издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Мы ждем молодых и дерзких"

"Мы
ждем молодых и дерзких"

30 декабря в канун Нового года
торжественно открылось
отреставрированное здание
академического драматического
театра имени Н.П. Охлопкова. 26 марта,
в канун другого праздника —
Международного дня театра — будет
открыта его уникальная сцена. С
этого дня и каждый вечер зрители
смогут смотреть здесь спектакли…

Как
чувствует себя творческий
коллектив, которому дважды за два
года приходится совершать
"великие переселения"? С чем он
войдет в здание театра, которое
вместило сегодня все достижения
технического прогресса и блистает
внешним убранством? Будет ли он
поражать только торжеством
архитектурных форм, или спектакли,
которым предстоит здесь родиться,
тоже поднимутся на новый
творческий уровень?

Вопросы
непростые, судьбоносные. Театр
сегодня сам ищет на них ответы.
Первым шагом осуществления
предстоящих творческих задач стало
назначение на должность главного
режиссера Сергея Тищенко. В Иркутск
он приезжает во второй раз. Первый,
непродолжительный срок работы,
пришелся на рубеж 80—90-х годов и
запомнился его спектаклем —
исследованием фактов расстрела
царской семьи. Это была пьеса
Эдварда Радзинского "И аз
воздам" — прорыв в информацию,
закрытую почти на столетие. В 1991
году, в дни путча, ломки всех устоев,
государственной системы
управления, он заспешил в Москву:
необходимо было спасать семью из
Душанбе, ставшего тогда "горячей
точкой".

Все это время
работал, как и многие современные
режиссеры, на постановках в разных
городах. Начало своей театральной
судьбы связывает с Дворцом
пионеров города Ростова-на-Дону, в
котором занимались в свое время
известные сегодня на всю страну
режиссеры Анатолий Васильев и
Николай Чиндяйкин, актеры
Александр Кайдановский, Игорь
Скляр, Татьяна Ожигова. Сергей
Тищенко получил актерское и
режиссерское образование, работал
в Риге, Владивостоке.
Ростове-на-Дону, Душанбе. Любовь к
театру пронес через всю жизнь.

— Итак,
Сергей Семенович, 26 марта основная
сцена театра будет открываться
"Чайкой" Антона Павловича
Чехова?

— Я счастлив
тем, что постановщиком этого
спектакля будет режиссер — мастер
высочайшего класса Аркадий
Фридрихович Кац. Я помню, как в моей
глубокой юности в город
Ростов-на-Дону приехал на гастроли
Рижский русский драматический
театр. Тогда меня пригласили
сыграть в одном из спектаклей роль
какого-то мальчишки. Я видел тогда,
как работал Кац, видел мировой
уровень театра, созданного им. Для
меня сегодня как бы замкнулся круг:
дорогой для меня человек, открывая
нашу сцену, станет немного и
иркутянином.

— О том,
какими потрясающими техническими
возможностями оснащена сцена, по
городу ходит молва. 30 декабря
немногие видели световые эффекты,
которые продемонстрировал в тот
вечер театр. Как все эти чудеса
будут использованы в спектаклях?

— Великое
счастье владеть тем оборудованием,
которое сегодня есть у нас. Но и
опасение: многие захотят прийти в
театр только затем, чтобы увидеть
чудо техники конца XX века, забывая,
что драматическое искусство было и
остается психологическим (не
случайно — "Чайка"). На нашей
новой сцене мы должны продолжить
исследование "жизни
человеческого духа", поэтому мы и
впредь будем основывать свой
репертуар на классике. Наша
камерная сцена (уникальнейшая по
возможностям постановочных
решений) тоже будет открываться
классикой XX века — спектаклями по
пьесе французского драматурга Жана
Ануйя "Антигона" и пьесой
Алексея Толстого "Касатка".

— Я не
раскрою секрета, если скажу, что в
театре существует проблема
режиссуры. Как вы будете решать ее?

— Новые
возможности сценических площадок
наверняка дадут мощный импульс
работе воображения, поиску новых
средств выразительности
спектаклей нашим режиссерам —
Борису Деркачу и заслуженному
артисту Геннадию Гущину. А дальше
мы продолжим поиск конкретных
постановщиков для конкретных
спектаклей. Со всей
определенностью можно сказать, что
другим крупным режиссером
современности, с которым будут
работать наши актеры над
воплощением оригинальной идеи по
Шекспиру, станет режиссер Валерий
Ахадов. Будем приглашать молодых
экспериментаторов и маститых
режиссеров, уверенно владеющих
профессией.

— У вас
была блестящая возможность увидеть
каждого актера со стороны спустя
почти десять лет. Как вы оцениваете
сегодняшние творческие
возможности и потенциал труппы в
целом?

— Труппа
сильная, коллекционная. В работе я
буду рад новой встрече со всеми
народными и заслуженными артистами
театра, с Александром Ильиным,
Эммой Алексеевой, Яковом Вороновым,
Степаном Догадиным. Впрочем, зачем
фамилии? Просто каждому нужно найти
то единственное место, которое по
праву в творчестве является только
его местом.


Помнится, одним из ваших любимчиков
был Геннадий Гущин. Сегодня он стал
заслуженным артистом. Вы будете
продолжать строить репертуар на
него или он будет работать только в
качестве режиссера?

— И то, и
другое. Сегодня трудно сказать,
насколько любимчик. Он очень
изменился, кажется, более увлечен
режиссурой. Но свою мечту,
постановку "Сирано де
Бержерака" Эдмона Ростана я буду
осуществлять с ним в заглавной
роли. В режиссуре Геннадий Гущин
после постановки "Касатки"
приступит к работе над сказкой, в
которой с помощью иркутских поэтов
и композиторов мы будем создавать
свою фейерию поэзии, музыки, игры и
веселья — мюзикл детского
воображения.

Хотелось,
чтобы к нам в театр пришли все, у
кого есть свои художественные идеи,
творческая фантазия, которая могла
бы быть реализована в формах ярких,
нетрадиционных. Мы будем
стремиться открывать для Иркутска
новые имена, привлекать молодые и
дерзкие творческие личности.


Театр-лаборатория? Театр
реализации мечты пацана или
девчонки с улицы?

— А почему бы
и нет? Искусством лечат, искусство
очищает душу. Если к нам придут
фантазеры и даже завиральщики, мы
постараемся каждому помочь
реализоваться в творчестве.
Амплитуда колебаний
художественных устремлений театра
для его двух новых сцен будет
раскачиваться от традиций доброго
старого искусства к дерзким
экспериментам. Стоять на месте мы
не собираемся.


Впереди редкий не только для
сибирской, всей русской сцены
юбилей — 150-летие театра. Как вы
готовитесь к нему, что будете
играть в этот исторический вечер?


"Ревизор" Николая Васильевича
Гоголя. Наше здание открывалось
этой современнейшей для своего
времени пьесой. Для нашего
поколения зрителей она не утратила
злободневности, того гротескового
отражения смысла и сути жизни,
которая, кажется, для россиян
навсегда останется
"инкогнито".

Впереди —
работа, работа и только работа: над
множеством пьес и той единственной
пьесой, в которой главное
действующее лицо — театр.

Беседу
вела Светлана ЖАРТУН.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры