Здесь растят военную элиту
Здесь
растят военную элиту
Звенит
звонок, распахивается дверь, и в
коридор вылетает ранец, а следом за
ним, едва не сбивая с ног солидных
недоумевающих офицеров, из
аудитории выскакивает ватага
мальчишек. И в коридорах живущего
строго по уставу ИВАИИ начинается
беготня, какой не видывали эти
стены.
Теперь уже
офицеры и курсанты привыкли к
мальчишкам — вот уже четыре года
под покровительством Авиационного
института растет и развивается
лицей. Он был создан для подготовки
ребят с профессиональной
ориентацией на военные вузы, в
первую очередь ИВАИИ. И надо
сказать, педагоги, разрабатывавшие
эту программу, — тонкие психологи.
Еще при подаче заявления
абитуриента (а ему всего-то 14-15 лет)
просят указать мотивы, по которым
он хочет попасть в лицей, дают
почувствовать ответственность за
свое решение, обдуманное и
взвешенное. "А дальше, — лукаво
улыбаясь, рассказывает директор
лицея Владимир Федорович Диденко, —
наша задача превратить за 2 года
этот мотив в убежденность, чтоб ни о
чем другом и не думали!"
И превращают,
да еще как! Первое же занятие
лицеистов проходит на аэродроме,
где их впервые вплотную подпускают
к настоящему самолету, дают
потрогать ракеты и пушки, забраться
в бомболюк и в кабину. Конечно, это
действует неотразимо. Какой
нормальный мальчишка сможет теперь
думать о чем-либо, кроме авиации?
Обстановка сказывается. Целыми
днями ребята общаются с офицерами
(80% педагогов — преподаватели ИВАИИ)
и курсантами. Здесь даже разговоры
на бытовые темы ведутся
по-военному.
И пока
лицеисты проникаются, им
постепенно увеличивают количество
часов по профилирующим предметам —
физике, информатике,математике.
Изучение их ведется
целенаправленно, углубленно,
серьезнее, чем в школе. Преподают
здесь высококлассные специалисты,
и естественно, что выпускники
радуют успехами. Почти все они, за
очень редким исключением,
поступают в вузы, причем
подавляющее большинство (около 70%) —
в ИВАИИ.
Об
общественной жизни директор лицея
рассказывает несколько смущенно:
— Да, мало мы
участвуем в самодеятельности.
Стихов вот не читаем и песен не
поем, в конкурсах-смотрах не
участвуем. Так ведь парни же у нас,
мужики. Разве им стихи читать надо?
Зато спортивные достижения какие!
Нас иногда даже курсанты
побаиваются, мы вполне достойная им
конкуренция.
Парни,
пришедшие сюда после 9-го класса,
попадают в настоящий крепкий
мужской коллектив со строгой
дисциплиной. И, конечно, влияет на
окончательное формирование
постоянное общение с офицерами,
людьми авторитетными. Поэтому так
хотят мамы, чтобы сын попал именно в
этот лицей — здесь воспитывают
настоящих мужчин.
Трудно
представить, но свободолюбивые и
неугомонные некогда мальчишки
совершенно спокойно воспринимают
жесткую военную дисциплину.
Сначала для них это забавная игра —
одели в форму, поставили в строй,
познакомили с уставом. А когда со
временем это перестает быть игрой,
становится привычкой. И своей
дисциплинированностью лицеисты
порой удивляют даже директора.
— Форма у
наших парней темная, — рассказывает
он. Среди курсантов они выделяются,
те их тараканами прозвали. Мне и
офицеры часто говорили, что они
разбегаются вечно, никакого
порядка. Вот я собрал их однажды,
объяснил ситуацию и предложил:
"Ребята, давайте хотя бы в
столовую будем ходить не
"тараканами, а строем". И не
успел сказать, на следующий день,
смотрю — строем идут в столовую.
Понимаете, сами! Никакого
надзирателя при них нет, они
построились и пошли. Разговаривают,
правда, в строю, что по уставу
строго запрещено. Ну да ладно, мы
ведь пока не солдат из них делаем.
А делают
образованных людей. Сначала, как со
вздохом объяснил В.Ф. Диденко,
исправляют недоработки школы —
подтягивают тех, кто послабее, а
потом, основываясь на отличной
материальной и учебной базе
(собственной и ИВАИИ), основательно
берутся за обучение. Директор лицея
абсолютно уверен — здесь
воспитывается элита будущей армии.
Элиту
всячески холят и лелеют, хоть
заботу и пытаются скрыть под
внешней суровостью. И относятся
снисходительно. В кои-то веки во
дворе авиационного института зимой
стали играть в снежки. Смахивая
снег с рукава, даже самый строгий
преподаватель вспомнит что-то
светлое и далекое и не сдержит
улыбки: дети ведь.
P.S. А
перед самым выпуском лицеистов
снова ведут на аэродром, где они уже
с видом знатоков обследуют те же
самолеты, что и в первый день. Это
так, на всякий случай, для
укрепления убежденности.