Как ручейки в бюджет...
Как
ручейки в бюджет…
Результаты
использования налога с продаж на
территории Иркутской области
С 1 ноября 1998
года на территории Иркутской
области был введен в действие Закон
"О налоге с продаж", и сейчас,
когда прошел почти год с момента
его введения, есть возможность
подвести первые итоги. Подобный шаг
необходимо сделать уже по той
причине, что данный налог коснулся
финансовых интересов буквально
всех жителей нашей области, которые
имеют право знать, насколько
эффективно производится сбор и,
самое главное — расходование
полученных средств.
В
ретроспективе можно сказать, что
споры о целесообразности введения
налога носили напряженный
характер. Поскольку обложению
подлежит стоимость товаров (работ,
услуг), реализуемых в розницу или
оптом за наличный расчет, за
исключением отдельных
льготируемых категорий,
дополнительное налоговое бремя
возлагалось в большей или меньшей
степени практически на все
организации, частных
предпринимателей и население
области, поэтому и исполнительная,
и законодательная ветви власти
чувствовали огромную
ответственность за принимаемое
решение. Однако федеральное
налоговое законодательство, а
также жесткие бюджетные
ограничения не оставляли
возможности отказаться от налога с
продаж, и речь могла идти лишь о
качественной разработке закона,
которая бы позволила с
минимальными трудностями для
плательщиков перейти на новую
систему расчетов. Сейчас уже можно
с полной уверенностью сказать, что
такая задача была выполнена.
Одним из
принципиальных моментов при
введении налога с продаж была дата
начала его действия. Предлагалось
два основных варианта — с 1 ноября
1998 года или с 1 января 1999 года.
Главное финансовое управление
администрации области предлагало
остановиться именно на первом
варианте, поскольку он давал
достаточно времени для того, чтобы
отработать методику исчисления,
взимания и планирования платежей
до наступления нового финансового
года. Как показывает опыт, подобный
расчет полностью оправдался, и если
в последние два месяца 1998 года
поступления в бюджеты были
незначительны и носили
нестабильный характер, то с начала
1999 года ситуация выровнялась и
доходы приобрели устойчивую и
предсказуемую динамику, что
позволило качественно
спланировать поступления в
областной и местные бюджеты.
Не менее
важным моментом стал вопрос о
необходимости расширения списка
необлагаемых товаров, работ и
услуг. В соответствии с федеральным
законодательством, из-под
налогообложения выводится около 20%
доходной базы. Законодатели
Иркутской области приняли решение
расширить данный список еще на 20%,
включив в него дополнительные
льготные категории, затрагивающие
в той или иной мере интересы
малообеспеченных слоев населения.
Однако уже в
марте 1999 года данный список было
решено существенно сократить.
Логика, стоящая за отказом от
дополнительных льгот, носила
исключительно экономический
характер и состояла в том, что при
предоставлении льгот по
определенным категориям товаров,
работ и услуг, ими пользуются не
только представители
малообеспеченных слоев населения,
но и те, кто должен нести
дополнительное налоговое бремя. В
то же самое время получатели
средств из областного и местного
бюджетов, которые в большинстве
случаев относятся к
малообеспеченным, в силу
отсутствия финансирования всех
причитающихся им средств получить
не могут. Именно по этой причине
было решено отказаться от
поголовного льготирования и
перейти на целевое расходование
средств через статьи бюджетов.
В процессе
обсуждения Закона "О налоге с
продаж" многих беспокоил вопрос
и о том, не окажется ли объем
выпадающих средств (после введения
налога с продаж автоматически
отменялся широкий спектр местных
налогов) больше, чем объем
поступающих ресурсов. Результаты
уже первых двух месяцев
существования налога, когда объем
платежей был существенно ниже
текущего уровня, показал, что
подобные опасения не имели под
собой оснований. Практически по
всем городам и районам области
объемы планируемые показатели по
отмененным налогам. При
поступлении перекрыли этом, налог с
продаж приносил исключительно
"живые" деньги, тогда как
местные налоги зачастую поступали
в виде зачетов и векселей.
Первые
недели существования налога с
продаж оказались весьма
напряженными. Поступления были
значительно ниже ожидаемых
объемов, и по распоряжению
губернатора области представители
налоговых и финансовых органов
провели массовые проверки
соблюдения налогового
законодательства на территории
города Иркутска. Результаты были
весьма обнадеживающими: за счет
психологического эффекта объемы
поступлений резко возросли и
дальнейшая целенаправленная
работа по совершенствованию
процедур администрирования не
позволила им вернуться на прежний
уровень.
За 9 месяцев
1999 года годовой план поступлений по
налогу с продаж в
консолидированный бюджет выполнен
на 82,84% (при плане 517878 тыс. руб.
фактически собрано 427505 тыс. руб.).
Ожидаемое исполнение в 1999 году
составляет 580521 тыс. руб.
Планируемые поступления в 2000 году —
748032 тыс. руб. При этом, если в 1999 году
доля поступлений от налога с продаж
составит в общем объеме доходов 6,69%,
то на 2000 год данный показатель
увеличится до 9,36%. Вклад
поступлений от налога с продаж в
"денежную" составляющую
консолидированного бюджета еще
более значителен и в 1999 году
составит более 10%.
Из
поступивших за 9 месяцев 427505 тыс.
руб. в областной бюджет было
распределено 132420 тыс. руб., а в
бюджеты городов и районов — 295085 тыс.
руб. Данные средства позволили
существенно улучшить исполнение
расходных статей бюджетов. Так, по
областному бюджету удалось не
допустить задержек с выплатой
заработной платы работникам
бюджетной сферы, существенно
повысить выплату дотаций городам и
районам области (если за весь 1998 год
денежными средствами дотация была
исполнена на сумму 243199 тыс. руб., то
уже за 8 месяцев 1999 года территориям
было перечислено 323796 тыс. руб.), а
также увеличить финансирование по
социально значимым статьям, таким
как образование, здравоохранение и
социальная политика.
Местным
бюджетам, в немалой доле за счет
поступлений от налога с продаж,
удалось сократить задолженность по
заработной плате с 368251 тыс. руб. до
160807 тыс. руб., а также более
полноценно финансировать текущие
социально значимые расходы.
Несмотря на
первые положительные результаты от
введения налога с продаж, работа по
совершенствованию законодательной
базы и механизмов
администрирования еще далека от
завершения. Главное финансовое
управление администрации области
на постоянной основе отслеживает
оперативные данные по налогу с
продаж, отвечает на запросы
плательщиков, изучает арбитражную
практику и опыт других регионов.
Все это позволяет заранее выявлять
потенциальные проблемы и
недостатки законодательства и
вносить корректирующие изменения и
дополнения в действующий закон.
Наиболее
существенным недостатком налога с
продаж является низкая
собираемость, обусловленная
недостаточной дисциплиной
плательщиков и нарушением правил
налично-денежного обращения. Ни для
кого не является секретом, что
большинство орзаниаций и частных
предпринимателей, осуществляющих
реализацию товаров, работ и услуг
за наличный расчет, сознательно не
регистрируют выручку через
контрольно-кассовые машины, что
автоматически лишает бюджет налога
с продаж. К сожалению, обычными
административными механизмами
данную проблему преодолеть
невозможно, и для ее эффективного
решения обязательным условием
является повышенная
сознательность населения. Каждому
из нас необходимо совершенно четко
отдавать себе отчет в том, что если
продавец не пробивает кассовый чек,
то уплачиваемые нами 5% идут ему в
карман, и учитель, который обучает
наших детей, врач, который нас
лечит, или работник ЖКХ, который
чинит в нашем доме трубы, перестают
получать заработную плату, и их
плохое настроение очень скоро
передается всем нам. Так стоит ли
дарить торговцам наши деньги и тем
самым уменьшать объем услуг,
которые предоставляет нам
государство, или, может быть, лучше
требовать чек при каждой
совершаемой покупке?