Сергей МУТОВИН, начальник областного управления автомобильных дорог:
Сергей
МУТОВИН, начальник областного
управления автомобильных дорог:
"Врозь
дорогу не осилить"
Новому главному
"дорожнику" Приангарья 44 года.
Родом из Тайшета, там же начинал
трудовую биографию — в начале
автослесарем, а затем, после
окончания Красноярского техникума
транспортного строительства,
механиком АТП. С 1980 года в системе
коммунального хозяйства на
различных должностях, в основном
связанных с дорожной отраслью: гл.
инженер треста
"Иркутскремстрой", начальник
коммунального хозяйства г.
Иркутска, генеральный директор
подрядной фирмы "Байгрантур",
заместитель мэра областного
центра.
Деловой,
рассудительный, что называется, на
земле стоит крепко. В конце 80-х
окончил институт народного
хозяйства. По виду походит не на
инженера-экономиста, а, скорее, на
спортсмена-профессионала —
плотный, широкоплечий. Говорит
просто, охотно влезает во все
мелочи. Смекалка, здравый смысл —
вот его сильные стороны. В новой
должности месяц, входит, как
говорится, в курс дела.
— Сергей
Прокопьевич, осень для дорожников
пора не только ответственная, но и
радостная — сдача объектов. Недавно
прошли торжества по случаю ввода в
эксплуатацию мостов через реки
Белая и Голоустная, через
Тангуйский залив в Братском
районе…
— Добавьте
два пусковых комплекса
реконструируемой автодороги
первой категории Братск—Падун
протяженностью 4,8 км,
девятикилометровый участок на
автодороге Баяндай—Еланцы, мост
через р. Илга, пусковой комплекс
протяженностью 3,7 км у деревни
Пихтинск Заларинского района,
реконструируемый 86-километровый
участок полукольца в Братском
районе… Всего ныне будет введено
около 90 км дорог.
Это
действительно неординарные
события. Люди собираются как на
праздник. Жители того же
Голоустного с восторгом приняли
завершение строительства
современного мостового перехода
длиной 90 и шириной 10 метров, который
значительно укоротил, сделал
безопасным путь к их дому.
— К
сожалению, подобных торжеств с
каждым годом становится все меньше
— ввод сокращается. Причин тому
масса, и главная из них — отсутствие
средств. Некоторые говорят, что
консолидация дорожного фонда в
областной бюджет еще больше
усугубила положение дел. Так ли это
на самом деле?
— Эту
проблему я бы разделил на две части.
Прежде сбором денег в
территориальный дорожный фонд
занималось облдоруправление
совместно с налоговой инспекцией.
Результаты известны: предприятия
отрасли месяцами сидели без
оборотных средств, а люди — без
зарплаты.
Консолидировав
фонд в областной бюджет, дорожники
переложили проблему сбора на
финуправление и она сегодня
практически решена. Это большой
плюс.
А минус в том,
что эта же структура занимается и
расходованием собранных средств,
что создает большую неразбериху с
отчетностью. Часть денег за
выполненные работы проплачивается
облдоруправлением, другая —
территориальным дорожным фондом,
но через нас, третья — напрямую
подрядчику. Финуправление
перебрасывает деньги с одной
статьи на другую, что и создает
полную неразбериху.
— И что
вы намерены сделать для устранения
этой "неразберихи"?
— Уже
сделано. Губернатором области
принято решение, согласно которому
функции областного
государственного органа,
осуществляющего управление
автомобильными дорогами
Приангарья, другими объектами
дорожного хозяйства, возложены на
комитет по строительству и
архитектуре. Он и будет решать эти
проблемы — собирать (деньги
дорожного фонда и согласно нашим
заявкам (или по квартально) будет
передавать в наше распоряжение. Мы
же будем рассчитываться с
подрядчиками и отчитываться за их
использование перед комитетом.
Считаю эту схему вполне нормальной.
Она будет задействована с 1 ноября.
— Какие
еще организационно-технические
нововведения ожидают дорожников в
ближайшее время?
— На днях
подписано постановление
губернатора "О
совершенствовании управления
дорожной отраслью области".
Согласно этому документу
облдоруправление ликвидируется
как учреждение, а вместо него
создается государственное
унитарное предприятие "Дорожная
служба Иркутской области".
Постановлением разделены функции:
властные — за комитетом по
строительству и архитектуре,
исполнительные (касающиеся
непосредственной деятельности на
дорогах) — за нами. То есть мы будем
выступать в роли генподрядчика.
И второй
момент. Дорожная служба после
официальной ее регистрации будет
реорганизована. В ее состав
вольются все предприятия, входящие
в систему облдоруправления.
Сегодня они самостоятельны, так
сказать, на вольных хлебах.
Подобная "суверенность"
привела к тому, что лишь 3-4 из них
могут зарабатывать себе на жизнь и
решать поставленные задачи.
Остальные находятся, как говорится,
в подвешенном состоянии. Поэтому мы
вливаем их в свой состав, наделяем
имуществом и статусом юридического
лица, и они работают уже как
дочерние предприятия. Наша задача —
обеспечить их
материально-техническими
ресурсами, дать работу и
проследить, как эта работа
выполняется. То есть создается
единый мощный кулак, который и
будет заниматься строительством,
ремонтом и содержанием областных
дорог.
Считаю, в
нашей отрасли раздробленность,
"суверенизация" только вредят
делу. Тем более что нам предстоит
серьезнейшая работа по выполнению
областной программы
совершенствования автомобильных
дорог на 2000—2003 годы.
— Одними
организационными преобразованиями
программу не осилить. Темпы
строительства, качество во многом
зависят от наличия современной
техники и технологий…
— Это так.
Надо отметить, что, несмотря на
трудную ситуацию с
финансированием, в
облдоруправлении серьезное
внимание уделялось и будет
уделяться работе по внедрению
новых технологий, техники. Так, в
Братском и Иркутском предприятиях
ремонт дорожных покрытий
осуществляется современными
американскими комплексами фирмы
"Этнайер" и гудронатором
совместного производства
Иркутского завода дорожных машин и
шведской фирмы "Савалко", что
значительно повысило и
производительность и качество
работ. Этими комплексами
отремонтировано более 200 км дорог.
На наших
трассах вы можете сегодня
встретить и современный дорожный
комбайн германской фирмы
"Виртген" (Ремиксер-4500), и
высокоскоростной снегоуборочный
агрегат фирмы "СиСу", и
устройство для лазерной разметки
покрытий, и американский изотопный
плотномер-влагомер "Симен".
В ближайшем
будущем предполагается
строительство современной
технологической линии по
производству битумных эмульсий,
приобретение установки для ведения
ямочного ремонта асфальтобетонных
покрытий (типа Дьюра Пейтчер),
прибора для учета интенсивности
движения на дорогах,
диагностической лаборатории и
многого другого, что способствует
повышению качества дорог,
безопасности движения на них.
— Сергей
Прокопьевич, можете что-то сказать
о планах на завершающий год
тысячелетия?
— Лишь в
общих чертах. Будут продолжены
работы по реконструкции автодороги
Баяндай—Еланцы, Макарово—Улькан,
Малое—Большое Голоустное,
Видим—Хребтовая, Таксимо—Бодайбо,
Вихоревка—Чуна. Приступим к
реконструкции мостового перехода
через р. Икей в районе пос. Харантей
Тулунского района. В планах также
завершение реконструкции
автодороги Тулун—Братск,
Жигалово—Магистральный (на
Ковыкту), подъезд к д. Пихтинск и
другие.
И в
завершение беседы я поздравляю.
С праздником
своих коллег. Удачи вам и семейного
благополучия!
Беседу вел Александр
АНТОНЕНКО.