издательская группа
Восточно-Сибирская правда

День завтрашний: чем ответим на вызов?

  • Автор: Федерико Майор САРАГОСА, генеральный директор ЮНЕСКО; Жером Бэнде, руководитель отдела анализа и прогнозов ЮНЕСКО

День
завтрашний: чем ответим на вызов?

2000 год,
средоточие страхов и надежды, когда
будущее представляется каждый раз
все более неопределенным, — уже
завтра. Переживет ли человечество 21
век? Илья Пригожин утверждает, что
предсказывать будущее мы не можем,
но можем его подготовить. Готовы ли
мы к 21 веку? Именно наша способность
подвергнуть это сомнению
подтолкнула нас дать
международному сообществу
инструмент для наблюдения — доклад
о мировых перспективах "Мир
впереди: наше будущее в процессе
создания". С его помощью мы хотим
ответить на некоторые вопросы. На
самом ли деле нам угрожает
демографический взрыв? Хватит ли на
всех продовольствия? Сможем ли мы
искоренить бедность? Не движемся ли
мы к всеобщему социальному и
урбанистическому апартеиду,
который сдаст демократию в музей
истории? Найдут ли женщины свое
место в мире? Сдастся ли общество
будущего перед проблемой
наркомании?

Впрочем,
существуют и многие другие вопросы:
как бороться с потеплением и
опустыниванием на планете? Как
бороться за питьевую воду? Сможем
ли мы овладеть восполняемыми
формами энергии вроде солнечной? А
новые технологии — расширят
пропасть между бедными и богатыми
или помогут развитию заочного
образования? Вымрут ли к концу 21
века 50, а то и 90 процентов языков?
Будет у 21 века человеческое лицо
или обезображенный оскал
"лучшего из возможный миров"?

На пороге 21
века мы должны принять четыре
важных вызова. Первый — это мир на
земле. Хотя холодная война уже
давно закончилась, в настоящее
время мы живем в "горячем"
мире. Со времени падения Берлинской
стены более тридцати войн — в
большинстве своем гражданских
продолжают разрушать многие
регионы мира. Иллюзия вечного мира
и конца истории исчезла. Второй
вызов — бедность. Будет ли
наступающий век свидетелем
беспримерной нищеты, в которой
обделенные будут наблюдать с
другой стороны пуленепробиваемого
стекла городского и социального
апартеида беспрецедентное
богатство? Станет ли 21 век
синонимом головокружительно
растущего неравенства? На его
пороге более 3 миллиардов человек
(то есть более половины
человечества) живут в бедности, на
менее чем два доллара в сутки. Если
сравнить доходы 20% самых богатых
жителей Земли с доходами 20% самых
бедный, то пропорция была 30 к одному
в 1960 году, 61 к одному в 1991, а в 1995 году
— 82 к одному. Мы видим, таким образом,
как консолидируется общество
"пятой части" самых богатых.

Третий
великий вызов — устойчивое развитие
и адекватное управление ресурсами.
Согласно одному канадскому
исследованию, и трех планет вроде
нашей не хватит, чтобы приютить
всех жителей Земли, если все мы
будем следовать тому темпу
потребления, который сейчас
преобладает в Северной Америке.
Современные модели развития,
основанные на бесконтрольной
эксплуатации невосполняемых
ресурсов, грозят подвергнуть
смертельной опасности развитие
будущих поколений. Уже приходит
время, когда нам нечем будет
удовлетворять наши потребности.
Человечество осознает свою
уязвимость, ведь оно накопило
достаточно технической мощи для
саморазрушения. Но кто научит нас
достойно управлять нашим
достоянием?

И, наконец,
четвертый вызов: так называемый
синдром "потерявшего управление
корабля". Как следствие процесса
глобализации, проблемы уже не
сдерживаются таможнями и
пограничными постами. То же
происходит с радиоактивными
облаками. Этот тип проблем требует
решений на мировом уровне. Как
правильно говорят старые
"морские волки": "Тому, кто
не знает, куда плыть, и хороший
ветер не пригодится". И попутный
ветер не поможет лоцману, который
сломал рулевое управление. В чем же
наш долгосрочный выход? Возникает
сомнение в том, что он у нас вообще
есть. Многие страны, похоже,
потеряли "мореходные карты" и
компас и даже само желание взять
какой-то курс. Неужели история
оказалась в руках "анонимных
капитанов"?

Наша великая
миссия в 21 веке — ответить на эти
четыре вызова. Как утверждал
Эйнштейн, "в моменты кризиса лишь
воображение важнее знания". Для
этого, если мы пытаемся
гуманизировать глобализацию, чтобы
предать ей смысл, мы не можем
исключать гипотезу переосмысления
мирового сообщества. Четыре
общественных договора должны будут
стать опорами новой международной
демократии.

Во-первых, мы
должны заключить новый
общественный договор, согласно
соглашению правительств на встрече
на высшем уровне по социальному
развитию в Копенгагене. Его
первостепенной задачей является
создание общества, которое
повернулось лицом к сотрудничеству
с целью искоренения бедности и
уменьшения скандального
неравенства, которые ведут лишь к
безнадежности и выключению людей
из общественного процесса. Наш долг
— взять управление над третьей
индустриальной революцией и
гуманизировать ее, пока не стало
слишком поздно. Мы должны
перераспредилить дивиденды
глобализации с тем, чтобы покончить
с ассиметрией, порождающей
"общество пятой части".

Также мы
должны заключить экологический
договор, основанный на союзе науки,
прогресса и сохранения окружающей
среды. Для этого мы должны пойти
далее общественного договора между
современниками и подписать
экологический договор устойчивого
развития, уважающий Землю,
основанный на этике будущего и
призванный освободить науку от ее
прометеевского безумного желания
покорить природу.

Третий
договор — культурный. Образование
для всех на протяжении всей жизни —
одна из его фундаментальных осей.
Эта задача — главный приоритет как
для правительств, так и общества, и
для каждого гражданина, которому,
по примеру Сократа, ничто не должно
мешать учиться и учиться учиться.
Но для решения этой проблемы не
требуется чуда. Нужно объединить
необходимые ресурсы и покончить с
ширящимся школьным и
университетским "апартеидом",
чтобы воссоздать систему
образования как общегражданский
проект и как инструмент
демократизации. Из-за отсутствия
твердой и долгосрочной
политической воли мы можем
столкнуться с сегментацией
образования для всех и в течение
всей жизни, с разделением согласно
фракционной логике, при которой
избранное меньшинство будет иметь
доступ в "рай знаний",
подвергнутые остракизму будут
обречены на ад новых
образовательных "гетто", а
подавляющее большинство окажется в
бессмысленном чистилище.

Определяющим
фактором выполнения этого
культурного договора является
революция новых технологий,
которая, будучи важным вызовом,
сама по себе будет представлять
фундаментальный инструмент. Мы
должны перейти от информационного
общества к обществу знания даже
там, где и телефон все еще является
роскошью. Превратит ли к 2020 году
заочное обучение образовательные
учреждения в виртуальные миры?
Можно ли создать образование вне
расстояний, которое включит
исключенных из него и дойдет до
"отверженных" мира знаний?
Хватит ли у нас мудрости
договориться о культурном
договоре, который будет
способствовать плюрализму и
мирному сосуществованию, вместо
того, чтобы утверждать конформизм?
Сможем ли придать прогрессу
культурное измерение и поставить в
его центр человека, который до
этого был его рабом?

Последний
договор — этический — придаст новый
смысл и перспективу нашему общему
гуманистическому мировоззрению.
Прежде всего, мы должны
способствовать расцвету культуры
мира и умного прогресса, который
будет не подавлять человека, а
станет синонимом развития,
основанного на знании, и выражением
учености и компетентности.
Во-вторых, мы должны найти форму
консолидации демократии как во
времени, выработав предвосхищающую
и перспективную концепцию
гражданского общества, так и в
пространстве. До расцвета рыночной
экономики во всемирном масштабе мы
должны изобрести демократию,
которая бы не ограничивалась
конкретной территорией, демократию
без пространственных и временных
границ. Новая культура демократии
должна больше принимать во
внимание дилеммы ассимиляции и
фрагментации национальной
идентичности и противоречия,
которые встают перед государством
и рынком. Мы должны переосмыслить и
саму основу демократии, ассоциацию,
базовое понятие и для Руссо, и для
Токвиля.

Мы не сможем
заключить этот этический договор,
если не научимся делиться.
Глобализация лишь тогда будет для
нас выходом, если будет выгодна
всем. Это цель, которую поставила
себе "большая восьмерка" на
одном из последних саммитов. Это
желание должно превратиться в
историческую реальность. В нашем
докладе рекомендуется, чтобы
мирные дивиденды начиная с 2000 года
использовались для облегчения
долгового бремени стран с
наибольшим внешним долгом, что даст
возможность многим регионам мира
(особенно Африке) начать жизнь на
новой основе.

Третья часть
договора о планетарном мире и
управлении — широкая сфера этики
будущего. Как реабилитировать
долгосрочные перспективы и
освободиться от гегемонии
краткосрочности? Как укрепить мощь
предвидения и перспективы? По
словам одного греческого историка,
"политический лидер не должен
ограничиваться тем, чтобы иметь
чистые руки, у него также должны
быть ясные глаза". Как ввести в
действие этику будущего, этику
настоящего для будущего, в
образование наших детей и будущих
руководителей?

Для того,
чтобы встретить вызовы 21 века, есть
и средства и решения, но необходимо
стимулировать политическую волю?
Будет ли слишком дорог счет? Мы так
не думаем. Вспомним, что затраты на
вооружения составляют 700-800 млрд.
долларов в год, и мы можем получить
значительный прирост, сократив
ненужные расходы, улучшив
эффективность социальных служб и
администраций, прекратив
неэффективные расходы и борясь с
коррупцией. Вспомним, что ООН
ограничивает 40 млрд. долларов в год
расходы на поддержание всеобщего
доступа в базовому образованию, на
продовольствие, питьевую воду,
базовую медицинскую
инфраструктуру, а также на решение
проблем материнства и гинекологии.
Эта сумма представляет из себя 4 % от
богатства 225 самых крупных
состояний мира. С одной стороны, 40
миллиардов, которые не
вкладываются в развитие, с другой,
700-800 млрд. долларов, которые
тратятся каждый год на оборону.
Неужели есть два стандарта, две
меры? Не слишком ли дорогой
становится цена мира, прогресса и
демократии? Как сказал Габриэль
Гарсия Маркес: "Мы ничего не ждем
от 21 века. Это 21 век ждет всего от
нас".

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры