?
Он:
Впечатление было такое, словно на
манеже находится женщина лет 60-70-ти!
Никаких движений не было вообще!
Ходила она, как будто еле плавала.
Зачем позорит нас, артистов, думаю?
Мы выкладываемся, а тут, ничего не
умея, решила что-то показать.
А потом, уже
за кулисами, я обратил внимание:
симпатичная девчонка. Подошел и
спросил:
— Простите,
как вас зовут?
— Диляра! —
ответила она гордо.
— Вы кто
вообще по профессии?
— Я —
ассистентка. Выручаю сестру.
— Это не дело.
Вам в манеже вообще нельзя
появляться!
(Оба,
вспоминая, хохочут. — От авт.).
Он:
А потом я влюбился и женился.
Она:
Я до сих пор его очень люблю! Не
задумываясь, могу отдать за него
жизнь. Он — настоящий мужчина,
прекрасный семьянин, человек с
большой буквы. И я нисколько не
жалею о том, что поменяла свою
профессию и даже судьбу.
Поженились
мы не сразу. Он долго ухаживал за
мной. Я старше его на 5 лет и с
ребенком на руках. Я за него замуж
вышла, только когда его мама и папа
прислали письмо: "Если любишь —
женись, а если с сыном берешь, то
люби, как родного". Новичков
воспитал Гошу, поставил его на ноги.
— А как
цирк? Что было дальше?
— Николай
Андреевич настоял, чтобы я ушла от
сестры.
Он:
Я предложил ей выучиться на
инспектора манежа. А в то время
женщин на эту должность не
принимали. Помню, пришли в главк,
записались на прием к генеральному
директору.
Она:
Новичков от волнения полпачки
выкурил, пока я была у директора.
Вышла я счастливая: меня приняли!
Поехала на курсы в Харьков, и, пока
училась, они с Гошей жили вдвоем. У
меня душа за них так болела! Всем
нам тяжело было…
Он:
Диляра встала на ноги. И я начал
думать о медведях — пора! Как раз в
это время познакомился с хорошим
дрессировщиком — Иосифом Львовичем
Монастырским. Ему было 75 лет, и он
собирался на пенсию. Я стал
помогать ему в работе. И он подарил
мне всех своих животных, реквизит и
предложил: "Начинай работать".
А тут сын
ушел в армию, мой первый помощник,
моя правая рука. Игорь, племянник,
пришел к нам, когда ему было 17 лет.
Сначала даже боялся подойти к
медведям. Сейчас он первоклассный
ассистент, как и сын.
Дочь Настя
начала работать в 12 лет. Сама
отрепетировала номер с медвежонком
и впервые вышла в манеж в Турции.
Она:
У нас две дочери — Настя и Наташа,
жена Гоши. В нашей семье нет слов
"невестка", "свекровь",
"свекор"… И нас все мамой и
папой зовут.
У Гоши с
Наташей тоже интересная история.
Почти как у нас. Наташа — медсестра
по образованию, жила в Брянске. У
нашего сына была невеста во
Франции, Вирджиния. Но он все
твердил: "Хочу жениться на
россиянке, в России, и чтобы у тещи
был огород. Хочу картошку
копать".
Приехали мы
из Франции на гастроли в Брянск.
Георгий с другом ехал в машине. По
дороге встретили двух девчонок,
познакомились, и они сели к ним в
машину. Я потом, когда Наташа уже
стала моей дочерью, за это ее
ругала. "Как ты могла сесть в
машину к незнакомым парням"? Но
правильно сделала, что села.
Сейчас у них
уже двое детей: девочки Мария и
Валерия. А мы стали дедушкой и
бабушкой.
Спросите-ка
Настю, кем она хочет быть?
Настя:
В детстве меня постоянно донимали
этим вопросом! Я всем отвечала:
"Министром культуры". Мама мне
говорила, что это самый главный
человек.
Школу я
окончила экстерном. Сейчас мне 16
лет. Буду обязательно учиться.
Правда, еще не решила, где. Но из
цирка вряд ли уйду.
Итак, вся
семья занята в аттракционе.
Репетируют все вместе. Но на манеже
во время представления только двое
— Николай Андреевич и Настя.
Остальные — как бы в тени, они —
ассистенты.
Георгий:
Отец у нас конечно, самый главный.
Он — вожак.
Н.А.:
Мне проще, чем им. Я всегда с
медведями ласково обхожусь, когда
работаю, а остальным приходится их
выводить-заводить. Опять же я
всегда с улыбкой, настроение должно
быть хорошим, бодрым, даже если я и
не хочу или не могу улыбаться.
Диляра:
Мы обеспечиваем артисту нормальный
тыл за кулисами. Многое зависит от
нас. Но он — главный. Была у нас
история в Ереване, когда Николай
Андреевич с температурой 39
градусов встал и пошел работать в
манеж. Это было после землетрясения
в Спитаке, и на представление
привезли детей-сирот. Директор
цирка попросил: "Николай
Андреевич, если сможешь, хотя бы
просто выведи медведя, покажи
детям!" Но отец наш полностью
отработал номер! А мы, тыл, смотрели
не за животными, а боялись, как бы он
в обморок не упал…
Н.А.:
Иначе нельзя, если ты артист. Ты
обязан выйти, ведь люди пришли на
спектакль, многие приехали
издалека, многие — впервые.
(В январе в
Иркутском цирке также героически
начала гастроли заслуженная
артистка России Лариса Тихонова).
Уже был объявлен ее аттракцион
"Кабаны и рыси", раскуплены
билеты, а дрессировщица тяжело
заболела. "Артистка старой
закалки", как называют ее, на
уколах и таблетках поднималась и
шла работать. Немыслимо было
обмануть зрителей, сорвать
программу.
Звери
—
Николай Андреевич, говорят, что
медведь — особо опасное хищное
животное. Разве это так? Разве эти
милые мишки опаснее львов-тигров?
Не верится…
— Медведь
действительно особо опасное хищное
животное. Потому что он
непредсказуем. Вы, наверное, не раз
видели: любой хищник (лев, тигр) в
клетке сначала присаживается,
поджимает уши, начинает рвать
ковер, оскаливается, а уже потом
прыгает или бьет палку. Это заметно,
да? А медведь не поджимает уши, у
него нет оскала зубов, и его
настроение определить невозможно.
Иногда подойдешь в нему со словами:
"Браво, мой хороший! Ой ты, моя
умница!" И вдруг получаешь мощный
удар лапой. Спрашиваешь у ребят:
"Что случилось?" Оказывается,
только что рядом пробежал какой-то
пацан, зверь разнервничался, а тут я
как раз подошел и получил.
Вы заметили,
я на манеже раздеваю медведицу
(снимаю намордник). Делаю это с
улыбкой. Но всегда чувствую сзади
подстраховку своего сына. Без этого
нельзя.
—
Медведи — самые умные из животных?
— Так нельзя
сказать. Как воспитаешь. Так же, как
ребенка. Одного воспитали хорошо,
другого — плохо. В одних семьях бьют
детей, ругают, в других воспитывают
с любовью, лаской. Чем больше ты в
него вложишь души, любви, ласки, тем
сильнее потом будет отдача.
— Они
упрямые или нет? Послушные?
— Животное
хорошо чувствует, что ты от него
хочешь. Если оно начинает
упрямиться, значит, нужно понять
почему. Не становится на задние
лапы? Может быть, у него болят мышцы.
То есть надо найти причину. Если
просто упрямится, тогда начинаешь
потихоньку-потихоньку
репетировать. Не бьешь, не кричишь,
а просто занимаешься моторной,
рутинной работой — изо дня в день,
из месяца в месяц. А потом придет
тот успех, которого ты добивался.
После этого животное уже с
удовольствием работает, при этом
отлично зная, когда хорошо
отработало и когда — плохо. По моему
взгляду даже, не говоря об
интонации. Я прихожу к ним, одной
говорю: "Браво, девочка,
молодец!" А другой: "А ты? Что ты
сегодня натворила?" И медведь
прижимается, знает, что плохо
отработал — или темп был не тот, или
стойку плохо сделал. И представьте,
даже не будет просить лакомство,
которое я раздаю после работы
каждому.
Главное в
репетициях — чтобы животное не
испугалось и почувствовало мощную
работу. Чуть напугал его, считай,
все — потерял трюк.
— Марта,
Маша, Вера — кто самая талантливая?
— Маше
удивлялись во многих странах. Где
только ей не аплодировали! В одной
Японии только уже три раза
отработала. Ей сейчас 15 лет. Одна
французская газета писала о ней,
что это человек, одетый в шкуру. Она
действительно артистка, работает
на свободной проволоке в воздухе
порядка четырех минут: делает
сложные трюки — ходит на задних
лапах поперек проволоки, выполняет
стойку на передних лапах и пируэты.
Это очень сложно! И репетировали мы
это очень долго — два с половиной
года. Лично я не стою на проволоке
ни на руках, ни на ногах, а медведь —
запросто.
Трюк Марты на
перше (я держу его на голове)
занесен в международную Книгу
рекордов Гиннесса. В прошлом году
мы его показывали в Иркутске. Тогда
Марта взбиралась вверх на высоту 6
метров, в Японии мы увеличили перш
еще на два метра. Обещаем показать
иркутянам в эти дни.
— У вас
работают только "девочки"?
— Да. Но это
просто стечение обстоятельств.
Приносили "девочек" — брал.
Есть один "мальчик", но ему еще
нет и года, рано выходить. Он только
учится. Правда, уже делает семь
трюков.
Я всегда беру
самых бойких, шустрых — не
пассивных. Тех, которые выбивают из
колеи. В дальнейшем именно такие
становятся хорошими артистами. Вот
Вера. За три года, что я репетировал
с ней, обежал, по-моему, все
комиссионки: брюки, рубашки,
пиджаки "летели" только так.
Все рвала. Через четыре года она
стала просто удивительной
артисткой! Самой любимой. А вообще
все они, конечно, любимые.