издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Школа выбирает шестидневку. Почему?

Школа
выбирает шестидневку.
Почему?

В нынешнем учебном году у нас
в области да и в стране в целом
школы в массовом порядке переходят
на 6-дневную рабочую неделю. Однако
не все стороны "школьного
треугольника"
(учитель-ученик-родитель) этим
довольны. Особенно много
недоуменных вопросов поступает из
стана родителей; некоторые
полагают, что новый режим работы
создал больше проблем, чем
разрешил.

Стоит ли отнимать у детей день
отдыха, спрашивают одни, если
несколько субботних уроков можно
без труда разбросать по остальным
дням недели? В старших классах
шестидневка оправдана, соглашаются
другие. Но зачем она начальной
школе, где нагрузка невелика; может,
хоть малышей пощадить? И, наконец,
особо несогласные спрашивают:
можно ли в одном отдельно взятом
классе вернуться к пятидневке, если
этого желает большинство детей и
родителей?

За разъяснениями по
поводу новшества, вызвавшего столь
неоднозначную реакцию, мы
обратились к специалистам,
наиболее компетентным в этой
проблеме: медикам, педагогам,
ученым.

Мнение
медика

Елена
Леонидовна НАУМЕНКО — заведующая
отделением гигиены детей и
подростков областного центра
Госсанэпиднадзора:

— Давайте
обратимся к истории вопроса.
Пятидневка появилась 12-13 лет назад
в порядке эксперимента — только для
детей, которые начинали учиться с 6
лет. Но постепенно этот режим
работы распространился на всю
школу — начальную, основную и
среднюю. Были, правда, попытки
Министерства образования
упорядочить процесс, ввести два
варианта учебных планов — для пяти-
и шестидневок, но большинство школ
пошло по другому пути: прежнее
содержание, рассчитанное на 6
рабочих дней, вместили в
укороченный режим пятидневки. Это
привело к неминуемым перегрузкам: в
начальной школе появилось по 5
уроков, в средней и старшей — по 7-8. А
рабочий день с учетом времени на
приготовление уроков растянулся у
младших школьников до 7-8 часов, у
старших — до 13-14. Но и это не все. В
условиях переполненности — а в
области 57 процентов школ работают в
2 смены — пятидневка потребовала
пойти на сокращение уроков до 40
минут и перемен — до 5-7. Сократились
до минимума и перерывы между
сменами, а в отдельных школах они
вообще отсутствуют… Подытоживая,
скажем: пятидневка была достигнута
исключительно за счет детей — за
счет их перегрузки, ухудшения
условий учебы.

Как же это
сказалось на состоянии здоровья
школьников? Сегодня, спустя 10-летие,
мы констатируем: лишь 5 процентов
детей, закончивших среднюю школу,
можно считать здоровыми.
Показатели заболеваемости резко
увеличились буквально по всему
спектру: по болезням нервной
системы — в 2 раза, органов
пищеварения — в 2,5 (в основном за
счет роста в 4 раза язвенной болезни
желудка и 12-перстной кишки),
болезней эндокринной системы,
нарушений обмена веществ и
иммунитета — в 4 раза, системы
кровообращения — в 2,5 раза (обратите
внимание: прежде всего — за счет
роста гипертонической болезни!),
болезней крови и кроветворных
органов (в основном за счет анемий) —
в 3 раза… Такого "больного"
поколения мы не получали прежде
никогда.

Конечно,
причин тому много, но на одном из
первых мест — непосильные учебные
нагрузки, вызванные переходом на
пятидневку.

Сегодня
наконец мы возвращаемся к норме.
Началось это в 1997 году, когда
Комитет Госсанэпиднадзора принял
новые санитарные правила для школы.
В них определена максимально
допустимая продолжительность
рабочей недели для всех категорий
школьников — I, II и III ступеней
обучения. Каждая из этих норм
медицински выверена, за каждой —
многолетняя работа нескольких
научно-исследовательских
институтов, заключение
практических врачей. Только после
этого нормы получили одобрение в
Комитете Госсанэпиднадзора.

Поэтому сама
постановка вопроса: какая разница —
3 урока просидит 8-летний малыш в
школе или 5? — неправильна. Тем более
что речь идет о младшем школьном
возрасте, особенно ранимом: в это
время происходит формирование
психики, характера, да и отношения к
школе, к учебе тоже. Конечно,
ребенок может и 5, и 6 уроков
выдержать, и ничего с ним как будто
не случится. Но чем старше он будет
становиться, тем больше отклонений
в здоровье проявится. А на выходе из
школы мы получим те же печальные
цифры, о которых говорили вначале.

Поэтому мой
вам совет, уважаемые родители:
поступитесь личными удобствами и
примите переход на шестидневку как
благо. Она поможет сберечь здоровье
детей, а что может быть для нас
важнее?

Мнение
педагогов

Ольга
Григорьевна ЩЕРБАКОВА и Татьяна
Борисовна ШАМСУТДИНОВА —
начальники отделов Главного
управления общего и
профессионального образования
области:

— После того
как в 1997 году появились новые
санитарные правила, потребовался и
пересмотр прежних учебных планов:
необходимо было максимальную
учебную нагрузку привести в
соответствие с требованиями
Госсанэпиднадзора. Такая работа
была проведена, и с сентября
нынешнего года введен новый
региональный базисный учебный
план. Он предлагает школе на выбор 2
режима работы: 6-дневный и 5-дневный.
Разница между ними в количестве
рабочих часов в неделю. К примеру: в
начальной школе при 5-дневной
рабочей неделе максимальная
нагрузка составляет 22 часа, а при
6-дневной — 25. Понятно, что вторая
схема предоставляет школе больше
возможностей для развития ребенка.
Именно за счет этих дополнительных
часов (так называемая
"вариативная часть учебного
плана") вводятся такие
пользующиеся спросом у детей и
родителей предметы, как
иностранный язык, хореография,
мировая художественная культура,
математика и конструирование,
экология и другие дисциплины
развивающего плана. Предметы
вариативной части как раз и
отличают одну школу от другой,
определяют ее лицо, специфику. В
дальнейшем — в средней и старшей
ступенях — за счет часов
вариативной части формируется тот
или иной "профиль" школы:
физико-математический,
гуманитарный, естественно-научный,
вводятся спецкурсы, факультативы,
которые помогают ребенку развивать
способности, готовиться к
определенной профессии. А это в
интересах и детей, и родителей.
Поэтому большинство школ и
предпочло перейти на 6-дневный
режим работы.

Хотим особо
подчеркнуть: никаких директивных
документов, обязывающих школу
вводить шестидневку, ни
министерством, ни Главным
управлением образования не
издавалось. Выбор режима работы —
прерогатива школы, и это закреплено
в Законе "Об образовании"
(ст.32). Но если уж школа выбрала
5-дневную рабочую неделю, то она не
имеет права использовать учебную
нагрузку, соответствующую
шестидневке.

Ответ на
вопрос, может ли отдельно взятый
класс вернуться к пятидневке,
зависит от того, предусмотрена ли
такая возможность в уставе школы. В
Законе "Об образовании" права
конкретного класса не разъяснены,
поэтому советуем родителям,
задавшим этот вопрос, ознакомиться
с уставом, побеседовать с
директором школы.

Но при этом
родители должны четко
представлять, от чего они
отказываются, чего лишают ребенка,
в особенности на перспективу: при
5-дневной рабочей неделе их дети
получат лишь минимальное, базовое
образование, а предметы развития,
дополнительного образования будут
из учебного плана исключены.

Мнение
ученого

Юрий
Иванович ДИК — директор Института
среднего общего образования
Российской академии образования,
доктор педагогических наук,
член-корреспондент РАО (он побывал
недавно в Иркутске во время
областной конференции, посвященной
инновационным процессам):

— Последнее
10-летие в жизни российской школы
проходило под знаком всевозможных
инноваций. С одной стороны, они
подкупают, кажутся выигрышными, а с
другой — качество образования (а это
главный показатель в работе школы)
неуклонно падает. Если 10 лет назад в
области естественно-научных
дисциплин мы занимали в мире 3-5
места, то сегодня перекочевали в
третий десяток. Так что с каждой
инновацией надо разбираться
отдельно: чего в ней больше — вреда
или пользы?

Одна из самых
неудачных инноваций, я бы сказал
популистских, — переход на 5-дневную
рабочую неделю и связанное с этим
сокращение уроков до 40 минут.
Давайте подсчитаем, чем то и другое
обернулось. Сокращение уроков
всего на 5 минут, если суммировать
за год, приводит к потере трех
недель рабочего времени. Сама
пятидневка — еще к трем неделям.
Получается, что, выбрав пятидневку,
мы сократили учебный год более чем
на месяц. И здоровье ребятишкам
подорвали, и знаний недодаем — вот
парадокс.

Надо еще
иметь в виду, что учебный год у нас,
если вычесть выходные и каникулы,
очень короткий — 180 дней. То есть
день работаем, второй — отдыхаем.
Такого нет нигде в мире. 200-250 дней —
продолжительность учебного года в
развитых странах.

Какой же из
всего сказанного следует вывод?
Надо идти на непопулярные решения.
Надо упорядочить весь этот процесс,
правильно распределить нагрузку по
дням недели и довести учебный год
хотя бы до 200 дней. Может быть, так
нам удастся хотя бы частично
восстановить утраченное качество
знаний. А это ведь тоже в интересах
детей.

P.S.
Уважаемые читатели! Вполне
возможно, что предложенные сегодня
вашему вниманию аргументы не
исчерпали обсуждаемой темы, не
сняли всех вопросов. В таком случае
приглашаем к продолжению
разговора. Ждем звонков и писем!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры