издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Новая специальность -- экономическая психология

  • Автор: Александр КАРНЫШЕВ, доктор психологических наук, профессор ИГЭА

Новая
специальность — экономическая
психология

В эти дни в Иркутскую
экономическую академию пришло
ожидаемое известие: совет
учебно-методического объединения
(УМО) по психологии при Московском
государственном университете им.
Ломоносова провел основательную
экспертизу и дал положительное
заключение на документы,
представленные для открытия новой
для академии специальности —
"Психология". В заключении
совета УМО определено, что
основными специализациями в рамках
специальности будут "психология
управления" и "экономическая
психология". Сразу стоит
подчеркнуть, что ИГЭА стала первым
экономическим вузом России,
которому предоставлено право такой
новации.

Когда
готовили документы в Москву,
некоторые, услышав об открытии
специальности психология в
экономическом вузе, очень
сомневались в нужности этой затеи —
ведь психологов в Иркутске
выпускают госуниверситет и
педуниверситет, некоторые другие
учебные заведения. Но такая позиция
не учитывает того, что для нужд
практики нужна максимальная
дифференциация специализаций
психологов, как это осуществляется
во многих других профессиях.
Например, ИГЭА или любой другой
экономический вуз готовит не
экономистов "вообще", а есть
конкретные сферы компетенции
конкретных выпускников: экономика
труда, экономика торговли,
экономика образования и т.д. и т.п.
Точно так же психолог, работающий в
конкретной области —
образовательные учреждения,
производственный коллектив,
исправительное учреждение,
воинская часть, больница и т.д. —
должен иметь адекватную
специфическую подготовку. Только в
этом случае он может стать
полностью компетентным
специалистом, вникнуть во все
нюансы внутреннего мира своих
клиентов и пациентов. Учитывая это,
при наличии
преподавателей-психологов, где
можно лучше готовить специалистов
по экономической психологии, как не
в экономической академии, а
психологов-управленцев — на
факультете менеджмента данной
академии.

Логику
такого подхода посчитали
актуальной и обоснованной
эксперты-психологи из МГУ. К тому же
они увидели большую работу
ректората академии в течение ряда
лет по созданию предпосылок
открытия новой специальности.
Основными из таких предпосылок
стали: во-первых, открытие
психологического центра, который
уже в течение более трех лет
осуществляет теоретическую и
практическую подготовку студентов
в академии по таким дисциплинам как
"психология управления",
"психология бизнеса",
"психология делового общения"
и т.п. В составе центра три
кандидата наук, ряд специалистов,
прошедших квалифицированную
психологическую подготовку, он
базируется в пяти учебных
помещениях, имеет современное
оборудование. Центр уже смог
завоевать авторитет и уважение
проводимыми в нем
социально-психологическими
тренингами, деловыми играми,
краткосрочными учебными
семинарами не только в Иркутской
области, но и за ее пределами. В
настоящее время наряду с
психологическим центром начато
формирование кафедры социальной и
экономической психологии.

Второй
предпосылкой стал рост числа
дисциплин, факультетов и кафедр, по
сути своей неотрывных от
психологического знания, так или
иначе использующих в своих
теоретических и прикладных
исследованиях терминологию, методы
и инструментарий психологической
науки. Прежде всего это относится к
факультету менеджмента персонала,
где при обучении специальности
"экономика и социология труда"
введены такие дисциплины, как
"эргономика", "психология
управления персоналом",
"социология труда",
"психология и физиология
труда", "демография" и др. На
других факультетах и кафедрах
преподаются предметы, которые с
пользой для дела могут быть
интегрированы в структуру учебного
процесса по подготовке
психологов-профессионалов:
"психология маркетинга",
"маркетинговые исследования",
"прикладной маркетинг",
"теория человеческого
капитала", "социология общения
и психология взаимопонимания",
"духовная культура" и т.п.
Преподавание блока
гуманитарно-социально-экономических
дисциплин (философия, социология,
культурология, история,
политология, право и др.), важных для
специалиста-психолога, на высоком
профессиональном уровне вполне
могут обеспечить кафедра философии
и социологии, кафедра
экономической теории, кафедра
истории, экономических и
политических учений, кафедра права
и т.д. Аналогичную роль в области
математики и информатики в силах
выполнить преподаватели кафедр
высшей математики, информатики и
кибернетики.

В-третьих,
эксперты-психологи Московского
университета были приятно поражены
финансовой и материальной базой
провинциального вуза. Высокое
обеспечение учебными площадями на
одного студента, наличие в академии
560 (на апрель 1999 г.) компьютеров и
самых современных технических
средств в помощь преподавателям и
студентам, обеспечение всех
желающих местами в общежитии и
другие факты сказали о том, что
студенты-психологи будут
обеспечены всем необходимым. С
удовлетворением эксперты
зафиксировали наличие в библиотеке
вуза свыше 1200 названий книг по
психологической проблематике, из
которых львиная доля может быть
использована в качестве учебных
пособий. Впечатлила и широкая
возможность академии приглашать на
условиях почасовой и полуставочной
оплаты специалистов и
профессионалов по психологии из
вузов Иркутска и других регионов.
Наконец, были подмечены
перспективы кадрового роста: с 1999
года в ИГЭА открывается
аспирантура по социальной
психологии.

Таким
образом, заключение о возможности
подготовки психологов в ИГЭА
московских экспертов вызрело на
вполне обоснованном фундаменте. Но,
несмотря на это, как уже говорилось,
немаловажен вопрос, насколько
будут востребованы на предприятиях
и в организациях
выпускники-психологи из
экономического вуза, в какой
степени они необходимы в условиях
рыночной экономики. В этой связи
москвичами была поддержана мысль,
что на сегодня весьма
незначительна психологическая
компетентность специалистов и
руководителей, особенно старшего и
среднего возраста, которые
совершенно не получали
психологической подготовки в
условиях дореформенного учебного
процесса. Из экономических вузов
выходили профессионалы, не умеющие
грамотно выявлять и учитывать
интересы и мотивацию людей, не
могущие регулировать
межличностные отношения в группах,
не всегда способные устанавливать
оптимальные контакты с разными
категориями людей, и потому
проявляющие в подходе к людям
авторитарные замашки, грубость,
предвзятость.

В зарубежных
учебно-экономических центрах
социальная психология как наука о
таланте и искусстве ладить с людьми
занимает не менее четверти
учебного процесса. Например, в
Гарвардской школе бизнеса студенты
основательно изучают такие вопросы
как поведение членов организации,
мотивация, преодоление
сопротивления к переменам,
межличностные и межгрупповые
конфликты, отношения между
начальником и подчиненным и т.д. и
т.п. Естественно, в наших условиях
ликвидировать соответственные
пробелы у руководителей и
должностных лиц могут лишь
специалисты, сведущие и в
экономике, и в психологии, когда они
советниками, консультантами,
экспертами у управленцев разных
уровней будут обучать их тонкостям
общения с "человеческим
фактором".

Или еще такой
пример из практики работы
зарубежных фирм и компаний. Первым
человеком, с которым обычно
встречается и взаимодействует
любой, нанимающийся работать на
японское предприятие, является
психолог. С помощью бесед и тестов
он выявляет трудовую мотивацию
человека, старательно изучает его
способности, чтобы потом найти
претенденту место, которое будет
ему по душе и поспособствует его
самосовершенствованию. Также
психолог изучает коммуникативные
умения и навыки человека, его
потенциальные возможности
действовать и общаться среди
многих людей, находить контакты с
ними. Выводы психолога становятся
решающим моментом при найме
человека на работу. От такого
подбора кадров в полной мере
зависит эффективность работы
предприятия, и вполне естественно
действия и усилия думающего и
толкового психолога в последствии
окупаются сторицей.

На наших
производствах в условиях рыночной
экономики психология каждого
отдельного работника меняется
постоянно, быстро и зачастую
непредсказуемо. И именно поэтому на
многих предприятиях сегодня нужен
психолог, умеющий компетентно
разобраться в особенностях
производства, в характере
экономических отношений, в сути
деловых контактов и межличностных
отношений в коллективе, и на этой
основе работать с конкретными
людьми. Разумеется, лучше всего это
может сделать психолог-управленец,
психолог-экономист.

Соглашаясь с
этими доводами, эксперты из МГУ
посчитали, что психологи со
специализацией "психология
управления" и "экономическая
психология" займут в Иркутской
области и в целом в Восточной
Сибири свою собственную нишу, и
такую их детально-профессиональную
подготовку вряд ли смогут на
адекватном уровне обеспечить
другие вузы.

Существенной
задачей психологов-экономистов в
условиях сложных и зачастую
непоследовательных рыночных
реформ будет выявление и
объяснение изменений, происходящих
в массовом сознании, динамики
отношений людей к частной и иной
собственности. Перипетии житейской
экономической психологии в быстро
меняющемся мире подчас весьма
неадекватно объясняются
управленцами, политиками,
средствами массовой информации. К
примеру, нам неоднократно
приходилось слышать суждение, что у
идеи о частной собственности на
землю в России "асфальтовое
происхождение", т.е. она больше
присуща жителям городов и мало
поддерживается селянами. Когда же
мы провели
социально-психологическое
исследование по данному вопросу,
опросив свыше 2,5 тысячи
респондентов из разных населенных
пунктов, выяснилось, что горожане в
силу своей слабой причастности к
проблемам земельных отношений
более осторожны и консервативны в
высказывании мнений "за"
частную собственность на землю, чем
жители деревень, особенно с
небольшим числом жителей.
По-видимому, именно там более всего
вызревает сознание о необходимых
предпосылках подлинно хозяйского
отношения к земле. Анализ динамики
таких отношений селян может иметь
стратегическое значение. То же
можно сказать и о других сферах.

Здесь сразу
надо отметить тот факт, что
экономическая психология в России
— это сравнительно новая область
знания, что основные подходы в ней
только намечаются и
нарабатываются. Причем эта
наработка идет в двух направлениях.
С одной стороны,
профессионалы-экономисты все
больше ощущают необходимость
интеграции своих подходов с
психологическими концепциями. Это
касается прежде всего
психологических аспектов
отношения к деньгам, психологии
доходов и сбережений, психологии
экономической политики в макро- и
микроэкономике, государственных
доходов и расходов, психологии
рынка и потребления,
экономического поведения в
различных сферах труда и занятости.
С другой стороны, психологи,
изучающие экономические отношения
на разных уровнях, поняли, что без
более детального изучения
экономической науки, опоры на ее
прикладные аспекты вряд ли
возможно совершенствование
использования психологических
резервов в таких областях, как
менеджмент, маркетинг, реклама,
деловые контакты и т.п. Так что в
этом плане целенаправленная
подготовка психологов-экономистов
будет способствовать сближению и
интеграции теории и практики этих
двух важнейших областей знания.

В академии в
основном намечены главные формы
подготовки и переподготовки
специалистов в области психологии
управления и экономической
психологии.

Во-первых,
это набор абитуриентов на
пятигодичный срок обучения по
специализации "психология
управления", который будет
осуществлен уже в этом году. Правда,
количество принятых на
специальность "психология"
факультета "менеджмент
персонала" на бюджетной основе
будет небольшим — всего 15 человек,
но контингент студентов может быть
расширен за счет коммерческого
набора. Абитуриентам, по-видимому,
придется сдавать два экзамена:
математика (тест) и русский язык
(тест). Для эффективного
собеседования с кандидатами в
студенты намечается провести
личностное тестирование.

Во-вторых, на
коммерческой основе может быть
осуществлен прием специалистов
(управленцев, экономистов,
финансистов и т.п.), имеющих одно
высшее образование и желающих
получить углубленную подготовку по
психологии управления и
соответственно второй диплом о
высшем образовании в течение 2,5 — 3
лет. Какой будет форма подготовки
таких специалистов — очной, заочной
или той и другой, скорее всего будет
зависеть от наличия желающих.

В дальнейшем
будут проработаны и другие формы
подготовки психологов-управленцев
и психологов-экономистов. В
частности, не исключается
параллельное овладение студентами
некоторых факультетов академии
специализацией "психология
управления". Таким образом,
способные, думающие, работающие
студенты за 5-6 лет смогут получить
два образования. Но это — дело
будущего.

В заключение
хотелось бы пригласить всех, кто
интересуется и психологией и
экономикой, кто видит в синтезе
этих сфер науки и практики свое
предназначение, свою перспективу,
свою возможность
самосовершенствоваться в течение
всей жизни, подавать заявления в
экономическую академию.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры