издательская группа
Восточно-Сибирская правда

На плаву устойчив, а не просто выживает свирский речной порт

На
плаву устойчив,
а не просто выживает свирский
речной порт

Татьяна
КОВАЛЬСКАЯ, "Восточно-Сибирская
правда"

Факт, в наше
время почти сенсационный: порт
Свирск Восточно-Сибирского речного
пароходства — предприятие
рентабельное, имеет 20 процентов
прибыли. Единственный в своем роде
среди прочих убыточных в
пароходстве.

Засвидетельствовали
этот факт два начальника порта:
бывший, Николай Кравец, нынешний
председатель комитета, то есть
глава Свирской администрации; и
настоящий, восемь месяцев
возглавляющий порт, Алексей
Бутаков. Вот они на снимке, беседуют
о текущих делах. Оба речники до
мозга костей, любят свое хозяйство
и знают о делах в порту все до
мелочей.

Как же
удалось свирским речникам
удержаться на плаву, тогда как выше
по течению, например, в
Усолье-Сибирском, совсем
сократились объемы, люди ищут не
свойственные для транспортников
формы деятельности? В Свирске
по-прежнему перевозят грузы и
пассажиров, ремонтируют технику,
обслуживают свою часть Братского
водохранилища. Свирский порт
расположен в том месте, где река
Ангара становится морем. Так в чем
же секрет успеха?

Конечно,
немаловажна ключевая позиция —
выход ко всем пристаням, через
которые снабжаются и сбывают свой
лесной продукт районы и
леспромхозы, расположенные на
берегах моря. Но главным козырем,
как считают начальник порта
Бутаков и его предшественник
Кравец, стало строительство в
Свирске совместного
русско-японского предприятия ООО
"ТМ БАЙКАЛ" по безотходной
переработке древесины. Три года в
порту производится прием и
перевалка в автотранспорт плотов,
отправленных с причалов Братского
моря. В прошлом году на "ТМ
Байкал" приняли в плотах около 60
тысяч кубометров древесины от
прибрежных леспромхозов. В
нынешнем — по договорам — 45 тысяч.
Появились и дополнительные
клиенты, идет перегрузка на
железную дорогу для Селенгинского
целлюлозно-картонного комбината с
барж и плотов. Японская организация
партнерства безукоризненна,
расчеты своевременны. Отсюда и
результат.

Для
обслуживания совместного
предприятия три года назад в порту
смонтировали и запустили новый
башенный кран. Особенность
сотрудничества с этим предприятием
в том, что прием плотов начинается в
конце июля, когда спадает жара. По
технологии древесина должна быть
высококачественной, а если лес в
плотах сплавлять в жару, то
сердцевина бревен темнеет, в ней
идут неблагоприятные химические
процессы. Так называемый
"синий" лес приемщики бракуют,
и поставщики терпят убытки.

Все эти
тонкости японской технологии
пришлось изучить специалистам
порта, чтобы не оказаться "в
минусе". И теперь лес, как видим, —
самая доходная часть
транспортируемых и
перерабатываемых грузов. В былые
времена наибольшую долю здесь
занимал уголь. Однако удорожание
топлива и обнищание сельских
районов резко сократили
традиционные перевозки как угля,
так и гравия, они занимают в объеме
предприятия всего 20 процентов. Но и
это немало — 200 тысяч тонн
песчано-гравийной смеси и 20 тысяч
тонн угля. Так что без речников на
берегах Братского моря не обойтись,
и они умело используют это
обстоятельство.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры