О порядке государственного регулирования тарифов на услуги систем водоснабжения и канализации
О
порядке государственного
регулирования тарифов на услуги
систем водоснабжения и канализации
Руководствуясь
постановлением Правительства
Российской Федерации от 07.03.95 г. N 239
"О мерах по упорядочению
государственного регулирования
цен (тарифов)", Законом области
"О наделении органов местного
самоуправления областными
государственными полномочиями по
регулированию цен (тарифов)", п. 3
ст. 33 Устава области,
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить
Порядок государственного
регулирования тарифов на услуги
систем водоснабжения и
канализации, оказываемые
хозяйствующими субъектами
Иркутской области (прилагается).
2. Считать
утратившим силу Положение о
порядке государственного
регулирования тарифов на услуги
систем водоснабжения и
канализации, утвержденное
постановлением главы
администрации области от 25.12.96 г. N
253-пг.
3. Комитету по
связям с общественностью и
средствами массовой информации
администрации области (Сыровой С.
Д.) опубликовать настоящее
постановление в газете
"Восточно-Сибирская правда".
4. Контроль за
выполнением требований Порядка
возложить на комитет цен
администрации области (Леонова
Т.Д.).
И.о.
главы администрации
В.Е. Межевич.
Утверждено
Постановление главы
администрации Иркутской области
от 03 декабря 1999 г.
N 199-пг
ПОРЯДОК
государственного регулирования
тарифов на услуги систем
водоснабжения и канализации,
оказываемые хозяйствующими
субъектами Иркутской области
1. Общие
положения
1.1. Порядок
государственного регулирования
тарифов на услуги систем
водоснабжения и канализации,
оказываемые хозяйствующими
субъектами Иркутской области
(далее — Порядок), устанавливает
основные требования по порядку
расчета и установлению тарифов на
услуги систем водоснабжения и
канализации и распространяется на
все хозяйствующие субъекты,
расположенные на территории
области, независимо от их форм
собственности и ведомственной
принадлежности, оказывающие услуги
водоснабжения и канализации.
Под
хозяйствующим субъектом в
настоящем Порядке понимаются
коммерческие организации и их
объединения (союзы, ассоциации),
некоммерческие организации, за
исключением не занимающихся
предпринимательской
деятельностью, а также
индивидуальные предприниматели,
оказывающие услуги водоснабжения и
(или) канализации на территории
Иркутской области.
1.2. Настоящий
Порядок не устанавливает
конкретные тарифы на услуги
водоснабжения и канализации.
В
соответствии с Законом Иркутской
области "О наделении органов
местного самоуправления
областными государственными
полномочиями по регулированию цен
(тарифов)" полномочия по
установлению конкретных тарифов на
услуги водоснабжения и канализации
возложены на органы местного
самоуправления Иркутской области,
за исключением услуг, оказываемых
государственным унитарным
предприятием
"Восточно-Сибирская железная
дорога" (далее — ВСЖД).
Тарифы на
услуги водоснабжения и
канализации, оказываемые ВСЖД,
устанавливаются администрацией
Иркутской области в соответствии с
настоящим Порядком.
2.
Основные понятия
В настоящем
Порядке используются также
следующие понятия:
2.1.
Потребитель — юридическое или
физическое лицо, пользующееся
предоставляемой хозяйствующим
субъектом услугой водоснабжения и
(или) канализации для
хозяйственно-бытовых нужд на
основании заключенного с ним
договора.
2.2.
Государственное регулирование
тарифов (цен) — предусмотренное
нормативными правовыми актами
воздействие органов
государственной власти области и
органов местного самоуправления
области на уровень тарифов (цен),
применяемых хозяйствующими
субъектами на услуги водоснабжения
и канализации.
2.3.
Государственная дисциплина
тарифов (цен) — соблюдение
хозяйствующими субъектами
требований нормативных правовых
актов по ценообразованию и
контролю за ценами Российской
Федерации и области.
3. Цели и
принципы государственного
регулирования тарифов
3.1.
Государственное регулирование
тарифов на услуги систем
водоснабжения и канализации (далее
— регулирование тарифов)
осуществляется в целях:
— защиты
экономических интересов
потребителей услуг водоснабжения и
канализации от необоснованного
повышения тарифов хозяйствующими
субъектами, предоставляющими
данные услуги;
— создания
механизма согласования интересов
государства, потребителей услуг
водоснабжения и канализации и
хозяйствующих субъектов,
предоставляющих эти услуги.
3.2. При
расчете и установлении
экономически обоснованных тарифов
на услуги систем водоснабжения и
канализации должны соблюдаться
следующие принципы:
—
экономическая обоснованность
затрат, необходимый уровень
рентабельности;
—
обязательность учета результатов
деятельности хозяйствующих
субъектов за период действия ранее
установленных тарифов;
— учет
влияния качества, потребительских
свойств, предоставляемых услуг на
уровень тарифов;
— раздельный
учет затрат на регулируемые услуги.
4.
Основные нормативные правовые акты
и иные документы, используемые при
расчете тарифов
4.1. Положение
о составе затрат по производству и
реализации продукции (работ, услуг),
включаемых в себестоимость
продукции (работ, услуг), и о порядке
формирования финансовых
результатов, учитываемых при
налогообложении прибыли,
утвержденное постановлением
Правительства РФ от 5 августа 1992 г. N
552, с учетом изменений и дополнений
к нему (далее — Положение о составе
затрат).
4.2. Методика
планирования учета и
калькулирования себестоимости
услуг жилищно-коммунального
хозяйства, утвержденная
постановлением Госстроя России от
23.02. 99 г. N 9.
4.3. Положение
о проведении экспертизы
экономически обоснованных тарифов
на товары, работы и услуги,
учитываемых в оплате жилья и
коммунальных услуг, утвержденное
постановлением Госстроя России от
11.11.98 г. N 13 (согласовано Минюстом
России 22.10.98 г. N 7018-СЮ).
4.4. Настоящий
Порядок.
4.5.
Бухгалтерские документы.
4.6. Иные
нормативные правовые акты
Российской Федерации и области и
документы по отдельным вопросам
ценообразования.
5.
Порядок расчета тарифов
5.1.
Регулирование тарифов на услуги
систем водоснабжения и канализации
осуществляется путем
использования метода установления
предельных (максимальных) тарифов.
5.2.
Предельные (максимальные) тарифы на
услуги устанавливаются на
основании представленных
хозяйствующими субъектами
расчетов экономически
обоснованных затрат и подлежат
пересмотру в установленном порядке
в зависимости от изменения цен и
тарифов на материалы,
электроэнергию, топливо и других
видов затрат, а также от уровня
инфляции.
5.3. Расчеты
тарифов производятся отдельно по
услугам водопровода и услугам
канализации в рублях за один
кубический метр.
5.4. Расчетные
статьи затрат расшифровываются по
показателям форм статистической
отчетности 6-в, 6-к, утвержденных
приказом Госкомстата РСФСР от 18.12.91
г. N 96.
5.5. Тарифы на
услуги пересматриваются не чаще
одного раза в квартал.
5.6. В качестве
исходной базы для определения
тарифов на услуги водоснабжения и
канализации принимается средняя
себестоимость отпущенной воды
потребителям и отвода сточной
жидкости.
Себестоимость
услуг определяется в соответствии
с Положением о составе затрат и
специальными нормативами по
расчету отдельных статей затрат.
При
невозможности расчета тарифов по
общим и специальным нормативам
тарифы могут определяться исходя
из фактических затрат оказанного
объема услуг и качества
обслуживания за прошедший период
не менее 1 квартала.
При расчете
затрат учитываются фактические
затраты, приведенные в
соответствие с требованиями
Положения о составе затрат и с
учетом роста затрат на предстоящий
период (индекса их роста по
прогнозным данным Минэкономики РФ).
5.7.
Предельный уровень рентабельности,
учитываемый в тарифах,
определяется исходя из расчета
средств, расходуемых из прибыли на
производственное,
научно-техническое и социальное
развитие на основании принятых в
установленном порядке схем
развития и инвестиционных программ
и не должен превышать 30 процентов к
экономически обоснованной
себестоимости калькулируемой
услуги.
Для
хозяйствующих
субъектов-перепродавцов,
оказывающих услуги по передаче
(перекачке) покупной воды и (или)
отводу сточной жидкости,
рентабельность определяется
отнесением суммы прибыли к
себестоимости без учета стоимости
покупной воды и отвода сточной
жидкости.
5.8. Линейные
подразделения (цеха, участки)
хозяйствующих субъектов, не
имеющие права юридического лица,
оказывают услуги другим
подразделениями данного субъекта
по цеховой себестоимости.
5.9.
Себестоимость 1 куб. м воды
определяется по формуле:
С ед= С
общ / Q
где:
С ед — себестоимость 1
куб. м воды;
С общ — общая
себестоимость воды;
Q — общий объем
реализации воды, который
определяется следующим образом.
Вначале
определяется объем принятой воды в
год (тыс. куб. м), для чего
установленная (проектная) мощность
уменьшается на величину резервной
мощности, умножается на 365 дней и на
коэффициент использования
производственной мощности.
Затем
определяется объем воды, поданной в
сеть, для чего из объема поднятой
воды вычитается расход воды на
собственные нужды и добавляется
объем воды, полученной со стороны.
Общий объем
реализации воды определяется путем
уменьшения объема воды, поданной в
сеть, на величину объема утечек (в
пределах нормы) и неучтенных
расходов.
5.10. Расчет
себестоимости отвода сточной
жидкости производится на стадиях
технологического процесса и
включает:
— расходы по
перекачке сточной жидкости (С
пер);
— расходы по
очистке сточной жидкости (С
оч);
— расходы по
содержанию и ремонту сети (С
с);
— прочие
прямые расходы (С пр);
— цеховые и
общеэксплуатационные расходы (С
цоэ);
—
внеэксплуатационные расходы (С
вэ).
Общая
себестоимость определяется по
формуле:
С общ=
С пер + С оч + С с + С пр + С цоэ + С вэ
Себестоимость
1 куб. м = С общ / Q
где:
Q — общий объем
пропущенных стоков.
5.11. Не
допускается снижение объемов
производства работ (услуг) в
натуральном выражении по сравнению
с соответствующими периодами
прошлых лет без пропорционального
снижения соответствующих статей
затрат.
5.12. При
необоснованно полученной экономии
средств или перерасходе их по
отдельным элементам затрат (в том
числе по неоплаченным процентам за
банковский кредит), включенным в
расчет тарифов на услуги в отчетном
периоде, соответственно
уменьшается или увеличивается
себестоимость на эту сумму при
формировании тарифов на
последующий период.
6.
Порядок установления тарифов
6.1. Тарифы на
услуги водоснабжения и канализации
для хозяйствующих субъектов
области, за исключением ВСЖД,
устанавливаются органами местного
самоуправления.
6.2. Тарифы на
услуги водоснабжения и канализации
устанавливаются на основании
расчетных материалов,
представляемых хозяйствующими
субъектами в следующем объеме:
—
сопроводительное письмо;
— краткая
пояснительная записка,
обосновывающая необходимость
изменения тарифов с анализом
работы хозяйствующего субъекта за
прошедший отчетный период;
— отчетная
калькуляция себестоимости услуг за
прошедший период и плановая
(расчетная) калькуляция на
предстоящий период по форме 6-к, 6-в;
—
расшифровка материальных,
накладных, прочих и других статей
затрат к калькуляции
себестоимости;
— расчет
фонда оплаты труда;
—
нормативные, правовые и отраслевые
акты (тарифное соглашение,
положение об оплате труда,
положение о премировании,
коллективный договор, штатное
расписание, приказы и решения
руководителя хозяйствующего
субъекта по вопросам
ценообразования и т.д.);
— справка о
среднемесячной заработной плате в
целом по хозяйствующему субъекту и
по категориям рабочих и служащих;
—
характеристика услуг, оказываемых
потребителям и учтенных в тарифах;
— нормативы
материальных, трудовых и
финансовых затрат;
— справка об
основных финансово-экономических
показателях за предыдущий год и
период текущего года;
— справка о
распределении прибыли;
— сводная
смета фактических расходов
хозяйствующего субъекта (свод
затрат на производство) с разбивкой
по видам деятельности за
предыдущий и текущий годы;
— сводная
смета планируемых расходов
хозяйствующего субъекта на
оказание услуг с разбивкой по видам
деятельности на планируемый
период.
6.3. Решение о
введении новых тарифов принимается
органом местного самоуправления в
течение 1 (одного) месяца после
представления хозяйствующим
субъектом расчетных материалов в
объеме, предусмотренном пунктом 6.2
настоящего Порядка.
6.4. В случае,
если для принятия решения
необходима дополнительная
информация, орган местного
самоуправления вправе запросить
указанную информацию и увеличить
срок рассмотрения материалов об
изменении тарифов до 10 дней с
момента получения дополнительных
данных.
6.5. Орган
местного самоуправления вправе
отказать в принятии решения об
изменении тарифов хозяйствующему
субъекту по следующим основаниям:
—
непредставление или представление
не в полном объеме расчетных
материалов, обосновывающих
необходимость изменения тарифов;
— искажение
фактических показателей работы
хозяйствующего субъекта,
представленных для обоснования
тарифов;
—
осуществление расчета
себестоимости услуг с нарушением
требований Положения по составу
затрат и других правовых актов по
формированию затрат;
— иным
основаниям, предусмотренным
действующим законодательством.
Мотивированный
отказ направляется хозяйствующему
субъекту в сроки, предусмотренные
п. 6.3 Порядка.
6.6. В случае
несогласия хозяйствующего
субъекта с уровнем тарифов,
установленных органом местного
самоуправления, расчетные
материалы, предусмотренные п. 6.3
Порядка, могут быть направлены
хозяйствующим субъектом в комитет
цен администрации области для
получения экспертного заключения.
6.7. При
наличии средств в местном бюджете
органы местного самоуправления
вправе устанавливать льготные
тарифы на услуги систем
водоснабжения и канализации для
отдельных категорий потребителей с
компенсацией выпадающих доходов
хозяйствующим субъектам,
поставщикам этих услуг, за счет
средств местного бюджета.
7.
Заключительные положения
7.1. В случае
нарушения требований настоящего
Порядка к нарушителям могут быть
применены меры ответственности,
предусмотренные законодательством
Российской Федерации.
7.2. Отношения
в сфере государственного
регулирования тарифов на услуги
систем водоснабжения и
канализации, не урегулированные
настоящим Порядком, определяются в
соответствии с нормативными
правовыми актами и документами,
предусмотренными разделом 4
настоящего Порядка и иными
документами и правовыми актами
Российской Федерации.
7.3.
Разъяснения по применению
настоящего Порядка осуществляются
комитетом цен администрации
области.
Председатель
комитета по экономике
администрации области
А.П. СУХОДОЛОВ.
Исп. Леонова Т.Д.,
председатель комитета цен
администрации области.