Главное направление -- безопасность
Главное
направление — безопасность
В 1999 г.
исполняется 280 лет Указу Петра I от 10
декабря 1719 г., которым он учредил
Берг-коллегию с целью обеспечить
развитие горного дела в России, а
также руководство и надзор за
горно-заводской промышленностью. С
этого времени "рудосыскные",
как и все другие "дела по горной
части", были изъяты из
компетенции местных властей и
началось формирование
отечественной горной
администрации с ее собственными
местными органами для управления
казенными горными заводами и
надзора за частновладельческими.
Первоначально
предметом горного надзора были
соблюдение права собственности на
недра, уплата горной подати, а
следовательно, и объемы
используемого сырья и продукции,
обязательные поставки золота и
серебра в казну, порядок разработки
месторождения и т.п. В четвертом
пункте Указа говорилось об
обязанности Берг-коллегии
способствовать решению
технических вопросов:
"Берг-Коллегиум имеет. .. всякие
способы показать, коим образом с
тою рудою и минералами наилучше
поступать и в доброе и неубыточное
состояние произвести".
Уже в первой
половине XVIII в. горная
администрация, представлявшая
государство как инициатора
развития горного дела и
одновременно крупнейшего
горнозаводчика, столкнулась с
необходимостью решения целого ряда
и таких практических вопросов, как
оплата труда и улучшение его
условий, организация быта в
населенных пунктах горных округов,
обеспечение заболевших и
пострадавших на производстве,
открытие школ, училищ и богаделен и
т.п. Выполнение соответствующих
мероприятий контролировалось
горной администрацией.
В 1880 г.
появились первые отечественные
правила "О порядке производства
горнопромышленниками подземных
работ", благодаря которым надзор
получил возможность опираться не
просто на начальственные или
высочайшие указания, но и на свод
технических норм. С этого времени
он и стал называться
горно-техническим.
Контроль над
соблюдением этих правил и ряда
других нормативных документов,
принятых в последней четверти
прошлого века, был всего лишь одной
из ряда функций местного горного
управления до тех пор, пока
сложность и разнообразие
обязанностей по горному надзору не
потребовали для выполнения их
отдельной структуры. В 1892 г. была
учреждена особая горно-заводская
инспекция в составе горных
управлений. Обязанности горных
инспекторов были возложены на
окружных горных инженеров и их
помощников. Высочайше утвержденное
в том же году "Положение о круге
ведомства, правах и обязанностях
должностных лиц и установлении
местного горного управления"
включало в число этих обязанностей
"надзор за соблюдением правил о
безопасности горных и заводских
работ.., общее наблюдение за
правильностью горных работ в
техническом отношении;
рассмотрение дел о несчастных
случаях на горных заводах и
промыслах".
В годы
советской власти надзор был и
профсоюзным, и ведомственным до тех
пор, пока не стал государственным.
Причем горный надзор, надзор за
безопасностью работ в
промышленности и котлонадзор были
разобщены по отдельным наркоматам
и министерствам. Наконец, в 1954 г. с
целью преодоления этой
ведомственности, организации
именно государственного надзора и
обеспечения организационной и
методической интеграции его видов
был образован Комитет по надзору за
безопасным ведением работ в
промышленности и горному надзору
при Совете Министров СССР —
Госгортехнадзор СССР. В ноябре 1990 г.
был образован Госгортехнадзор
РСФСР, правопреемником которого и
является сегодня Федеральный
горный и промышленный надзор
России — именно такой статус
получил Госгортехнадзор России
после ряда организационных
преобразований в начале 90-х годов.
Поэтому
Госгортехнадзор России участвует в
разработке проектов
законодательных актов, подготовке
решений президента и правительства
России, организовывает разработку
утверждаемых им же федеральных
правил и норм по безопасности,
устройству, изготовлению и
эксплуатации оборудования,
перевозкам опасных грузов
железнодорожным транспортом,
рациональному использованию и
охране недр, обеспечивает во всех
необходимых случаях единство
требований, содержащихся в
нормативных документах.
Обеспечение
промышленной безопасности
невозможно без рассмотрения и
согласования Госгортехнадзором
России проектов стандартов и
нормативных документов других
органов федеральной
исполнительной власти, без участия
его в разработке и согласовании
международных правил, норм и
стандартов. С той же целью
Госгортехнадзор России выдает
специальные разрешения (лицензии)
на отдельные виды деятельности,
связанные с повышенной опасностью
промышленных производств,
определяет технические требования,
которые должны соблюдаться при
ликвидации и консервации горных
предприятий, и выполняет целый ряд
функций в области надзора за
охраной недр и
геолого-маркшейдерского контроля.
Именно так выглядит в самом общем
виде далеко не полный перечень
функций, выполняемых
Госгортехнадзором России в
процессе возложенного на него
государственного регулирования
промышленной безопасности в
подконтрольных отраслях
промышленности и при эксплуатации
объектов.
Это прежде
всего традиционно опасные угольная
и горнорудная, нефте- и
газодобывающая, нефте- и
газоперерабатывающая, химическая,
нефтехимическая и
металлургическая отрасли
промышленности, хранение и
использование промышленных
взрывчатых материалов,
геолого-разведочные работы,
объекты котлонадзора и подъемные
сооружения. В последние годы в
число подконтрольных
Госгортехнадзору России были
включены предприятия по хранению и
переработке зерна, перевозка
опасных грузов железнодорожным
транспортом, литейные производства
неметаллургических предприятий и
ряд других опасных объектов.
16 декабря 1947
года. Своим постановлением Совет
Министров СССР утвердил Положение
о Главном управлении
государственного горного надзора,
на основании которого 1 января 1948
года был образован Иркутский
горный округ.
С этих пор и
до настоящего времени работа
нашего подразделения постоянно
совершенствуется. Сейчас в состав
управления Иркутского округа
входят 11 отделов, находящихся в
Иркутске, Ангарске, Братске,
Усолье-Сибирском, Черемхове,
Бодайбо. Они осуществляют надзор за
промышленной безопасностью и
охраной недр в 12 отраслях
промышленности, благодаря их
деятельности удается
предотвратить возможный
хозяйственный ущерб и избежать
человеческих жертв. В текущем году
проведено 3841 обследование и
выявлено 26720 нарушений на
подконтрольных предприятиях,
которые могли привести к
несчастным случаям и авариям.
Управлением
Иркутского округа контролируются
ведение горных и взрывных работ,
химические и металлургические
производства, эксплуатация котлов
и сосудов, работающих под
давлением, грузоподъемные
сооружения, предприятия по
хранению и переработке зерна,
перевозке опасных грузов
железнодорожным транспортом,
геолого-разведочные работы, а также
рациональное использование недр и
переработка минерального сырья.
Со времени
основания для контроля над
безопасностью работ в
промышленности привлекаются
опытные и квалифицированные
специалисты.
В настоящее
время в управлении Иркутского
округа и отделах работают 98
государственных инспекторов,
имеющих высшее образование и опыт
работы на производстве.
Оценка
состояния технической
безопасности объектов показывает,
что 80% обследованных производств не
в полной мере соответствуют
действующим требованиям
безопасности. На многих
предприятиях основные фонды
физически изношены на 70% и более. 10%
опасных объектов требуют коренной
модернизации с разработкой
проектных решений, около 10% —
перепрофилирования на менее
опасные технологии или выведения
из эксплуатации.
Если учесть
все это, а также отношение
некоторых руководителей
предприятий, акционерных обществ,
исполнителей работ к вопросам
реконструкции, модернизации,
совершенствованию технологии и
вопросам безопасности, то можно
прогнозировать в ближайшем будущем
рост аварийности, травматизма и,
соответственно, большего
экономического ущерба.
В таких
нелегких условиях управление
Иркутского округа ищет новые формы
работы, пытается перенести акцент с
непосредственного контроля над
соблюдением конкретных правил и
норм безопасности на контроль над
функционированием на предприятиях
систем управления промышленной
безопасностью, которые и
представляют в настоящее время
самое слабое звено в обеспечении
безопасности.
Возможность
такого изменения надзорной
политики заложена в Федеральном
законе "О промышленной
безопасности опасных
производственных объектов".
Не меньшее
значение имеет внедрение и
совершенствование таких
предусмотренных Федеральным
законом "О промышленной
безопасности опасных
производственных объектов"
процедур, как лицензирование видов
деятельности в области
промышленной безопасности,
декларирование промышленной
безопасности опасных
производственных объектов,
сертификация оборудования,
экспертиза промышленной
безопасности.
Все эти
непростые задачи предстоит решать
нашим государственным инспекторам,
руководителям отделов и управлению
Иркутского округа.
В нашей
службе работают честные и
порядочные люди, энтузиасты своего
дела, не избалованные высокой
зарплатой. Многие работники, такие
как В.В. Агафонов, М.З. Васильев, В.И.
Павлюк, М.Р. Пестерева, имеют ордена
и медали — так государство оценило
их заслуги и труд.
25
государственных инспекторов имеют
знак "Лучший инспектор". Среди
них Р.Ф. Адигамов, А.П. Будко, Т.А.
Пономорева, Ф.Г. Салимгареев, В.П.
Яныгин и другие. Более 50 человек
награждены медалью "Ветеран
труда".
Но еще больше
наших сотрудников имеют право на
искренние слова благодарности в
свой адрес. И в эту славную дату
наше руководство, отдавая должное
профессионализму работников
управления, от всей души
поздравляет коллектив с 280-летием
горного надзора в России. И, желая
всего самого доброго, надеется, что
все, кто связал судьбу со словом
"безопасность", будут и дальше
с честью выполнять свой долг.
Начальник
управления Иркутского округа
Ю. РЯГУЗОВ.