Медиашиза: Осеннее обострение с неизвестным количеством скандалов
Медиашиза:
Осеннее обострение с неизвестным
количеством скандалов
Пусть твое
левое полушарие не знает, что
думает правое
Есть в осени
первоначальной… Да чего там только
нет. Поэты едут в Болдино копать
картошку, а политический бомонд по
обе стороны Атлантики резко
втянулся в скандал. Точнее,
скандалы. У нас, в России, понятно —
от второй половины августа ничего
хорошего и не ждали. Ничего
хорошего и не случилось. Война в
Дагестане — скорее судьба, чем
происшествие. Но русское сердце,
выбравшее когда-то Ельцина, чуяло —
что-то должно случиться в августе.
Путч ли, обвал ли рубля, снежные ли
заносы. И итальянцы пришли на
помощь. Точнее, итальянская вечорка
"Корьерре делла Сера".
25 августа эта
крупная итальянская газета
публикует материал под заголовком
"Швейцария, кредитные карточки
выдают Ельцина". В эти же дни
начинается другой скандал. Самые
влиятельные газеты Америки
начинают раскручивать
"Рашагейт". Где-то посередине
"челночные" журналисты и
аналитики начинают искать связи
между двумя скандалами. Уже почти
месяц, как на головы мировой
общественности обрушивается шквал
публикаций. Интернетстранички
ведущих мировых газет заводят
специальные рубрики, посвященные
только "русским делам".
Медленно начинают реагировать
официальные власти в Москве.
Прокуроры замораживают счета,
следователи расследуют, политики
политиканствуют. Журналисты пишут.
А крыша течет у всех. Пересказывать
газетные публикации западных газет
и отслеживать перипетии нынешнего,
безусловно, грандиозного скандала
— дело неблагодарное. Взамен
предложу читателям "Восточки"
два знаковых материала в полном
варианте. Это — та самая первая
статья из "Корьерре делла
Сера", и интервью с генеральным
директором МВФ Мишелем Камдессю
освещена. Сейчас, когда истерика в
основном уже сменилась разумным
тоном, эти материалы имеют ценность
более историческую. Актуальным в
них остается "моментальный
снимок" имиджа России на Западе.
Внимание хотелось бы обратить на
логику освещения в СМИ этого
скандала, который, как лакмусовая
бумажка, еще раз высветил главную
проблему уходящего века — проблему
отсутствия взаимопонимания между
людьми, народами и культурами.
ЗАБРОШЕННАЯ
РЕАЛЬНОСТЬ
Прежде всего,
главная черта и фундамент данной
серии скандалов. Это — битвы,
которые разыгрываются в
медиа-пространстве, мало чего
общего имеют с реальным положением
дел и, положа руку на сердце, не
очень затрагивают интересы
рядового честного фермера из
Оклахомы или токаря с Иркутского
авиазавода. Деньги фантастические,
такие в руках не подержишь — такие
держат в памяти компьютера. Главные
герои нынешней драмы — тоже страшно
далеки от народа. То есть, нынешний
скандал — феномен массового
сознания, а массовый успех этого
скандала в СМИ объясняется просто
тем, что СМИ — зеркало этого самого
сознания. Его глупости — наши
глупости. Его бессознательные
структуры, коллективное
воображаемое — это наши
"тараканы", которые шелестят в
черепной коробке и не дают нам
нести гордое имя Homo sapiens.
По-человечески
жаль в данной ситуации людей,
которым по долгу службы приходится
заниматься реальностями: реальным
отслеживанием хождения денег,
реальными фигурантами скандала, а
не их медиа-двойниками. Таких людей
не очень слушают. Сравните
скандальную статью и интервью
Камдессю — статья выиграет приз
читательских симпатий, во всяком
случае — западных, поскольку точно
следует всем параметрам жанра,
опирается на архетипы старинных
сказок и стереотипы современного
"криминального чтива". А
Камдессю говорит о скучных и
нетелегеничных реальностях. Наш же
российский ответ информационным
агрессорам базируется на том же
самом. Запад есть Запад, Восток есть
Восток, а похожи.
"ЦИВИЛИЗОВАННЫЕ"
Уровень
"цивилизованной" прессы
оставляет желать лучшего, хотя
"русские" материалы сделаны
качественно. Соблюден весь антураж,
а именно:
—
авантюристы-европейцы, имеющие
темные делишки с "этими
русскими" (имидж, родившийся уже
где-то в 17 веке, если не раньше);
Россия —
страна несметных богатств (
стереотип датируется тоже 16-17
веком);
—
коррумпированные чиновники
(общемировое культурное наследие,
их обычно 7 или 13, или 24, хороша также
цифра 33 "богатыря" или
"разбойника");
— честный
следователь (в нашем случае,
который продолжает дело Жеглова,
комиссара Каттани и других
благородных персонажей,
следователи какие-то оба
"злые", зато имена! — Карла дель
Понте и Скуратов — надо быть
законченным поэтом, чтобы выдумать
такие имена в таком сценарии);
— множество
разных цифр (все это переводится из
долларов в лиры из лир в рубли по
непонятно какому курсу, то 4,5 — но
млрд., то 100 — но млн.) Вместе с очень
жанровыми картинками из жизни
коррумпантов и мафиози — это не
просто статьи. Резкое смешение
образов и цифр, короткое замыкание
разных полушарий головного мозга —
это, ребята, уже диагноз.
Шизофрения. Или пусть специалисты
меня поправят;
—
национальный колорит (здесь
гулянки в ресторанах с медведями и
цыганами, и Дьяченко-то непременно
— "царица", принцесса, и
олигарх — обязательно "гений
Зла"(цитируются слова доброго
самаритянина Сороса о Березовском).
Характерна
лингвистическая составляющая
статей. Настоятельно рекомендуется
студентам старших курсов иняза. Что
крайне нехарактерно для западного,
резонного и констатирующего факты
стиля журналистики, статьи просто
переполнены сослагательным и
условным наклонениями. Ей-богу,
чуть не в каждом предложении,
"предполагается, что, возможно,
вероятный источник денег
предположительно исходил, как
высказывается в возможных мыслях,
кажется, по этому поводу, наш
анонимный источник…" Этим
соблюдается корректность. А ну как
президент Ельцин предъявит за
клевету? А мы, пожалуйста,
грамматическое доказательство
нашей невинности.
Кстати, о
невинности. Один пассаж в
"Нью-Йорк Таймс" просто вызвал
слезы умиления. Вот он:
"Отмывание денег — фраза из
юридического жаргона, которая
означает преступную практику, при
которой нечестным путем нажитые
средства проводятся через череду
банковских счетов, так, что в
результате выглядят как легальные
доходы от легального бизнеса. Затем
деньги изымаются и используются
для дальнейших преступных
деяний". То есть, редакция
уважаемой газеты всерьез полагает,
что американский читатель невинен
настолько, что может подумать, что
"отмывание денег" — это когда
"зеленые" замачиваются в
"Тайде". Национальные культуры
разными доступными им средствами
транслируют свое отношение к
русским. Название раздела на сайте
французской "Либерасьон" —
"Россия: пьяный корабль". И
великий Артюр Рэмбо гремит костями
в гробу.
В целом, два
главных образа скандала стары как
мир: это "заговор" — были здесь
и сионские мудрецы, и коммунисты,
теперь вот — русская мафия. Второй —
это "враг". Здесь уже были —
"все арабы — террористы",
"все японцы — хитрые
бюрократы", "все коммунисты —
злодеи". К недавнему, "все
сербы — свиньи", теперь
прибавляется "все русские —
мафиози и воры". Запад,
претендующий на лидерство в мире, а
на деле не справляющийся с
проблемами даже у себя дома, срочно
ищет врага. Враг мобилизует. А это
Западу надо, ведь он хочет скрыть
самую страшную свою тайну — он
расслабился, потому что ему скучно.
НАШИ
Разделим
российскую реакцию на политическую
и медиа-составляющую. С
политической точки зрения понятно,
что недостойно власти так медленно
реагировать на такие наезды.
Решительность и гласность — вот
настоящая сила. А если бы
российские власти отвечали на
такие компании крупными судебными
делами с посадкой реальных
коррумпантов и мафиози с
конфискацией их имущества, то
"антирусская" компания быстро
превратилась бы в
"прорусскую".
Обратимся же
в виртуальной стороне дела.
Выделяется несколько идей, правда,
похожих. Первая зиждется на чувстве
национальной исключительности
России и ее мессианской роли и
объединена с образом
"заговора". Россию-де пытаются
опорочить, чтобы не дать ей занять
подобающее место в мире. При этом
допускается, что многообразные и
весьма независимые западные СМИ
можно организовать и подбить на
некий скандал, словно это рекламная
компания "Кока-колы". Но ведь
"вкусный" скандал, связанный с
такой "экзотической" страной,
как Россия, — это находка для любой
газеты. А потом легкий и быстрый
ветер моды мигом перенесет
"стильную" тему в дмЅгие
издания. А газеты на Западе так
тяжело переживали в последние годы
резкие скачки цен на бумагу. Хочешь
не хочешь, а "заговор против
России" организуешь, и никакие
"определенные круги" не нужны.
Вторая идея
озвучена в том числе Сергеем
Доренко, корифеем нашей
"гонзо"-журналистики.
Скандал-де запущен из Москвы. Тому,
что с Запада, мол, охотнее верят.
Намекается при этом на политиков,
которые "не любят Ельцина".
Общее место или политический заказ?
За последние годы мы не видели ни
одной сколько-нибудь заметной пи-ар
компании, связанной с Россией на
Западе. Это — факт. Так что в
"тайные силы", которые могут,
как хотят крутить западными СМИ,
верится с трудом. Однако, именно
тезис о "конкретном заказчике"
все настойчивей повторяют в России.
Интересно,
что телевидение больше полюбило
американский, а не швейцарский
скандал. Американский
телегеничнее, потому что
безосновательности и откровенной
лжи там больше, поэтому легко быть
патриотом и опровергать.
Еще одна
идея, точнее вариант первой, —
компания имеет целью опорочить
весь российский бизнес. Олигарх
Ходорковский активно ее озвучивал.
Но ведь если западный партнер
работал со своим честным и умным
русским коллегой, то никакие
скандалы не разрушат это
сотрудничество. А "обжорство на
теплоходах", "мерседесы" и
шикарные офисы и виллы при
задержках зарплаты работникам по
году, — это что, не порочит русский
бизнес, не подыгрывает
отрицательному западному имиджу
России? Неча на импортное зеркало
пенять, коли бизнес-имидж создан в
бане под водочку и икорку.
ПАКЕТ
СКАНДАЛОВ
Если
обратить внимание на более общую
политическую картину, то легко
заметить, что скандалы с отмыванием
денег через американские банки и с
швейцарскими счетами наших
чиновников — лишь верхушка
айсберга. Они могут потянуть другие
громкие разборки: с оффшорными
зонами и теневой экономикой вообще
на планете, с провалами в стратегии
МВФ, с финансированием исламского
фундаментализма Западом, с
циничной торговлей оружием, с
манипулированием помощью
Югославии в политических целях, с
плохо скрываемой
политкорректностью расизмом и
культурным гегемонизмом Запада и
т.д. и т.п. Стоит потянуть ниточку, и
не отмоется никто.
Чтобы не
подвинуться рассудком, лучше
воспринимать нынешние скандалы,
как кино и литературу. Карла дель
Понте закуривает сигарету. Идут
первые аккорды саундтрэка
"Семнадцати мгновений весны".
Берн. Лугано. Прокатимся по
памятным местам всеми любимого
Штирлица.