Снова время гудит: БАМ!
Снова
время гудит: БАМ!
Евгений БОГАЧЕВ,
"Восточно-Сибирская правда"
Юбилей
магистрали Государственная Дума
обещает ознаменовать федеральным
законом
Сергей
Бабурин, вице-спикер Госдумы и один
из тяжеловесов-толкачей закона,
настроен оптимистично: у документа
неплохие шансы быть принятым до
декабрьских выборов в российский
парламент. Только надо поспешить.
— Мы считаем,
что, несмотря на экономические
трудности, и даже в связи с ними
необходимо закладывать основы
новой политики на востоке страны. И
действовать надо немедленно, чтобы
не потерять задел эпохи Советского
Союза. Иначе потом придется
говорить о третьей попытке
создания БАМ…
Депутаты
вслед за учеными говорят, что
Россия должна выходить из тупика,
используя потенциал предыдущих
десятилетий. Одна из площадок для
экономического подъема — БАМ. Но
для начала эту площадку в полтора
миллиона квадратных километров и
длиной от Усть-Кута до Ванино (свыше
4 тысяч километров) надо вывести из
состояния хронической депрессии.
Нужна государственная поддержка.
Если не деньгами, которых нет, то
хотя бы законом об особом правовом
режиме в зоне БАМ.
С западной
окраины страны БАМ считают
востоком. Для нас он еще и север. Как
и вся Россия, которая с распадом
СССР по праву может называть себя
северной территорией.
Но нам,
живущим в Сибири, еще холоднее на ее
просторах. И обживать их, а не
просто выкачивать недра, стоит
немалых денег. И трудов. И забот.
Постановления
правительства "О первоочередных
мерах по стимулированию
экономического развития зоны
БАМ" от 16 июня 1997 года и
"Вопросы хозяйственного
освоения зоны БАМ" от 19 января 1999
года малоэффективны. Разработанная
в 1996 году федеральная целевая
программа комплексного
социально-экономического развития
Дальнего Востока и Забайкалья до 2005
года с бамовской подпрограммой не
работает. Поэтому так настойчиво
власти шести бамовских регионов
требуют принятия специального
закона.
Депутаты
Госдумы спешат. В апреле проект
закона "Об особой экономической
зоне в районе Байкало-Амурской
железнодорожной магистрали"
прошел первое чтение в Госдуме и
парламентские слушания в Иркутске.
Но в обоих случаях, в целом
одобренный, вызвал серьезные
замечания.
В Госдуме
главным оппонентом разработчиков
документа выступило правительство,
в Иркутске — областная
администрация.
Что
такое "зона БАМ"?
Некоторую
сумятицу внесло нечетко
прописанное понятие "зона
БАМ". В статье, небольшой по
объему, разработчики умудрились
так накуролесить, что потом им
пришлось долго объяснять, что они
на самом деле хотели сказать.
Вначале эта зона обозначена как
территориальное пространство,
состоящее из отдельно
расположенных и ограниченных
участков территории Российской
Федерации. Казалось бы, понятно,
речь идет о возможности создания
нескольких отдельно расположенных,
локальных зон. Но далее прописано,
что "зона БАМ" создается в
пределах территории, ограниченной
четырехсоткилометровым коридором
вдоль магистрали, за исключением
военных объектов. Если добавить к
сказанному полномочия
администрации зоны, кстати,
совершенно нового органа,
придуманного разработчиками
закона, то мало не покажется. Отсюда
и пошло гулять по свету
предположение, что из БАМа задумали
сделать 90-й субъект Российской
Федерации…
При первом
чтении представитель
правительства вообще предлагал не
рассматривать законопроект до
принятия концептуального
Федерального закона "О свободных
экономических зонах", который
установит общие принципы создания
и действия таких зон. Слишком много
нашли эксперты от правительства в
бамовском документе противоречий с
Конституцией, налоговым и
таможенным законодательствами
страны.
Перед вторым
чтением, и об этом говорится в
рекомендациях парламентских
слушаний, в законопроекте
предстоит четко сформулировать
основополагающее понятие "зона
БАМ", уточнить порядок
формирования и полномочия органов
управления этой зоной (зонами).
Чтобы всем стало понятно, что
название закона подразумевает
создание на БАМе не сплошной
экономической свободной зоны, для
которой понадобилось бы
"чертить" таможенные границы
"поперек Российской
Федерации", а несколько
локальных территорий.
Потребуется
внести дополнительные ограничения
для предоставления льгот
регистрируемым юридическим лицам.
Будет уточнен предлагаемый порядок
землепользования и использования
природных ресурсов. Потребуется
особый контроль за импортом и
экспортом товаров в пределах
особой зоны БАМ. Будут согласован
порядок предоставления и объем
льгот при уплате таможенных пошлин
и сборов, по налогам на прибыль и
НДС.
Депутаты
должны законодательно обеспечить
режимы валютного и экспортного
контроля.
Особое
мнение иркутян
Администрация
Иркутской области предложила
переименовать законопроект и
назвать его "О государственной
поддержке
социально-экономического развития
зоны Байкало-Амурской
магистрали".
Каждая смена
руководства страны, сказал
вице-губернатор, председатель
комитета по экономике Юрий
Березутский, сопровождается
ревизией, пересмотром
кардинального роста
экономического потенциала страны и
Сибири в частности. По его словам,
сегодняшняя концепция развития
севера Сибири далеко не нова. Во
второй половине 50-х годов уже
предпринимались попытки
освободиться от бремени
обязательств по развитию здесь
производительных сил. А
закончилось тем, что пришлось
возвращаться на Север с большими
материальными и социальными
издержками.
Потому-то
областная администрация считает
предметом регулирования
бамовского законопроекта
определение мер государственной
поддержки, создание ее правовых,
организационных и финансовых
основ.
Предложено
расширить территориальные рамки
действия закона до 35 районов и
городов, в том числе до 12 районов и 5
городов в Иркутской области.
С
подозрением местные власти
отнеслись к предложению
разработчиков создать
администрацию зоны БАМ для так
называемого оперативного
управления всей деятельностью в
этой зоне.
В
рекомендациях иркутян об этой
администрации не говорится ни
слова. Зато предложен новый орган —
государственная корпорация по
развитию зоны БАМ как открытое
акционерное общество с контрольным
пакетом государственного капитала.
Органы
госвласти субъектов Федерации и
местные самоуправления, по мнению
иркутян, должны сохранить свои
полномочия в полном объеме. А для
координации их деятельности
создать координационный совет зоны
БАМ. Также говорится о
необходимости разработки
программы развития зоны БАМ как
федеральной целевой программы,
которая включила бы в себя
конкретные инвестиционные проекты,
а также проекты социальной
направленности. Речь идет о
комплексном развитии бамовской
зоны, а не только о разработке
сырьевых ресурсов.
Областная
администрация предложила свой
порядок предоставления льгот по
налогам, валютному регулированию и
контролю.
"Не
нравится наш, пишите свой
закон…"
С
нескрываемым раздражением
встретили Сергей Бабурин и
председатель Комитета Госдумы по
промышленности, строительству,
транспорту и энергетике Владимир
Гусев альтернативный проект
рекомендаций, подготовленный
администрацией Иркутской области и
согласованный с представителями
других бамовских регионов.
— Хорошо, что
законопроект принят Госдумой в
первом чтении до парламентских
слушаний в Иркутске, — не скрывал
Бабурин. — С концепцией и названием
уже определились. Теперь заменять
один законопроект на другой —
абсолютно неверный подход. Если
следовать этим путем, то бамовцы
увидят свой закон в 2050 году…
Государственная
поддержка БАМ в нынешних
экономических условиях, считают
депутаты, возможна только в виде
законодательного оформления.
Инвестиции пойдут из
негосударственных источников. Но
чтобы они пошли, необходимо
бамовскую зону сделать
привлекательной…
После
обсуждения законопроекта на
пленарном заседании и за
"круглыми столами" участники
парламентских слушаний решили
принять за основу проект
рекомендаций, подготовленный
Комитетом Госдумы по
промышленности. Обещано при
доработке законопроекта учесть
рекомендации администрации
Иркутской области, а также
замечания и предложения других
субъектов Федерации.
В течение мая
всем заинтересованным сторонам
предстоит провести согласительную
работу. Представители регионов
будут включены в рабочую группу по
доработке законопроекта и
приглашены на заключительное
обсуждение поправок перед вторым
чтением.
БАМу
нужен инвестор…
— Никто не
скажет, что сделали плохо, построив
в конце 19 века Транссиб. В конце
нынешнего столетия построен БАМ.
Думаю, что к концу следующего
появится еще одна северная дорога.
Это движение вперед, — скажет
начальник Восточно-Сибирской
железной дороги Геннадий Комаров,
представлявший на слушаниях
Министерство путей сообщения.
— Допустили
ошибку, что при строительстве БАМ
не подвели железнодорожные ветки к
природным богатствам. Теперь
железные дороги при всей своей
бедности собирают деньги и
начинают их строить. Вот почему
срочно нужен закон… Инвестор на
БАМ нужен…
Министерству
путей сообщения, исполнительным
органам бамовских регионов,
акционерному обществу
"БАМинвест" за время до
принятия закона предстоит ускорить
подготовку инвестиционных
предложений по первоочередным
объектам и внести на рассмотрение
правительства.
Осталось, как
говорится, принять закон и найти
инвесторов.
— БАМ
задыхается без внимания, — говорил
на слушаниях представитель
Амурской области, заместитель
председателя комитета по экономике
Виталий Севостьянов. — Наша область
еще два года назад выступила
инициатором принятия подобного
закона. Мы поддержем любые его
варианты, лишь бы работал…
Но
"любые" варианты могут
работать и во вред
общегосударственным, региональным
и муниципальным интересам,
противоречить существующему
законодательству.
Найти
"золотую середину" пытались в
Иркутске участники парламентских
слушаний. Насколько это удалось —
узнаем в ближайшее время.