Только ли дождь виноват?
Только
ли дождь виноват?
Фестиваль любительских
театров "Театральная осень на
Байкале", организованный
ангарским театром "Чудак", был
юбилейным. Попробуем подвести
итоги, попробовать проследить путь
движения любителей в последнем
десятилетии.
Совпало оно
со временем странным, смутным,
отмеченным хаосом и
необязательностью. Многие актеры в
своих театрах (производных от слова
"любить") ищут убежище от
"мерзостей жизни", от
бездуховности мира, в котором все
более правит бал "злато тело".
Увлеченные театром любители — люди
разные, порой диаметрально
противоположного социального
статуса. Есть здесь депутаты и
вице-мэры (как, например, в Ангарске
и Нижнеудинске), учителя, психологи,
рабочие и дети-сироты.
На фестиваль
в Утулик стремятся театры и
именитые, прошедшие долгий путь
становления, и те, кто недавно
объединился в компанию
"заединщиков" и только
начинает свой творческий путь.
Многие здесь на Байкале жили в
палатках, готовили обеды на костре
и, нимало не смущаясь лишений,
выходили на сцену, чтобы "себя
показать", а потом и "других
посмотреть". На вопрос, чем так
привлекает фестиваль, отвечают, не
задумываясь: "Байкал и
общение". Окрестности здесь
действительно сказочно красивы, а
круг общения самый разнообразный.
Отыграв
спектакль, молодежь начинает
"отрываться" на дискотеке,
спортивной площадке. Руководители
театров всю неделю живут в
репетициях, показах, обсуждениях —
эмоциональном напряжении, порой
достигающем критической точки.
Здесь все вместе, и кажется,
обиженных просто не может быть.
Но в жизни
так не бывает, и на фестивале,
объявленном бесконкурсным, в
котором называются имена только
лучших актеров (приз носит имя
замечательной актрисы иркутского
драматического театра 30-50 годов
Екатерины Барановой — "Бабы
Кати"), а режиссеры лишь
подразумеваются, все равно царит
соревновательный дух. Он витает в
воздухе и, перемешанный с
многочисленными организационными
накладками, иногда создает
атмосферу
взрывоопасно-конфликтную.
В городе,
наверное, это было бы менее заметно
— все разбежались по квартирам,
своим убежищам, и никто бы не знал,
как проживаются минуты стресса. На
природе, в замкнутом пространстве
базы отдыха, все это заметно
особенно: кому-то при размещении не
хватило мест, кому-то питания, те,
кто хотел показать спектакль в
начале фестиваля и вечером,
оказались в самом его конце и
утром…
Это
немудрено: среди устроителей
фестиваля значатся четыре
организации — комитет по культуре
администрации области (главный
финансист), отдел культуры
администрации ангарского
муниципального образования (тоже
осуществляющий экономическую
поддержку), ангарский театр
"Чудак", зачинщик досуговой
части фестиваля, и Иркутский
областной центр народного
творчества и досуга, который,
собственно, и является основным его
организатором. Вместо положенного
в таких случаях оргкомитета, вся
работа была практически свалена на
одного человека — методиста
Валерия Кирюнина. Он отвечал за
размещение и питание более двухсот
пятидесяти человек, качественный
уровень спектаклей, выстраивал
репертуарную афишу. При нагрузках,
выпавших на долю этого человека,
обойтись без накладок просто
невозможно. Он пытался быть
вездесущим, варился в фестивальном
"котле" как в аду, но явно не
успевал проследить ситуацию,
которая часто вырывалась из-под
контроля.
Началось с
того, что в работе фестиваля
приняли участие все желающие,
качественный отбор не
производился, количество
спектаклей не ограничивалось (был
день, когда играли пять спектаклей,
а всего за семь дней их было сыграно
семнадцать!). Результат не замедлил
сказаться: по уровню некоторые
театры казались заурядной
художественной самодеятельностью
— это и выбор драматургии, которую
любители часто откапывают невесть
где, и явная слабость режиссуры.
Поэтому многие фестивальные дни
показались далеко не праздничными.
Удивляла порой бессмысленность
некоторых спектаклей, в которых
актерам и сказать-то особенно
нечего и чувствовали они себя на
сцене неловко и неуверенно.
Если два-три
года назад любительские театры
стремились разговаривать со своим
зрителем языком классики, то
сегодня, почувствовав конъюнктуру,
они все чаще обращаются к
современной русской и зарубежной
пьесе, пытаясь увлечь его веселой
комедией или жестокой мелодрамой.
Ярким примером последнего жанра
стал спектакль народного театра
Дома офицеров Российской армии из
Читы "Спокойной ночи, мама"
Нормана. В его сюжетной основе
заложена странная психологическая
игра — дочь объявляет матери о
своем намерении застрелиться,
попутно переставляя кастрюли в
стремлении хоть как-то
позаботиться о ее безрадостной
старости. Пьеса Нормана мало
известна, не читая, трудно понять,
насколько она нехороша, но кажется,
в ней изначально заложена ложная,
придуманная ситуация, поэтому и
спектакль не тронул, оставил
равнодушным к судьбам его героинь.
Не избежал
пристрастия к жанру мелодрамы и
ангарский театр "Чудак",
показавший спектакль по пьесе
новосибирскго драматурга Шарши
"Двое поменьше", в котором
представлены все персонажи нашего
расколовшегося общества:
музыкант-эмигрантка, бизнесмен,
моряк с затонувшей подводной лодки
и блистательный офицер, ставший
бомжем. Вывод напрашивается сам: в
жизни побеждают те, кто способен на
компромисс, на подчинение своих
чувств голосу рассудка.
Побежденными становятся нежные
тонкие души, не сумевшие
приспособиться к жестокой
действительности.
Были на
фестивале две незабываемые встречи
— спектакли, сыгранные на лоне
природы: это — "Акулина" театра
"Ковчег" города
Усолья-Сибирского и "Притчи
во" иркутского театра пантомимы
Валерия Шевченко. Предлагаемые
обстоятельства (лесная поляна и сад
цветов местного художника Николая
Осипенко) объединили два разных
спектакля свежестью восприятия,
полетом фантазии и воображения
исполнителей. Естественные условия
игры помогли усольчанам
"крестьянский" сюжет повести
Пушкина сделать максимально
приближенным к правде чувств, а
"банальной философии"
спектакля "Притчи во"…
прозвучать далеко не банально.
Классика
была предсталена широкой палитрой
— от нашего Александра Островского
до французского Жана Ануйя.
"Последнюю жертву" и
"Оркестр" в иркутском театре
"Предместье" политехнического
университета и ангарском театре
"Факел" поставили маститые
режиссеры — Лариса
Серикова-Киркици и Александр
Кононов. Поставили точно и
грамотно, но, кажется, без учета
профессиональных навыков своих
актеров. Они любители могут играть
увлеченно только те сюжеты, которые
им близки, которые задевают их
личные интересы. Классика,
представленная на фестивале,
оказалась отстраненной от их
воображения, природы чувств. В
результате — оба спектакля
довольно далеки от ритмов
современности. Правда, если
спектакль по Островскому несколько
подредактировать, он сможет
прозвучать свежо и интересно по
мысли, а вот нагромождение
психологических пирамид в
"Оркестре" наверняка
останется холодным рассуждением о
бытии человека, оказавшегося в
замкнутом пространстве
неразрешимых конфликтов своей
истерзанной души.
У любителей
хорошо получаются спектакли,
которые они разыгрывают "про
себя", — эту аксиому в очередной
раз подтвердили исполнители
народного театра города Закаменска
(Республика Бурятия). Сыграв
комедию "Сибирь. Суббота.
Баня", они вволю посмеялись над
собой, над положением невест,
слетающихся, как мухи, на брачное
объявление одинокого мужчины.
Актрисы разыграли незатейливый
сюжет просто и естественно, украсив
его прекрасным исполнением
народных песен.
Последний
день театрального форума был
выстроен тактически неверно. Два
коллектива — братский
"Откровение" и драмы и комедии
из Усть-Илимска могут по праву
сегодня называться
профессиональными (хотя статуса
такого не имеют). В режиссуре Олега
Чернигова и Евгения Пиндюрина они
сыграли самые яркие спектакли
фестиваля.
Театр
"Откровение" пьесу нашего
земляка Владимира Гуркина
"Кадриль по-сибирски" назвал
"Кадриль по-братски" и
разыграл ее феерически смешно.
Братчане играли откровенный
балаган на едином дыхании, нимало
не смущаясь своих грубоватых
розыгрышей и курьезных шуток.
Зрители веселились, тоже испытав
очищение души смехом.
Устьилимцы
взяли к постановке пьесу Карло
Гоцци, написанную для театра
площадного, народного балагана,
требующего особой манеры игры,
темперамента. Спектакль,
привезенный на фестиваль, мог бы
стать блистательным, если бы был
сыгран в допустимом времени. Три
часа актеры — участники
"Вертопрахов из Монтеротонде"
играли спектакль без перерыва. К
финалу они начали уставать, не
выдерживая заданных в начале
ритмов. Юмор стал пропадать, а яркие
выразительные картины — блекнуть.
Да и зрители, которых не
предупредили о том, что антракта не
будет, тоже нетерпеливо ожидали
конца представления. Устроители
оказали "медвежью услугу",
пожалуй, самому яркому и лучшему
коллективу, принявшему участие в
работе фестиваля.
Вывод
напрашивается сам собой:
театральный форум — это не только
уровень представленных спектаклей,
это его организация, настроение,
которое должно идти по нарастающей,
а не нисходящей.
Проливной
дождь, случившийся в ночь закрытия,
смазал и заключительный аккорд —
эффект прощального костра и
запланированного фейерверка…