"Как отзвук милых муз в сиянии былого"
"Как
отзвук милых муз в сиянии былого"
Из 10 тысяч
выпускников школы до четырех
процентов работают музыкальными
специалистами, воспитателями — от
детских садов до консерваторий и
педагогических учебных заведений.
Той
музыкальной школы, где я сама
когда-то постигала музыкальную
грамоту, технику игры на
фортепиано, теорию и сольфеджио,
уже нет, но кажется, что витает ее
тень над пустырем, на том месте, где
много лет стояло двухэтажное
деревянное здание, наполненное
звуками. Оно казалось музыкальной
шкатулкой, спрятанной в глубине
жилого квартала. Там и скрипки
слышались, и оркестр гармошек, и
переборы баянов, и серебряные
мелодии аккордеона. Бывало,
подходишь к крыльцу — и подкатывает
к горлу волнение, замирает душа, а
навстречу наплывают вперемешку
звуки и запахи, лица и предметы,
накрепко впечатанные в детскую
память. До слез жаль, что уже не
войдешь, не прикоснешься к истертым
перилам…
Какое
счастье, что живет еще в городе одна
из моих учителей музыки, Анна
Гавриловна. Когда я семилетней
девочкой поступила в Черемховскую
музыкальную, второй год
действующую школу, молодая
выпускница училища начала
преподавать первокласникам
сольфеджио, хор, вела занятия по
фортепиано, в том числе и со мной.
…И вот,
полвека спустя, мы смотрим друг на
друга, почти ровестники, в чине
"бабушек". Маленький домик
почти на окраине Черемхова,
скромная обстановка, куст сирени за
окном, помидорная рассада в
бумажных стаканчиках — обычная
домашняя майская обстановка
городской небогатой семьи.
Музыканты больших доходов никогда
не имели. Анна Гавриловна Роман
(тогда она еще не была замужем)
казалась нам, детям черемховских
улиц с их грубыми нравами, такой
необыкновенной, красивой, как
артистка кино, мы просто были в нее
влюблены. И потом, когда она много
лет была завучем, какие бы
конфликтные ни возникали ситуации,
Анна Гавриловна сохраняла
выдержку, не повышала тона,
разговоривала с улыбкой, с
уважением. А как она пела! В нашей
школе часто бывали концерты для
детей и родителей, мы выступали в
клубах и на школьных сценах,
особенно в дни выборов. И на сцену
обязательно выходили наши
преподаватели, пели арии и романсы.
У Анны Гариловны — сопрано, у
директора Надежды Александровны —
низкий грудной голос, почти
контральто. Замечательный был дуэт.
Надежда
Александровна Тупеева, первый
директор, можно сказать,
"родительница", организатор,
ходатай за свое детище перед
городскими и партийными властями.
Вечная ей память. Для юных
музыкантов пятидесятых она была
олицетворением школы, ее традиций,
ее авторитета в городе. Высокая и
дородная, в богатых, по нашим
детским представлениям, платьях,
она неторопливо двигалась по школе.
Такой и в памяти осталась —
величественной и доброй, строгой и
щедрой, поющей в дуэтах и
устраивающей карнавалы вокруг елки
с чудесными подарками. И рядом наши
педагоги: скрипач Федор Ильич
Пачерский (после него скрипачей в
школе не было), пианисты Майя
Иоганновна Сельге и моя дорогая,
выпустившая меня Вера
Константиновна Никольская. Вечная
им память.
Из тех, кто
учился в пятидесятых, хочется
назвать несколько имен, которыми
гордится черемховская
"музыкалка". Это Наталия
Шарлова, ставшая иркутянкой,
заслуженный работник культуры.
Сколько дирижеров-хоровиков
выпустила она из стен Иркутского
музыкального училища, трудно
сосчитать, в областном хоровом
обществе у нее признание и
авторитет. Ну, а в полную силу
творческий потенциал Наталии
раскрылся, когда создала она
камерный хоровой коллектив
"Доместик", выступавший с
разнообразными классическими
программами не только в иркутских
залах и храмах, но и в дальнем
зарубежье. И, конечно, в Черемхове.
В известном
камерном ансамбле Льва Касабова и в
симфоническом оркестре
музыкального театра работает
скрипач Юрий Толстихин, ученик
Пачерского.
В далекой
Пензе нашел признание Виктор Чех,
пианист, композитор-импровизатор,
педагог, создатель джазовой школы.
Год назад его концерт в Парадном
зале Российского фонда культуры в
Москве имел большой резонанс, Юрий
Саульский высоко оценил
выступления Виктора и его учеников,
подготовивших программу в честь
столетия Гершвина. Московские
смотрины прошли "на бис", знай
наших, столица!
За всю свою
историю школа имела трех
директоров. Дольше всех "у
руля" стоит нынешний, Любовь
Александровна Маркевич, сама
выпускница этой школы, как и многие
нынешние педагоги.
Пожелаем
Черемховской ДМШ добрых и
долгожданных перемен, получения
ключей от строящейся новой
музыкальной школы и переселения с
"чердака" общежития,
арендуемого у профучилища вот уже
почти десять лет.