Красноречивое безмолвие пантомимы
Красноречивое
безмолвие пантомимы
Вот и прошли
счастливые десять дней
"Мимолета" — третьего
Всероссийского фестиваля
пантомимы. Счастливые и
трагические…
На репетиции,
прямо на сцене, умерла педагог
сценического движения
Восточно-Сибирской академии
культуры Нинель Петровна
Дугар-Жабон. Это был шестой день
фестиваля, а на седьмой ее студенты
играли спектакль "Дождь снов",
сделанный по мотивам легенд
бурятского народа, шаманских
ритуалов — жесткое представление о
воинской доблести, о мужестве, о
великой земной любви.
На церемонии
награждения первый диплом "За
честь и достоинство" от центра
пантомимы был присужден Нинель
Петровне Дуга-Жабон. Получил его
Игорь Григурко — любимый ее ученик.
А дальше Григурко, руководитель
современной пластики и пантомимы
"АзАрт" награждался дипломами
за драматургию, режиссуру. Актеры
театра, занятые в его спектаклях
"Вальсирующие" и
экспрессивном шоу "Жажда",
награждены за создание лучших
сценических образов.
"Вальсирующие"
— соединенные одним сценическим
приемом несколько рассказов Антона
Павловича Чехова, среди которых
"Дама с собачкой" и
"Душечка". Безмолвной
выразительностью пластики актеры
театра "АзАрт" сумели
проникнуть в суть чеховских
образов, их живых характеров.
Игорь
Григурко был бесспорным лидером
фестиваля. И все же в конкурсе
уступил нашему Валерию Шевченко,
который показал спектакль
"Притчи во…" (или экзерсисы
банальной философии, который
состоял из трогательных, отнюдь не
банальных миниатюр о людях,
совершающих осмысленные поступки
или безоглядно несущихся по жизни,
не умея понять и оценить ее смысл.
Шевченко сам придумал спектакль,
сам играл в нем многие сцены и
получил диплом первой степени за
драматургию, режиссуру, лучшую
мужскую роль.
Вообще
создалось впечатление, что Валерий
Шевченко умеет делать все: он
директор фестиваля, его инициатор и
организатор. Он умеет
договариваться с коллегами —
руководителями театров пантомимы
из других городов, многочисленными
спонсорами, сделал лучшим другом
фестиваля мэтра, "отца
российской пантомимы"
профессора Илью Рудберга.
Десять
вечеров на сцене музыкального
театра шел один, а то и два
спектакля.
Привлек
всеобщее внимание московский театр
Антонины Ростовской, которая,
работая по методу польского
режиссера Ежи Гротовского,
стремилась соединить в своем
спектакле драматургию
абсурдистского направления с
адекватной выразительностью
движений актеров, с
соответствующим музыкальным
сопровождением.
Другой
коллектив — театр-мистерия из
Улан-Удэ "Банальные горошины"
— попытался образ средневекового
шута вплести в сюжетные сценки
современных любовных историй,
комментируя каждую из них высоким
слогом стиха. Правда, актер-шут так
невнятно произносил текст, что было
непонятно, какова же сверхзадача
всего этого действа.
В какие-то
моменты создавалось впечатление,
что фестивалю посторонний зритель
не нужен, все его участники жили
своей "закрытой" жизнью, во
время которой проходили обсуждения
спектаклей, занятия с Ильей
Рудбергом, просмотры видеопленок с
работами выдающихся мимов XX
столетия. И зрительный зал,
наполовину состоящий из участников
фестиваля, по-своему дружески
реагировал на выступления каждого
театра. Аплодисменты и крики
"браво" раздавались в тех
местах, которые вызывали иногда
недоумение у "посторонних".
Надо
заметить, что пантомиме, как и
любому другому виду театрального
искусства, очень нужна драматургия.
Если мысль спектакля не точно
выражена, на сцене начинает
происходить простой набор
хаотических движений: хорошо, если
они красивы, эстетически выверены,
а если нет? Становится скучно…
На фестивале
мы узнали, что клоунада — тоже
пантомима. Во всяком случае, это
утверждали театры "Пластилин"
из Омска и "За двумя зайцами"
из Красноярска. Они играли
откровенные репризы, не
подтверждая их другими жанрами,
которым обучают клоунов в цирковых
учебных заведениях.
Но разве
можно осуждать актеров, которые,
может быть, не совсем удачно
показались на фестивале, за их
энтузиазм, стремление найти свое
сценическое "я" в безмолвии
пластических форм? "Победители и
побежденные" были общим
братством, собравшимся в Иркутске
не столько себя показать, сколько
других посмотреть. Они играли свои
спектакли и учились у тех, кто умеет
выразить себя в движении более
точно, профессионально грамотно.
Праздник
пантомимы состоялся. На
заключительном вечере был показан
концерт, состоящий из лучших
номеров фестиваля. Говорили
немного, в основном, члены жюри —
актеры молчали. Какие могут быть
разговоры в пантомиме?..