издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Праздник троицы

Праздник
троицы

Елизавета
ПЕТРОВА, главный хранитель АЭМ
"Тальцы"

Стало доброй
традицией в
архитектурно-этнографическом
музее "Тальцы" проводить
массовые народные праздники
масленица и троица.

Православные
праздники, так любимые народом
раньше, утраченные и чуть было не
потерянные совсем в "доброе
советское время", сейчас
возвращают себе прежние позиции.
Они веками впитывали в себя самые
жизнеспособные и важные традиции:
из поколения в поколение в
праздники вкладывалось то, что было
отобрано из опыта тяжелейшего
земного труда, который требовал
отдыха, но отдыха, наполненного
своим смыслом и включающего
моление о благе для человека,
умилостивление и развлечение сил,
от которых зависела его судьба. Эти
православные светлые праздники
полны красивых обрядов, обычаев с
их направленностью на столь
дефицитные в наше время терпимость
и доброту.

Троица, или
пятидесятница (отмечается на
пятидесятый день после пасхи),
является двунадесятым праздником.
Это день памяти о сошествии Святого
Духа на 12 учеников Христа —
апостолов. "Святой Дух (мир
непрестанно возрождающегося),
снизошедший на землю в этот день, —
одна из трех ипостасей (лиц) тому
"изреченному и непостижимому",
что зовется Богом. Другие ипостаси
— Бог Отец (создатель мира) и Бог Сын
(мир искупившего)". Это и есть
Святая Троица. Смысл триединства
сложен. Над ним, пытаясь перевести
его на понятный людям язык
словесных символов, билось не одно
поколение теологов и философов.
Существует предание о святом
Августине, который, размышляя о
тайне Святой Троицы на берегу моря,
увидел мальчика, который раковиной
черпал воду и выливал ее в песок.
Это был ангел, возвещавший, что
скорее ему удастся вычерпать воду
из моря, чем блаженному Августину
постичь божественное триединство.
Тем не менее теолог сделал такую
попытку, сопоставив смысл трех
ипостасей, объединенных в одно
божество и не мыслимых одно без
другого, с земными понятиями,
заключенными в словах: огонь — свет
— тепло; солнце — луч — свет; любовь
— любить — любящий. Доступность
понимания триединства остается для
каждого человека его собственной
проблемой.

Троица
является самым крупным летним
празднеством, связанным с культом
растительности. В день Святой
Троицы принято было украшать храмы
молодой зеленью. По иконостасу
спускались зеленые гирлянды,
создавая изумительный эффект игры
золотого и зеленого цветов, пол
устилался ветками. Прихожане во
время службы стояли с цветами и
венками в руках. Цветы у первых
христиан были символом даров
Святого Духа, венки — эмблемой
бессмертия, союза мертвых и живых.
Существует множество трактовок
понимания истоков этого обычая. Вот
одна из них — очень красивая и
лиричная по звучанию.

Троица и
понедельник Святого Духа бывают в
мае-июне, когда сама природа
проявляет свои созидательные силы.
В мифологических представлениях
славян юная природа — невеста в эти
дни встречается с Семиком, юношей
веселым и ласковым, судя по
лубочным картинкам, друга
Масленицы. Семиком назывался
славянский праздник, происходивший
в четверг седьмой недели, в честь
окончания весенне-полевых работ.
Его ритуалы связаны с верой в
растительных духов и их
умилостивлением. В эти дни всяк
по-своему чествовал "Лесную
деву", ожившую с весной. И
поскольку троицкая неделя совпала
с Семиком, то три последние ее дня, а
также день самой троицы и духов
день (следующий за Троицей
понедельник) еще именуются
зелеными святками, то есть святыми
днями.

Травы, цветы
и деревья присутствуют и в
христианских, и в языческих
праздничных традициях, но особо в
дни зеленых святок чествовали
лиственные деревья, их расставляли
по дворам и улицам так, что деревни
в эти дни были похожи на сады.
Особое место занимала береза. За
три дня до троицы Семик девушки
тайком, чтобы не увидели парни, шли
в лес. Там они выбирали березку и
"завивали" ее, то есть украшали
венками, сделанными из скрученных
березовых ветвей, или сгибали ветви
до земли, приплетая их к траве.
Каждая девушка, делая для себя
венок, задумывала какое-нибудь
желание. После завивания венков
устраивалась ритуальная трапеза,
обязательной едой были яйца —
традиционный для всей
весенне-летней обрядовости символ
плодородия.

Вокруг
березки водили хороводы,
устраивали игры, пели песни. Еще
одним семиковым обычаем было
кумление: девушки, разделившись на
пары, целовались через венок под
пение коротких песен, в которых
клялись в долгой и верной дружбе.
При этом обменивались бусами,
кольцами и крестиками.

Через три
дня, на троицу, ходили
"развивать" березку, каждая
девушка осматривала свой венок, и
если он не завял и не распался, то
задуманное должно было
исполниться. Затем опять водили у
березы хороводы, играли, пели. В
конце праздника срубали дерево,
несли его к реке или к озеру и
бросали в воду, заклиная дождь. В
других местах березку бросали в
поле или обносили ее вокруг поля,
для того чтобы не погубило засухой
или градом посевы.

Травы и
цветы, которыми украшали дома,
сохраняли потом как лечебные.
Ленты, перевязи от веток хранили
всю жизнь.

30 мая в
13 часов
архитектурно-этнографический
музей "Тальцы" приглашает всех
желающих на праздник троицы. В
программе — торжественное
богослужение, обрядовые гуляния,
концерт творческих коллективов
славянских культурных центров,
выступление театра народной драмы,
народные игры. Работают киоски,
сувенирные лавки.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры