Октябрьская палитра Иркутска
Октябрьская
палитра Иркутска
У нынешней
осени в областном центре свои
приметы. В привычную глазу яркую
палитру парков и скверов вплелись
индустриальные краски
реставрируемого драмтеатра,
объекта, который представляет лик и
душу Иркутска. Краны, самосвалы,
бетоно- и асфальтоукладчики… И
строители, снующие, словно муравьи,
вокруг помолодевшего на сто лет
здания.
— Третью
осень здесь встречаем и провожаем,
— генеральный директор
"Иркутскпромстроя" Антон
Шлойдо остановился перед входом в
вестибюль, поднял затвердевший
комочек земли, размял пальцами.
— Дай бог,
последнюю, — в тон ему ответил
следовавший позади начальник СМУ
"Отделстрой" Юрий Звягин. —
Даже не верится, что приближаемся к
финалу.
Не верилось
не только Звягину. Еще недавно в
нынешней сдаче сомневались
некоторые члены штаба стройки и
даже губернатор, контролирующий
объект весьма жестко. И было отчего.
Столько здесь наворочено и
перелопачено, исследовано,
согласовано и откорректировано,
что впору за голову схватиться.
Глядя на сегодняшний фасад театра,
трудно даже представить, что еще по
весне здание стояло с оголенными
фундаментами, ободранными стенами
и потолками, с зияющим жерлом
вместо крыши… И даже не стояло, а
находилось как бы в подвешенном
состоянии, словно после бомбежки.
Одних
деревянных перекрытий предстояло
заменить на железобетонные более 3
тыс. кв. м, просверлить в
фундаментах и стенах десятки тысяч
отверстий и закачать в них
специальный раствор, который
придал объекту крепость и
стойкость от грунтовых вод;
заменить деревянные фермы на
металлические, выполнить кровлю, а
также сложнейшие монолитные и
штукатурные работы как снаружи, так
и внутри здания. Здания, где каждый
камень хранит надпись, начертанную
временем, богатую мыслями для
ученого, поэта, патриота — именно
таким видели драмтеатр наши предки.
Именно таким должны его увидеть
наши потомки.
— Задача, как
понимаете, сверхсложная, — говорит
главный инженер генподрядного АО
"Иркутскпромстрой" Леонид
Шлойдо. — Реконструировать так,
чтобы ни один штрих древнего
зодчества не пострадал —
безграмотная реставрация столь же
чудовищна, как и разрушение.
Усложнялось
тем, что буквально все приходилось
делать вручную: по сантиметру
снимали покрытие, тут же шло
обследование растворов, кладки,
кирпича, столярки. В подобной
ситуации на первом месте должна
быть элементарная культура
строителя, понимание
архитектурного облика здания, и
конечно же, профессиональное
мастерство, ответственность. К
счастью, всех этих качеств
генподрядной фирме не занимать,
здесь работают люди, которые знают
дело не понаслышке. В их активе —
учеба на объектах Москвы и
С.-Петербурга, реконструкция
Глазковской школы N 63,
строительство высотного дома по ул.
Бограда (дом с куполами),
реставрация здания федерального
казначейства (дом купца
Калашникова)… И лицензия
Министерства культуры на
осуществление деятельности,
связанной с реставрацией
памятников истории и культуры. А
еще — страстное желание показать
мощь и потенциальные возможности
своей фирмы.
И это удалось
наилучшим образом. Учитывая сжатые
сроки реставрации руководители
Промстроя бросили на стройку
"золотой фонд", как выразился
Антон Шлойдо. Здесь трудятся
бригады штукатуров Светланы
Старостенко и Екатерины Бородько,
плотники Владимира Бондаренко и
его тезки Макарова, плиточники
Сергея Воробьева… В самом здании
театра развернута мастерская по
лепке и скульптурным работам,
которую возглавляет член Союза
художников России Виктор
Лозинский. Изделия мастерской
иркутяне и гости могут лицезреть
пока на фасаде здания, а вскоре и в
самом театре.
На сегодня
полностью завершена наружная
отделка фасада, в само здание
подано тепло (кстати, "гонят"
его современные французские
кондиционеры), выполнены
штукатурные работы и подвесные
потолки в зрительном зале, начата
их покраска "золотой" эмалью,
доставленной самолетом из Питера.
Не сегодня-завтра будут сняты леса
и начнется чистовая отделка ярусов,
подсобных помещений, а также
укладка паркета и гранита в
вестибюле и по этажам. К концу
месяца артисты драмтеатра начнут
обживать пристрой — новодел
площадью в 4,8 тыс. кв. м — строители
передают его коллективу на пробную
эксплуатацию.
Остается
сцена, оборудование которой начало
поступать из Чехии. Прибыли уже и
первые шеф-монтажники, наладчики.
Главное сейчас — все скомпоновать и
смонтировать. Потом начнется
обучение персонала, освоение
компьютерной техники,
дистанционного управления и т.д. На
это потребуется немалое время, и
освоение будет происходить в
процессе работы.
А пока
настрой у всех участников
реконструкции один — сдать объект
в нынешнем году. Здание театра в
таком состоянии, что оттягивать
ввод никак нельзя, иначе насмарку
пойдут и огромные средства, и
невероятные усилия строителей,
архитекторов, проектировщиков. Вот
потому здесь частый и желанный
гость губернатор Борис Говорин.