Корни и крона
Корни и
крона
Светлана
БАРАНОВА, научный сотрудник
областного художественного музея
О
выставочных залах Иркутского
художественного музея завершила
работу юбилейная выставка
произведений нашего земляка —
одного из ведущих художников
России Анатолия Ивановича
Алексеева.
В работах
мастера четко прослеживается
стремление показать судьбу России
в ее переломных моментах истории,
судьбу ее людей. Он обладает особой
внутренней цельностью, воспитанный
нашей действительностью, имеет дар
мыслить социально и умение
выразить свои мысли в красках.
Талант художника получил высокую
оценку государства.
А. Алексеев —
народный художник России,
действительный член Российской
академии художеств. За участие в VIII
региональной выставке
"Сибирь" (г. Красноярск, 1998 г.),
посвященной 150-летию со дня
рождения В.И. Сурикова, награжден
серебряной медалью Академии
художеств России. Более 25 лет
Алексеев являлся председателем
выставочного комитета
"Сибирь", секретарем правления
Союза художников РСФСР,
представляя интересы художников
Сибири, зная их проблемы изнутри.
Жизнь Сибири
художник знал с детства, родился он
на Алтае, в семье военных. Отец был
пограничником, а дед — участник
первой мировой войны, кавалер двух
Георгиевских крестов. Детские и
отроческие годы совпали с годами
Великой Отечественной войны. Вся
духовная атмосфера того времени
сформировала мировоззрение
будущего художника. После войны А.
Алексеев поступает в Иркутское
художественное училище. Его
учителями стали А. Крылов, С.
Скопцов, К. Грюнберг (1946—1950). Затем
едет в Харьков, где продолжил
образование в художественном
институте. В эти годы у Анатолия
Алексеева четко проявился интерес
к историческому прошлому нашей
страны. Его дипломная работа
называлась "Расстрел И.
Бабушкина" и защищена на
"отлично". Вскоре Алексеев
вернулся в Иркутск в качестве
преподавателя художественного
училища. Совмещая
преподавательскую деятельность с
активной творческой работой, уже в
1960 году он становится участником
выставки "Советская Россия" в
Москве, где было представлено
созданное в творческом содружестве
с А. Крыловым и Г. Богдановым
огромное полотно — триптих
"Сибирь социалистическая" (1959
г.). Картина, посвященная строителям
Братской ГЭС, несла в себе
оптимистический настрой. Затем
появляется картина "Семья"
(1961г.), более сложная по своему
содержанию. Это размышление о
судьбах людей, их чувствах,
непростых отношениях между собой.
Картина была показана на
всесоюзной выставке в Москве, а
вскоре побывала в составе
передвижной выставки в разных
городах Советского Союза.
Увлеченность
историей привела художника к
созданию картины "1914 год"
("Объявление войны", 1964 г.). В
ней, как и в "Семье", нет
сложного действия. В разгаре
деревенская страда, и вдруг —
внезапная весть: "Война!".
Почти весь холст заняла фигура
крестьянина. Она настолько
приближена к зрителю, что ощущаешь
себя рядом с героем картины.
Полотно решено в монументальном
стиле: лаконичные средства, крупный
план, сдержанность цветового
решения. Позднее такой
художественный язык назовут
"суровым стилем". Сквозь
"суровый стиль" здесь ясно
проступает трагизм происходящего —
ведь солдат, бывший крестьянин,
может вообще не вернуться с войны
или вернуться калекой. И хотя речь
идет о прошлом, во всем строе
произведения ощущается тревога
современного человека за судьбы
людей, за мирное настоящее. За
отдаленным фактом художник увидел
главные проблемы времени, частному
сумел придать большое общественное
звучание.
Теме мира
посвящены и другие полотна
художника — "Солдаты
стройбата", "Дежурный
погранзаставы". Совершенно иначе
решена композиция-триптих
"Каждый год 9 Мая в парке
культуры" (1979 г.). Тема войны
потребовала от художника других
выразительных средств живописи —
языка символа и метафоры. Герои
произведения — ветеран Великой
Отечественной войны и сын, ищущий
однополчан погибшего отца, —
представляют разные поколения, но
их объединила память сердца.
Недаром центральная часть триптиха
и называется "Память сердца",
где изображены весенние деревца,
сплошь покрытые прикрепленными к
ним записками с именами пропавших
без вести, с просьбой помочь найти,
отозваться. Эти деревца —
олицетворение людской памяти,
полной надежды, веры и любви, это
память непреходящей боли и утраты.
Для художника триптих "Каждый
год 9 Мая в парке культуры"
является одним из самых важных его
созданий.
Работа над
многофигурными композициями с
героями, часто имеющими портретное
сходство, привела художника к
увлечению портретом. В его
творчестве — несколько десятков
портретов. В одном из них —
"Портрет Я. Савина" (1968 г.) —
изображен человек непростой
судьбы, много повидавший на своем
веку, но сумевший сохранить
душевную доброту, не
ожесточившийся. Поэтому портрет Я.
Савина, почетного гражданина
Иркутска, отмечен некоторой
парадностью, приподнятостью.
Художник словно вознаграждает
своего героя таким приемом за
мужество и стойкость. Есть в ряду
многих портретов Алексеева и
другие, более лирические. Такова
его "Гостья" (1959 г.), написанная
легко, свободно, на одном дыхании.
Ее характер передан чисто
живописными средствами. Интересен
и другой портрет, сделанный в
графике "Дарголкина бабушка"
(Дарголка — это маленькая бурятская
девочка). Он хорошо передает
внутреннее состояние старой
женщины, запоминается надолго,
являясь лучшим графическим
произведением мастера. Невозможно
в небольшой статье рассказать обо
всех важнейших работах художника.
На его юбилейной выставке было
представлено более 90 произведений.
Среди них довольно много этюдов с
натуры, пейзажей и натюрмортов.
Весь этот материал дали художнику
его поездки по Сибири, в Монголию,
деревенские впечатления. В
небольших по размеру пейзажах и
натюрмортах с редиской, земляникой,
шиповником, цветами и овощами
присутствует искренняя радость
художника от встречи с бесконечно
меняющимся миром природы, ее
красотой и неизменным величием.
Анатолий
Алексеев из тех мастеров, кто умеет
выразить пульс нашей жизни,
показать зримо наше время. Оно
отразилось и в названных выше
картинах, запечатлелось навсегда и
в таких его полотнах, как
"Клятва" (1969 г.),
"Строители-скалолазы
Саяно-Шушенской ГЭС" (1974 г.), в
диптихе "Отец" и "Мать" (1985
г.), в "Портрете Валентина
Распутина" (1981 г.), в
"Автопортрете" (1993г.) и других
работах художника. И, несмотря на
повальное увлечение многих
современных художников различными
авангардными направлениями,
Анатолий Иванович не изменил себе.
Он остался верен традициям
русского реалистического
искусства, поскольку именно в нем
видит самое здоровое, сильное
начало, тот самый фундамент, на
котором и держится великий дом
отечественного искусства.