Хроника пикирующего бюджета
Хроника
пикирующего бюджета
Евгений БОГАЧЕВ,
"Восточно-Сибирская правда"
В феврале
депутаты Законодательного
собрания единодушно проголосовали
за 30-процентный дефицит областного
бюджета. Повесив в воздухе почти
треть расходов, они не смогли
поступиться принципами. Зимой им
казалось, что бюджет урезан
настолько, что дальше придется
пластать только "по живому".
Время
показало, насколько они были не
правы. На майской сессии депутаты
внесли поправки в бюджет, уменьшив
доходную часть на 219,5 млн. рублей.
При этом увеличив дефицит еще на
два процента.
Уже в марте
было ясно, что резать "по
живому" депутатам все-таки
придется. С апреля произошло
перераспределение четырех
основных налогов в пользу
федеральной казны. Иркутская
область потеряла более одного
миллиарда. Часть потерь удалось
компенсировать за счет
"перевыполнения бюджета", как
сказал начальник финуправления
Анатолий Козлов, в первом квартале.
Это позволило администрации
области досрочно погасить банкам
долги по кредитам, рассчитаться по
ОДО и агрооблигациям. Другую часть
потерь должна восполнить инфляция.
А все остальное тяжким бременем
ложится на бюджет.
Бурю
депутатских эмоций вызвало
сокращение таких защищенных
статей, как подготовка к зиме,
производство лекарственных
препаратов и изделий медицинского
назначения предприятиями
Иркутской области, выплата детских
пособий. Резко взялись критиковать
депутаты-бюджетники апрельское
постановление губернатора об
упорядочении оплаты труда
бюджетной сферы, которое по сути
ликвидировало так называемые
"ножиковские" надбавки. По
словам депутата Гайдара Гайдарова,
вместо 50% фонд оплаты бюджетного
труда увеличился лишь на 22%, часть
работников просвещения и медицины
получила не прибавку, а уменьшение
и без того скромной зарплаты.
Три часа
вместо отведенных тридцати минут
обсуждали депутаты поправки в
бюджет. Обсуждали так возбужденно и
в зале, и во время перекура, что
многие приглашенные на сессию
стали гадать: примут или не примут.
Приняли. Свою лепту внесли
работники администрации, заверив
народных избранников, что все их
замечания в дальнейшем будут
учтены. Подсобили председатель
комитета по социально-культурному
законодательству Валерий Соколов и
депутат, мэр Иркутска Владимир
Якубовский. Первый заверил коллег,
что нынешний бюджет — плод
коллективного труда, а потому не
надо напрасно создавать
напряжение, следует брать ношу по
плечу и исходить из реалий жизни.
Второй был более лаконичен:
нарастающие долги придется гасить
доходами уже 2000 года. Депутаты, мол,
знали, на что шли, принимая бюджет-99.
О чем же горевать теперь?
Бюджет
осенью ждет еще одна корректировка.
Может быть, к концу года он выйдет
из пике? Депутаты надеются.
Администрация тоже.
Не часто на
сессиях законопроекты,
подготовленные для третьего,
окончательного, чтения,
заворачиваются на доработку. На
майской сессии подобное произошло
с законом "О
недропользовании". Не сошлись во
мнении два парламентских комитета:
о природопользовании и по
собственности — приватизации.
Председатель второго Юрий Фалейчик
внес две существенные поправки. Обе
требуют согласования условий
конкурсов по недропользованию с
Законодательным собранием. Его
поддержали вице-спикер по правовым
вопросам Сергей Шишкин,
председатель контрольной комиссии
Леонид Крестьянинов, а затем и
большинство депутатов. На сторону
председателя комитета по
природному законодательству
Владимира Путято встали
представители областной
администрации Людмила Берлина и
Геннадий Низамов. По их мнению,
жесткий контроль со стороны
законодателей не всегда оправдан,
администрация готова нести
ответственность перед депутатами
за все свои поступки. Свои
замечания, правда, по другим
статьям законопроекта внесла
областная прокуратура. Поэтому
спикер Законодательного собрания
Иван Зелент был вынужден перенести
принятие документа на июльскую
сессию. Слишком серьезный вопрос —
недропользование, лучше еще раз
отмерить…
Не прошел
даже первое чтение еще один важный
законопроект — "Об отзыве
выборных лиц местного
самоуправления". Депутаты
потребовали от разработчиков
прописать более четко основания
отзыва мэров, глав администраций и
местных депутатов. Формулировка
"совершение действий или
бездействия, влекущих утрату
доверия населения", им
показалась очень размытой.
Месяц назад,
на апрельской сессии депутаты
предложили губернатору Борису
Говорину временно закрыть пункты
приема лома цветных металлов. Не
дождавшись решения, народные
избранники вновь повторили свое
желание в повестке уже майской
сессии. При обсуждении вопроса
жаркой дискуссии не вышло. Накануне
разбирательства, вернее — в день
начала сессии, губернатор подписал
постановление, которое депутатам
зачитал его заместитель по
правовым вопросам Евгений Мальцев.
С 1 июня деятельность всех пунктов
приема лома на территории области
временно приостанавливается. До
принятия российским
правительством положения о
лицензировании всей деятельности,
связанной с ломом цветных и черных
металлов.