издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Нам нужен Пушкин, нужен, как Россия

Нам
нужен Пушкин, нужен, как Россия

Исчислить
содержание всего творчества
Пушкина так же трудно, как трудно
"измерить океан глубокий,
сочесть пески, лучи планет".
Сложность и могущество Пушкина
заключается в том, что он был
человеком сообщительным,
океанической культуры. Эту
особенность его поэзии отметил в
свое время Андрей Платонов: "В
чем же тайна произведений Пушкина?
В том, что за его сочинениями — как
будто ясными по форме и предельно
глубокими, исчерпывающими по
смыслу — остается нечто еще
большее, что пока еще не сказано. Мы
видим море, но за ним предчувствуем
океан".

Поэтому так
удивительны развязки его
произведений. "У Пушкина, —
продолжает Платонов, — окончания
произведений похожи на морские
горизонты: достигнув их, опять
видишь перед собою бесконечное
пространство, ограниченное лишь
мнимой чертою".

Пушкин был
больше чем поэт. Его творчество
неисчерпаемо по своему
историческому, философскому,
политическому и народному
содержанию. "На Руси он, как
Россия, — всеобъемлющ и велик", —
сказал о нем один из его
современников. Вот почему разговор
о Пушкине — это всегда разговор о
множестве миров, а также о единстве
творческой мысли поэта, "о
свободе и законе в космическом
мироздании, человеческом мире и
творчестве". В этом отношении
известное "крылатое слово"
пушкинистики — "наш Пушкин" —
представляется вполне
справедливым, потому что Пушкин
всегда в большей степени
принадлежал (и принадлежит)
будущему, чем истории, хотя именно в
историческом освещении он
становится нашим современником.

Пушкин
дебютировал как лирический поэт и
оставался лирическим поэтом всю
жизнь. Но уже в 1820 году была
написана эпическая поэма "Руслан
и Людмила". Еще продолжались
споры об этой поэме, когда в 1823 году
он уже начал роман в стихах
"Евгений Онегин". В 1825 году был
окончен "Борис Годунов", а в 1830
году созданы "Повести
Белкина"…

Читатели
"не поспевали" за Пушкиным. И
критика часто терялась перед этими
великими художественными
завоеваниями поэта, который рос
"не по дням, а по часам".

Пушкин
противопоставлял "свет
идеалов" — "тьме низких
истин". Это была внутренняя
закономерность не только
творчества Пушкина, но и русского
реализма в целом, всей русской
классической литературы, от ее
древних истоков. Творчество
Пушкина было, по определению
Веселовского, "исканием
человечности в царстве силы". В
этом и состоит сущность
взаимоотношений поэта с его
"жестоким веком". Пушкин был
человеком, честно и серьезно
работавшим над вопросами личного и
общественного блага. Это дает тон
его творчеству.

Эпоха
Пушкина была сложной. С воцарением
Николая I на первом плане
общественной жизни оказались
гордые "проторианцы",
победители мятежных декабристов.
Пушкин не был ни декабристом, ни
проторианцем. Он был великим
поэтом, хранившим в своей душе все
скорби и надежды, все победы и
поражения своего времени и самую
связь времени. Его произведения
являются своеобразной
энциклопедией духовной жизни
целого века.

Блок назвал
имя Пушкина "веселым".
Странное, но точное и глубокое
определение. Есть у Пушкина жест
победителя, жест покорителя стихий.
"Пушкин так легко и весело умел
нести свое творческое бремя, —
пишет Блок, — несмотря на то, что
роль поэта — не легкая и не веселая;
она трагическая. Пушкин вел свою
роль широким, уверенным и вольным
движением".

Значение
Пушкина состоит прежде всего в том,
что благодаря его трудам
"литература стала серьезным,
ответственным делом",
"убежищем и органом мыслящих
людей", как пишет об этом историк
В.О. Ключевский.

Размышляя о
роли Пушкина в нашей жизни, А.Т.
Твардовский как бы между прочим
отметил едва ли не самую важную
особенность нашего восприятия его
творчества: "Если Пушкин
приходит к нам с детства, то мы
по-настоящему приходим к нему лишь
с годами…"

Творчество
Пушкина отличается необычайной
сложностью. Но он сам никогда не
стремился к сложности; напротив,
его идеалом была простота,
внушаемая любовью и духовной
свободой: "Любовь и тайная
свобода внушали сердцу гимн
простой".

О памятнике
Пушкину, установленном в Москве в
1880 году, замечательно сказал И.С.
Тургенев: "Будем надеяться, что
всякий наш потомок, с любовью
остановившийся перед изваянием
Пушкина и понимающий значение этой
любви, тем самым докажет, что он,
подобно Пушкину, стал более русским
и более образованным, более
свободным человеком!"

В памятнике
Пушкину есть высокая нравственная
сила. В этом нет никакого сомнения.
Но когда Пушкин говорил: "Я
памятник себе воздвиг
нерукотворный", он имел в виду не
изваяние — "медный лик", а
память, которая живет в слове, в
языке народа, в поэзии.

Будем
помнить об этом сегодня, когда ему
исполняется 200 лет; будем помнить и
тогда, когда пройдут еще века и
века…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры