издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Социальная ответственность бизнеса

Социальная
ответственность бизнеса

Прошлогодний финансовый
кризис завершил формирование в
России самостоятельных,
негосударственных экономических
субъектов. Ими стали так называемые
финансово-промышленные группы,
объединяющие обычно несколько
финансовых организаций и
разнопрофильные предприятия
реального сектора. Именно эти
группы, оставшиеся в живых после
финансовых передряг, становятся в
последнее время определяющей силой
в экономике страны.

Конечно,
невозможно впрямую сопоставить
степень эффективности и силу
влияния на общую ситуацию
естественных монополий вроде
"Газпрома" или РАО ЕЭС с
многопрофильными конгломератами.
Последние вынуждены сталкиваться
как со специфическими сложностями
в сфере управления, так и с
негативным либо неадекватным
отношением к себе со стороны
общественного мнения и
государства. До сего времени
распространено мнение, если судить
по некоторым СМИ, что бизнес не
может быть честным, что частные
владельцы или акционеры бывших
советских предприятий плохо
управляют своей собственностью.
Кроме того, отсутствие
вразумительной промышленной
политики у правительства, как и
недостаточно четко
регламентированные отношения с
государством (и местными властями),
— все это нельзя назвать
нормальными условиями для
успешного развития как крупных
отечественных корпораций, так и
экономики страны в целом. Так
называемые внешние условия
функционирования бизнеса —
налоговая система, таможенная
политика, социальное благополучие
населения, общественное мнение —
очень часто просто не позволяют
менеджменту полностью
сосредоточиться на решении своих
непосредственных задач —
производственных и управленческих.
Поэтому проблема обустройства той
внешней среды, в которой существуют
российские компании, оказывается
частью их управленческой политики.

Один из
показательных примеров
неопределенности, в которой
функционируют отечественные
предприятия, — это отсутствие
критериев эффективности их
деятельности.

Для частного
собственника главным, несомненно,
является прибыльность предприятия.
Государство же в первую очередь
должно быть заинтересовано в
бюджетных поступлениях, увеличении
количества рабочих мест, а также в
формировании идеологии
цивилизованного бизнеса. Иначе
говоря, имеет смысл вести речь не об
абстрактной налоговой дисциплине,
а о социальной эффективности
бизнеса. Этим критерием
государство и общество могут
оценивать успешность
расположенных на территории страны
предприятий.

Итак,
выполнение налоговых обязательств
— один из критериев эффективности
работы предприятий с точки зрения
государства и общества. С другой
стороны, добросовестная уплата
налогов есть социальная
ответственность бизнеса. Очень
часто под социальной
ответственностью понимаются
благотворительность, спонсорство и
тому подобные инициативы. А между
тем добросовестное исполнение
своих налоговых обязательств
предприятиями и компаниями всех
форм собственности впрямую влияет
на благополучие простых людей, а в
особенности так называемых
бюджетников: врачей, учителей,
работников культуры. Сегодня в
России основными плательщиками в
бюджет являются крупные компании.
При этом они вносят и самый
заметный вклад в обеспечение
социальных статей федерального и
местных бюджетов. Из налоговых
поступлений, как известно,
выплачивают зарплату учителям,
врачам и другим бюджетникам.
Крупные налогоплательщики
формируют основные средства и во
внебюджетных фондах Российской
Федерации: Пенсионном,
обязательного медицинского
страхования (ОМС), социального
страхования и Фонда занятости.
Потому государство должно быть
заинтересовано в поддержке тех
хозяйственных субъектов
(независимо от формы
собственности), которые
осуществляют значительные
налоговые выплаты. Однако при
отсутствии самого критерия
социальной эффективности (да и ряда
других), ясно сформулированного
правительством страны, не могут
быть разработаны и оптимальные — не
ущемляющие права всех
заинтересованных сторон — принципы
поддержки бизнеса со стороны
государственной власти. Пока же
представители крупного
отечественного капитала,
стремящиеся придать российской
действительности более
цивилизованный облик, вносят свою
лепту в обустройство России в
рамках, заданных существующим
законодательством.

Так,
например, налогов, уплачиваемых
предприятиями группы
"Интеррос", достаточно для
финансирования в полном объеме
нужд образования, здравоохранения,
культуры и искусства Красноярского
края. Только ОАО "Норильский
комбинат" дает 10% доходной части
бюджета Красноярского края (что
составляет 40% всех налоговых
поступлений этого региона). Доля
ОАО "Новолипецкий
металлургический комбинат" в
доходной части бюджета Липецкой
области также составляет около 10%. В
республиканском бюджете Удмуртии
доля отчислений представителя
группы "Интеррос" — ОАО
"Удмуртнефть" и того больше —
около 25%. За счет этих средств
сегодня получают зарплату примерно
каждый второй врач и учитель
Удмуртии. Даже предприятия группы,
которые нельзя отнести к
регионообразующим, вносят
существенный вклад в бюджеты
различных уровней. Так, дочерние
предприятия РАО "Норильский
никель", расположенные в
Мурманской области, в условиях
снижения цен на никель и падения
рентабельности производства
выплатили в 1998 году в областной
бюджет около 250 миллионов рублей. И
это при том, что на выплату детских
пособий в 1999 году областным
бюджетом предусмотрено около 77
миллионов рублей.

Предприятия
ОАО "Пермские моторы" обычно
не рассматриваются как крупнейшие
в г. Перми. Oднако пермские
моторостроители дают от 3% до 7% (в
зависимости от статей бюджета)
поступлений в городской бюджет.

Советская
экономическая практика допускала
такое положение дел, когда крупные
производители финансировали так
называемые объекты соцкультбыта.
Сегодня рыночные условия не
позволяют предприятиям впрямую
тратить свои средства на
финансирование этих, конечно же,
необходимых людям учреждений.
Налоговая система может стать тем
инструментом государства, который
позволит сохранить, а затем и
развивать социальную сферу. В
частности, бюджеты местного уровня
— городские, муниципальные,
областные — и должны служить этим
целям. Конечно, здесь все не так
просто, и переход к новым формам
финансирования социальных
программ не совершается
одномоментно — это сложный, часто
конфликтный процесс. Особенно
заметны эти сложности в тех
регионах, где крупные предприятия
являются градообразующими, подобно
"Норильскому никелю".

Надо
признать, что характерной чертой
всякого предпринимателя является
желание минимизировать
налогообложение своего бизнеса. В
современной России многие крупные
предприятия зарегистрированы не в
тех местах, где они (или их основные
подразделения) реально работают, а
на территориях, где для них
существует льготные налоговые
условия. Очевидно, что предприятие
федерального уровня всегда имеет
возможность рассчитывать на особое
отношение со стороны администрации
небольшого депрессивного региона.
Управленческая политика группы
"Интеррос" характеризуется
тем, что предприятия, входящие в эту
группу, не перерегистрируются в
"налоговых оазисах".

Руководство
"Интерроса" прекрасно
осознает свою социальную
ответственность перед населением
тех регионов, где работают
предприятия группы. В частности,
ОАО "Норильский комбинат" на 82%
формирует доходную часть бюджета г.
Норильска. Этих средств достаточно
для финансирования в полном объеме
расходов городского бюджета на
образование, здравоохранение и
социальную политику. Доля ОАО
"Новолипецкий металлургический
комбинат" (НЛМК) в доходной части
бюджета г. Липецка составляет 45%,
что превосходит третью часть
городских расходов по так
называемым защищенным статьям
местного бюджета.

Вот еще один
интересный факт. Сегодня пятая
часть российской нефти добывается
в Нижневартовском районе
Ханты-Мансийского автономного
округа, где расположены такие
города, как Нижневартовск,
Лангепас, Мегион, Радужный, Покачи.
При этом единственной нефтяной
компанией, которая работает в
районе и в нем же зарегистрирована,
является ОАО "Черногорнефть",
представитель группы
"Интеррос". Она дает около 30%
доходов районного бюджета. Вместе с
налогом на недра это позволяет
району не иметь дефицита бюджета
(т.е. быть бездотационным). Как
отмечается в статье П. Акопова
("НГ-Регионы" N 9, 1999г.), "если
бы не было этих отчислений, район
сразу бы стал дотационным, а так он,
наряду с 6 из 23 муниципальных
образований округа, живет на свои
средства".

Скорее всего,
уже вставший на ноги крупный
отечественный бизнес и дальше
будет действовать все более
самостоятельно, без оглядки на
государство, но и более
ответственно — с оглядкой на
общество. Основной предпосылкой
этого является ставшая насущной
проблема обустройства жизненной
среды для развития бизнес-проектов.
В обустройстве страны и скорейшем
подъеме экономики, по большому
счету, заинтересованы все:
российские корпорации, население,
правительство, региональные
власти. Следует помнить, что
крупные отечественные компании, а в
особенности монополисты,
представляют собой
странообразующую структуру.

Однако даже
при высокой самостоятельности
отечественного бизнеса подобное
обустройство возможно лишь при
взаимодействии с государством.
Основной задачей последнего на
нынешнем этапе является выработка
и контроль за соблюдением общих
"правил игры", или, говоря
иначе, системы неких
социально-экономических пропорций,
одним из элементов которой и может
стать понятие социальной
эффективности. Такого рода система,
с одной стороны, должна
предполагать введение разумных
налоговых платежей и реализацию
политики протекционизма по
отношению к российским
производителям, что позволит
последним успешно осуществлять
свои планы. С другой стороны — будет
учитывать интересы общества,
населения страны. На сегодняшний
день является фактом: как
производители, в лице владельцев и
менеджеров, недовольны
существующими условиями для
бизнеса, так и обычный человек —
рядовой гражданин — чувствует
неуверенность и социальную
незащищенность, получая, к примеру,
доход, "привязанный" к
минимальной ставке оплаты труда.

Дмитрий МИХАЙЛОВ.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры