"Пушкин -- наше спасение"
"Пушкин
— наше спасение"
Дни русской
духовности и культуры очень
скоротечны. Начавшись ровно неделю
назад, сегодня они уже
заканчиваются. Заканчиваются
праздником "Тебя, как первую
любовь, России сердце не
забудет". Это дань А.С. Пушкину,
200-летие со дня рождения которого
отмечалось в июне нынешнего года.
Праздник с участием гостей из
Москвы — писателей и народного
артиста Александра Михайлова
состоится в музее деревянного
зодчества "Тальцы", который
расположен на 47-м километре
Байкальского тракта.
Но светлым
именем выдающегося русского поэта
был освящен нынче весь фестиваль
"Сияние России". Его дух витал
во всех залах, где поэты, прозаики
из столицы, сопровождаемые
собратьями по перу из Иркутска,
встречались с жителями нашего
города. Художники слова не раз
вспоминали слова известного
литературного критика прошлого
века Аполлона Григорьева:
"Пушкин — наше все". И
вспоминали не всуе — каждый из них
по мере сил и таланта старается
быть продолжателем великих
традиций в литературе, заложенных
классиком.
"Добрые
чувства" стремятся пробуждать
своими произведениями и писатели,
собравшиеся на фестиваль "Сияние
России". В этом они видят и
главное предназначение журналов,
которые представляют, — "Наш
современник" и "Роман-газета XXI
век". На страницах этих изданий
не увидишь дешевых и пошлых
сочинений, заваливших сегодня
прилавки книжных магазинов и
лотков. Наверное, поэтому у них
сегодня и больше всего верных
друзей — подписчиков.
О высокой
миссии художника слова шла речь и
на "круглом столе" "Россия.
Время. Писатель", состоявшемся в
иркутском Доме литераторов имени
И.И. Петрова. Его вел наш земляк
Валентин Распутин, который своим
выступлением и задал тон всему
разговору.
Писатель с
болью говорил о том, что сегодня во
многих изданиях моду диктует так
называемый постмодернизм. Но что
такое постмодернизм? Это смерть
литературы. В произведениях этого
направления нет дыхания жизни, а
значит, и нет и добрых чувств,
которые имел в виду Пушкин в своем
стихотворении "Я памятник себе
воздвиг нерукотворный". С
мнением Валентина Распутина
согласились и другие участники
"круглого стола" — прозаики
Валерий Ганичев, Александр Сегень,
поэт Станислав Куняев,
литературный критик Ирина
Стрелкова, публицист Сергей
Небольчин и Сергей Кара-Мурза.
В ходе
завязавшегося разговора возникла
дискуссия о герое современной
литературы, Валерий Ганичев хотел
бы видеть его таким, как Агафья из
последнего рассказа Валентина
Распутина "Изба", которая,
несмотря на все тяжелые испытания,
выпавшие на ее долю, не согнулась
перед трудностями и построила дом.
Но если писатель не может найти
героя в нынешней действительности,
он обращается к прошлому. Александр
Сегень вывел на "сцену" своего
романа "Державный" великого
князя Московского Ивана III, который
стоянием на Угре покончил с
татаро-монгольским игом и начал
собирание русских земель. Роман
написан в лучших пушкинских
традициях.
Видимо, и
здесь гений русской литературы,
показавший своей "Капитанской
дочкой" пример того, как нужно
писать произведения на
историческую тему, пришел на
помощь. Не зря на встрече со
студентами Иркутского
государственного педагогического
института Сергей Кара-Мурза позже
скажет: "В Пушкине наше
спасение". И с этим не поспоришь,
потому что великий поэт касался
всех тех проблем, которые волнуют
спустя более полутора столетий и
нас. Нужно только внимательно
читать и перечитывать Пушкина.