Все тот же "Чудак", знакомый и любимый...
Все тот
же "Чудак", знакомый и
любимый…
Лина ИОФФЕ, зав.
литературной частью ТЮЗа
В канун
своего 45-летия ангарский театр
"Чудак" приехал в Иркутск,
чтобы показать в Доме актера два
новых спектакля.
На этот раз в
показе чувствовалась тенденция —
оба спектакля на современную тему.
Ох уж эта современная тема! Недавно
мне удалось благодаря талантливому
иркутскому театралу Виталию
Сергеевичу Нарожному просмотреть
репертуарные афиши московских и
петербургских театров. И что же?
Островский, снова Островский,
Чехов, Фонвизин, Шекспир, Мольер,
Ануй… Из сегодняшних российских —
А. Галин, Г. Горин, еще два-три имени
— на десятки названий классики.
"Чудак"
тоже вышел на нас с пьесой А. Галина,
но в столичных репертуарах я ее не
обнаружила. Леонид Владимирович
Беспрозванный, художественный
руководитель знаменитого
ангарского театра и режиссер
спектаклей, предупредил, правда, с
улыбкой: "Кроме хороших пьес,
должны быть пьесы новые".
Пьеса
"Сирена и Виктория" —
действительно новая, да и неплохая.
И хотя наполнена больше приметами
"быта, а не бытия", коллизии ее
цепляют наш уставший от жизни нерв.
Открытием
для меня стала яркая, я бы сказала,
самоотверженная игра, пластичность
и интонационная точность Натальи
Андриенко в роли Сирены. Живой,
прямо скажем, непростой характер
лепится ею смело и красиво.
Обаятельна
Наталья Васильева. Ее ну совершенно
положительная героиня неожиданно
покоряет непритворной женской
слабостью-силой, замешанной на
тонком чувстве юмора, позволяющем
актрисе ни в каком моменте не
оказаться на котурнах.
Сергей
Метелкин, как всегда, органичен,
умело и легко сцепляет он маленький
ансамбль спектакля,
представленного Леонидом
Беспрозванным.
Второй
спектакль поставлен по пьесе
совсем неизвестного широкому
зрителю автора из Новосибирска —
Екатерины Нарши. История жизни двух
молодых людей, загубленной, по сути
дела, стараниями любящих родителей,
безусловно, из самых лучших
побуждений, — стара как мир и хорошо
знакома. Думаю, что работа над этим
драматургическим материалом
далась театру гораздо труднее, чем
в первом случае. Привлекли здесь,
очевидно, ясно ощутимый
сегодняшний день и необычная
ситуация, лично мною не встречаемая
в нашей драматургии: актеры,
исполняющие роли любящих Манечки и
Ванечки — Любовь Мельянкова и
Сергей Дмитриев, — одновременно
играют свою трогательную,
незабываемую детскую влюбленность,
постигшую их в шестилетнем
возрасте (пьеса называется "Двое
поменьше").
Актеры
справляются с этой трудной задачей,
несмотря на несколько мешающие
восприятию длинноты и
психологические повторы. В ряду
мешающего — и излишняя
назидательность в финале, и его
музыкальное обеспечение. Здесь
невольно вспоминается одно из
любимых изречений Леонида
Владимировича, выданное миру в свое
время французским комедиографом:
"То, что вымарано, не будет
освистано".
И все-таки
перед нами тот же знакомый и
любимый "Чудак" с неизменными
своими поисками.
Эксперименты,
опыты, находки… Известно, если не
искать, так и не найдешь. Об этом
свидетельствуют все 45 лет жизни
"Чудака". По театральным
меркам — срок долгий. По ощущению,
которое театр выплескивает в зал, —
не менее долгий путь впереди.