Наркомания не поставит нас на колени
Наркомания
не поставит нас на колени
Один
из крупнейших отечественных
специалистов в области изучения
распространения наркомании и
наркобизнеса Лев Тимофеев сказал:
"Вся безнадежность ситуации с
наркотиками показывает, что людям,
обществу ничего не остается, как
только научиться жить в мире,
набитом наркотиками, в окружении
опасностей, из этого проистекающих.
Подобных задач человечеству решать
еще не приходилось. А потому здесь
требуются нетрадиционнные подходы,
сильная политическая воля и
высокое интеллектуальное
мужество", Но мы не можем
бесстрастно наблюдать, как гибнут
наши сограждане. Именно из этого
исходят разработчики областного
Закона "О профилактике
наркомании, токсикомании и
алкоголизма среди молодежи и
несовершеннолетних". К сентябрю
1999 года проект закона должен быть
готов для обсуждения в первом
чтении. Журналист Елизавета
Старшинина встретилась с
некоторыми членами рабочей группы,
чтобы узнать о том, как идет работа
над проектом, каким образом будущий
закон поможет приостановит,
распространение наркомании?
Под
угрозой — будущее нации…
О
сегодняшней наркоситуации в
Иркутской области рассказывает
доктор медицинских наук, профессор
кафедры уголовного процесса и
криминалистики
Восточно-Сибирского института МВД
РФ Юрий СОЛОДУН.
—
Безудержный рост наркомании в
России, — говорит он, — ставит под
угрозу государственность и
национальную идею, формирует
негативную атмосферу в обществе,
подменяя реальные ценности ложными
представлениями, уводя наиболее
перспективную часть общества в
область нереального и
безнравственного бытия. Студенты и
учащиеся, коммерсанты и
предприниматели составляют
основные группы риска. Смертность
от наркомании в нашей стране за
последний год увеличилась в 12 раз, а
среди несовершеннолетних — в 42
раза. Масштабы и скорость
распространения наркотиков за
последние пять лет позволяют
сделать вывод о том, что мы
столкнулись с явлением,
напоминающим пандемию, сравнимую
разве что с особо опасными
инфекционными заболеваниями,
поскольку только один наркоман
может "завербовать" до 30
человек. На территории Восточной
Сибири в последние два года
существенно выросло потребление
героина и ханки. Прогнозируемая
цифра дохода наркоторговцев от
сбыта только опийсодержащих
наркотиков достигнет в нашем
регионе 10 млн. долларов в 1999 году.
Число официально
зарегистрированных опиоманов по
Иркутской области составляет свыше
трех тысяч человек, однако, по
мнению специалистов, реальная
цифра на порядок выше. К огромному
сожалению, — продолжает Юрий
Солодун, — мы не располагаем более
или менее достоверной и системной
информацией о наркоситуации.
Учреждения здравоохраниения
ставят на учет лишь 10% наркоманов.
Проведенный ВСИ МВД анализ
позволяет с достаточной степенью
достоверности высказаться о
существовании 25-30 тысяч активных
наркоманов в нашем регионе, то есть
около 1 % населения. Высокая
рентабельность наркобизнеса
обусловила его практически полную
монополизацию организованными
преступными группами, создающими
по существу "индустрию"
изготовления транспортировки и
распространения наркотиков. При
операциях с наркотиками прибыль
составляет от 300 до 2000%! Совершенно
очевидно, что этим бизнесом
охвачены крупные криминальные и
коррумпированные структуры, в том
числе и властные. Юрий Солодун
оценивает деятельность
правоохранительных органов по
противодействию наркоситуации как
недостаточно эффективную. Наиболее
слабые звенья разведовательная и
контрразведовательная
деятельность по выявлению и
привлечению к ответственности
коррумпированных связей и
организаторов наркобизнеса,
особенно в этнических группах.
Также нет надежных и хорошо
законспирированных источников
оперативной информации среди
ближайшего окружения лидеров
наркообъединений. Свертываются
уголовные дела в связи с волокитой,
похищением, уничтожением
материалов. Идет давление на
свидетелей, потерпевших и других
участников процесса с целью
склонения их к даче ложных
показаний. Нередко органы
следствия испытывают прессинг…
Процент нераскрытых дел по статьям,
связанным с незаконным оборотом
наркотиков по отношению к
зарегистрированным составляет
около 96%. До судебного заседания
доводится лишь треть из
возбужденных дел, а обвинительным
приговорам завершается только
пятая часть из них.
Какой
закон нам нужен?
Теперь
о том, почему мы принимаем такой
закон у себя, в отдельно взятом
регионе. Правовое регулирование в
сфере оборота наркотиков и
противодействия их незаконному
обороту осуществляется
федеральными органами
государственной власти. Другое
дело — профилактика наркомании. В
этом направлении законотворчество
субъектов Федерации никто не
ограничивает. О сути законопроекта
рассказывает председатель рабочей
группы, депутат Законодательного
собрания Иркутской области Валерий
Соколов:
— Мы
поставили перед собой задачу
отразить в этом законопроекте все
оперативные вопросы, связанные с
профилактикой алкоголизма и
наркомании. Здесь множество
аспектов. Например, для повышения
эффективности работы органов
правопорядка необходимо
специальное лабораторное
оборудование, компьютеры, телефоны
и т.д. То же в отношении медицинских
учреждений. Нужны средства для
подготовку специалистов, на
проведение мероприятий по обмену
опытом — закон должен это
обеспечить. В области просвещения
это работа со средствами массовой
информации, издание брошюр,
листовок и т.д. В арсенале средств,
направленных против
распространения наркомании, должна
быть широкая просветительская
работа в среде несовершеннолетних:
в школах, ПТУ, колледжах. Особое
значение следует уделять
антинаркотической пропаганде в
вузах, вплоть до введения спецкурса
на всех гуманитарных факультетах.
Наконец, по мнению разработчиков,
закон должен создать условия для
эффективной работы общественных
организаций.
В самом деле,
общественные организации сегодня
делают гораздо больше, чем
государственные. Причем их
программы по- настоящему
творческие, живые. Например,
общественная организация
"Матери против наркомании"
реализовала на голом энтузиазме
большой и сложный проект по
созданию реабилитационного центра.
Если общественная организация
знает, как и что нужно делать, и есть
уверенность, что она это сделает
хорошо, то не лучше ли отдать деньги
ей, а не на сомнительные казенные
программы для галочки? Поэтому
неизбежно возникает вопрос: как
избежать нецелевого и
неэффективного использования
средств.
Валерий
Соколов заверяет, что новый закон о
профилактике наркомании будет
действовать в одной связке с
Законом "О государственном
социальном заказе", в котором
речь идет о том, что финансирование
социальных программ должно
осуществляться на конкурсной
основе и гласно.
Общественный
совет "Мы против наркомании"
обращается ко всем неравнодушным к
этой проблеме людям: направляйте
свои предложения и пожелания в
письменном виде по адресу: Иркутск,
Законодательное собрание, Соколову
В.А.