Голоса Китая
Голоса
Китая
О Китае в последние недели
говорят много. Круглая дата — 50 лет
коммунистическому Китаю — отмечает
лишь малый период в китайской
истории, которая, как сам Китай,
необозрима. Нынешний китайский
праздник с его мощным военным
парадом и неделей выходных для всех
граждан — повод и для искреннего
восхищения неоспоримыми
экономическими успехами этой
страны, и для того, чтобы снова
сравнить с китайской российскую
историю последних 20 лет.
"Китайский путь" — притча во
языцех в России. Культура Китая —
притягательная экзотика. Но если мы
прислушаемся к нынешним китайским
голосам, то услышим в них себя — и
советских, и перестроечных, и
нынешних, то ли растерянных, то ли
на что-то еще надеящихся. Просто
послушаем.
"Я лишь
одинокий странник с дырявым
зонтиком."
Китайский
поэт 20 века, "великий кормчий"
Мао Дзе Дун
Муравьи
обглодают кость.
Китайская
пословица, смысл которой: в упорном
труде обретаются великие
достижения
Пятнадцать
лет назад товарищ Дэн Сяопин заявил
всему миру, что китайский народ
продолжит свой марш по пути реформ
и открытости, а Китай будет идти
вперед в построении социализма, как
корабль, навстречу ветру и волнам, к
славной цели — модернизации.
Пламенная борьба и напряженные
усилия 50 лет, а особенно последних 20
лет реформ и открытости, принесли
потрясающие перемены когда-то
бедному и слабому Китаю.
Под
руководством Коммунистической
партии трудолюбивый, мужественный
и талантливый народ Китая добился
чудес на этой древней китайской
земле на удивление всему миру.
Будем же высоко держать великое
знамя марксизма-ленинизма и смело
шагать к нашим высоким целям.
Из речи
председателя Дзян Цзымина на
торжествах по случаю 50-летия
Китайской Народной Республики
Китайский
премьер Чжу Жундзи на приеме у
российского посла Игоря Рогачева
приветствовал укрепление
стратегического партнерства между
Китаем и Россией. В это же время для
совместных маневров в Шанхай
прибыли два российских военных
корабля. Визит российских кораблей
— еще одна веха в череде важных дел,
знаменующих укрепление
дипломатических связей между двумя
странами.
Из китайской
официальной хроники последних
дней.
Это было в
начале 80-х. Люди на нас, частников,
смотрели с презрением. Думали, мы —
бандиты. Когда все беззаботно шли
на работу, я в поте лица крутил
педали велосипеда, груженного
овощами, пытаясь заработать
немного денег. Человеком хуже, чем
я, и невозможно было быть тогда в
Китае. Я был вне системы.
Преуспевающий
бизнесмен из Шеньяна о начале своей
предпринимательской деятельности.
"Если
система не трансформируется под
возрастающим давлением на
государство, то встанет вопрос о
его легитимности. Самая зловещая из
всех проблем — коррупция, которая
вросла в административную культуру
и ее трудно искоренить. Коррупция
не только сильно затруднит
экономический прогресс. Самое
опасное в том, что она является
политической пороховой бочкой,
вокруг которой могут объединиться
антиправительственные настроения.
Демонстрации 1989 года были не
призывом к демократии, их
спровоцировал гнев по поводу
коррупции и инфляции."
Сингапурский
министр Ли Куан Ю о Китае на встрече
с бизнесменами в Шанхае
Преступность
в Китае с 1978 года, и особенно в
последние пять лет, резко пошла
вверх. Государственное
статистическое бюро Китая недавно
сообщило, что 17 процентов всех
банковских счетов на сумму в 121
млрд. долларов — это частные счета,
на которых коррумпированные
чиновники скрывают
государственные деньги.
Чиновник
чиновника покрывает.
Китайский
вариант нашей пословицы "Рыбак
рыбака…"
"Правительство
говорит нам, что проблема — в
качестве чиновников, а я думаю, что
проблема в системе. Нам в нашей
стране нужна оппозиционная партия
или какая-та объективная структура,
которая надзирала бы за партией. Я
им (партии) больше не верю."
Ли, фермер
"Конечно, в
Коммунистической партии есть и
плохие черты, но не все же они
плохие. Иностранцам трудно
по-настоящему понять, что, когда я
был помладше, даже еще десять лет
назад, наш уровень жизни был куда
хуже нынешнего. И, по крайней мере
отчасти, это — заслуга
правительства."
Ван Дзюнь, 25
лет, студент искусствоведения
К 2050 году
экономическая мощь Китая будет
составлять четыре пятых
экономической мощи США.
"Мой отец
рассказывал мне о "культурной
революции", я что-то об этом
читал, но меня это не очень волнует.
А что касается 4 июня (событий на
Тяньанмэнь в 1989 года), думаю это все
было сильно преувеличено
иностранными СМИ. Из того, что я
слышал, все это движение было очень
хаотичное, и студенты превратили
площадь Тяньанмэнь в большую
свалку. Стране нужна стабильность,
чтобы продолжать экономические
реформы, а студенты в 1989 году чуть
ее не разрушили."
Студент
Пекинского университета, 19 лет
В ходе кампании
по борьбе с преступностью
"Жестокий удар" перед
нынешними праздниками в Китае были
проведены массовые казни. Самое
массовое "мероприятие", в ходе
которого казнено 238 преступников,
было проведено в провинции Гуандун.
"Тибет? Нам
нельзя об этом говорить."
Из разговора
с китайцами в поезде
"Ребенком
я проводил много времени в
Норбулингка, летнем дворце
Далай-ламы в Лхасе. Там было очень
хорошо, и я был счастлив. Там было
столько цветов. Это печальные
воспоминания, потому что понимаешь,
что все изменилось. Все было
разрушено. Старые тибетцы говорили,
что коммунисты — разрушители
Дхармы. Может быть, они в конечном
счете были правы. Я был очень молод,
когда впервые услышал слово
"коммунист". 13-й Далай-лама
оставил завещание, которое я читал.
А некоторые монахи, учившие меня,
были в монгольских монастырях. Они
рассказывали о разрушениях,
произошедших с тех пор, как пришли
коммунисты. Мы ничего не знали о
марксистской идеологии.
Все мы
боялись разрушений и с ужасом
думали о коммунистах. Только когда
я приехал в Китай в 1954-55 годах, я
по-настоящему изучил марксистскую
идеологию и историю китайской
революции. Когда я понял марксизм,
мое отношение полностью
изменилось. Меня так привлекал
марксизм, что я даже хотел стать
членом Коммунистической партии.
Тибет в то
время был очень отсталым. Правящему
классу было на это наплевать,
царило сильное неравенство. А
марксизм говорил о равном и
справедливом распределении
богатства. Я очень это одобрял. А
еще и идея о сотворении самого себя.
Марксизм говорил о том, что надо
полагаться на собственные силы, а
не на Бога, на создателя. Я пытался
делать что-то для моего народа, но
времени на это мне отпущено не было.
Я до сих пор думаю, что если бы в
Тибет пришло настоящее
коммунистическое движение, это
было бы большим благом для людей.
Вместо этого
китайские коммунисты принесли в
Тибет так называемое освобождение.
Их политика не была настоящим
марксизмом. Ведь если бы это было
так, национальные границы не имели
бы для них значения, их бы заботила
помощь людям. А китайские
коммунисты принесли в Тибет
агрессию и гнет. Любая оппозиция
просто подавлялась. Они начали
разрушать монастыри, убивать и
арестовывать лам. Сначала я
надеялся, что мы сможем найти
мирное решение. Я даже ездил в Китай
для встречи с председателем Мао. У
нас было несколько хороших встреч.
В 1955 году, когда я возвращался из
Китая, я встретил в дороге одного
китайца, который ехал из Тибета.
Помню, я искренне сказал ему:
"Когда я ехал по этой дороге в
Китай, я был полон подозрений, а
теперь возвращаюсь с надеждой".
Но скоро эта надежда исчезла."
Из
воспоминаний нынешнего Далай-ламы
"Многие
люди в Китае столкнулись с кризисом
веры. Но я по-прежнему думаю, что
большинство китайцев верят в
диалектический материализм. Как
предсказывал Дэн Сяопин, пока жив
Китай, будет жить и социализм."
Фу Цинюань,
директор
научно-исследовательского
института марксизма-ленинизма при
Китайской академии общественных
наук
С 1996 года
только в провинции Хунань власти
распустили 10000 религиозных сект и
арестовали по крайней мере 10000
религиозных лидеров. Число
сторонников религиозного движения
Фалун Гун, запрещенного в июле 1999
года, немногим меньше числа членов
Коммунистической партии.
"Люди
потеряли веру. Они не знают, что
случится с ними завтра, в будущем
году. Они могут потерять работу,
свое дело. Они не знают, что будет со
страной.
Сю Хаоюань,
психиатр из Пекина
"Все
изменилось, когда группа "Уэм!"
дала концерт в Пекине. Годом позже я
впервые услышал "Битлз".
Научился играть на электрогитаре. В
1986 году создал группу, и рок-н-ролл
стал моей жизнью. Я играл на площади
Тяньанмэнь в 1989, за 15 дней до
разгона студенческой демонстрации.
Пел "Кусок красной ткани",
песню об отчуждении. Глаза мои были
завязаны красной тканью. Студенты
были героями. Я был им нужен, а они
нужны мне. После событий на
Тяньанмэнь концерты были
запрещены. Мы играли на вечеринках,
неофициальных концертах, в
гостиницах и ресторанах. А теперь
все изменилось. Рок
коммерциализировался, а музыканты
хотят просто делать деньги. Но в
исполнителях помоложе дух жив. Рок —
он о равенстве. Некоторые китайцы
хотят быть рабами западной
культуры, другие же смотрят на
Восток. А я говорю — да пошло все на…
Надо просто быть самим собой. За это
я люблю рок-н-ролл."
Самый
знаменитый китайский рок-музыкант
Цуй Дзянь
"Моя
надежда на будущее состоит в том,
что мне не придется платить слишком
много налогов. Для нас, простых
китайцев, самое важное — наше
экономическое благосостояние… Я
никогда не вступлю в
Коммунистическую партию, и не
потому, что я против них, мне просто
неинтересно. Что до меня, так пока
благодаря политике партии я
становлюсь богаче, это — нормальная
партия."
Студент
Пекинского колледжа финансов и
торговли
Согласно
недавним исследованиям азиатских
социологов, которые сравнили
Японию, Южную Корею и Китай, у
современных китайцев гораздо
меньше конфуцианских черт
характера, таких как уважение к
старшим, почтение к закону и
правительству, чем у людей в других
странах с традиционным влиянием
конфуцианской морали.
"Все
китайские писатели рождаются с
мечом(цензуры) в голове. Я мечтаю
вынуть этот меч… Моя главная цель —
стать самой крутой в Китае. Вы
знаете, ведь китайцы могут быть
самыми классными людьми на
свете."
Независимая и
очень богемная писательница из
Шанхая Мянь Мянь, 29 лет
"Честные
речи не изящны, изящные речи не
честны."
Лао Цзы,
"Дао Дэ Цзин", IV-V век до н.э.