издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Кризис -- не катастрофа!

Кризис
— не катастрофа!

Олег НОВИКОВ,
политолог, доктор экономических
наук

Течение
нынешнего кризиса лишний раз
доказало, что экономика не имеет
право быть служанкой политики —
хотя бы потому, что в этом случае
плохо придется и экономике, и
политике. Когда в хозяйственную
жизнь страны вмешиваются
дилетанты, это не доводит до добра.
Любая экономическая программа,
выработанная и осуществляемая хотя
бы на минимально профессиональном
уровне, должна учитывать сложные
взаимосвязи между основными
макроэкономическими механизмами.

Кризис — это
не катастрофа! Но это грозный
сигнал о необходимости принятия
неотложных мер.

Какие же это
меры?

Сегодня
очень много говорят и пишут о
государственном регулировании,
однако почти никогда не
расшифровывают, что под этим
понимается. И это вызывает вполне
обоснованные опасения. Ведь
коммунисты тоже регулировали
экономику и за семьдесят лет
дорегулировались до пустых полок,
очередей и глубокого
технологического отставания от
мирового уровня.

Между тем
опыт передовых стран показывает,
что они достигли высоких
стандартов жизни населения во
многом за счет регулирования рынка
со стороны государства. Но это
регулирование не имеет ничего
общего с административно-командной
системой пресловутого
"реального социализма". Оно
предусматривает строго
ограниченные и вполне конкретные
акции. Это стимулирование
конкуренции, поддержание рыночного
равновесия, привлечение к жесткой
ответственности тех, кто,
злоупотребляя доминирующим
положением на товарном рынке,
получает необоснованные доходы в
ущерб интересам потребителя. Рынок
эффективно действует при двух
обязательных условиях. Прежде
всего, это право частной
собственности, в том числе и на
землю. А второе условие — свобода
контракта, которая не может
существовать в условиях монополий
и требует обязательной конкуренции
товаропроизводителей, наличия
многих поставщиков каждого товара
или услуги и строгого запрещения
ценовых сговоров между ними.

Рынок должен
укреплять экономическую мощь
государства, чтобы оно имело
возможность путем различного
налогообложения перераспределять
получаемые доходы и решать
социальные проблемы. В российской
практике, к сожалению, получилось
иначе. Богатые весьма успешно
уклоняются от уплаты налогов, число
чиновников неуправляемо растет,
народ все энергичней возмущается
несправедливостью.

Однозначно
необходимый процесс приватизации
прошел с большими искажениями.
Сначала было обещано национальное
богатство разделить на 150 млн.
равных долей. Но Государственная
Дума под давлением влиятельных
"красных директоров" и
представителей госноменклатуры
приняла законы о приватизации,
позволяющие этим деятелям
бесконечно долго оставаться у
привычной кормушки. Сперва
руководителям напрямую дали самые
жирные куски, потом предоставили
возможность полностью
контролировать собственность,
якобы переданную трудовым
коллективам. Разумеется, все это
делалось под предлогом защиты
интересов рабочего класса и
трудового крестьянства. Аргументы
были стандартны: мол, иначе кто
попало скупит собственность по
бросовой цене. И примеры
приводились: целый завод продают за
те же деньги, что и магазин в центре
города.

И аргументы,
и примеры были одинаково лживы.
Любой специалист знает, что
балансовая стоимость объекта может
кричаще не совпадать с рыночной.
Ведь завод, производящий
устаревшую продукцию, будет лет
пять, а то и десять приносить одни
убытки, не исключено, что он вообще
никогда не встанет на ноги. Так не
выгодней ли деньги, которые за него
просят, просто положить в банк под
15% годовых? А магазин через три дня
после покупки начнет приносить
стабильную прибыль! Известны
случаи, когда фабрику или банк
продавали за 1 доллар, ибо вместе с
предприятием "покупали" не
только все его долги, но и
обязательство создать новые
рабочие места.

Подобных
ситуаций не учитывают те, кто до сих
пор кричит о разбазаривании в ходе
приватизации казенной
собственности. Да, нередко
случалось и такое. Но бывало и
иначе: новому собственнику
буквально связывали руки
ограничениями, не дававшими
возможность решить основную задачу
— сделать убыточное предприятие
прибыльным.

Как же нам
выходить из кризиса? Методы
известны и проверены во многих
странах.

Правительство
обязано жить по средствам, не
создавая финансовых пирамид и не
влезая все глубже в долги.

Надо
повышать конкурентоспособность
российских предприятий. Для этого
необходимо обуздать аппетиты
естественных и искусственно
созданных монополий, развивать
конкуренцию и поддерживать
частного собственника.

Кредитные
ресурсы нужно привлекать под
существующие громадные активы
России — производственные фонды,
недра, землю и т.п.

Следует
полностью отказаться от
налогообложения импортируемого
технологического оборудования, а
также иностранных инвестиций в
любой форме, направляемых в
реальный сектор экономики.

Уменьшить
коррупцию в госаппарате возможно
лишь одним путем — заменив
разрешительно-распределительные
функции чиновников едиными для
всех правилами.

Обеспечить
развитие конкурентной среды, не
допускать территориального
деления рынков и ценовых сговоров.

Ограничить
сферы директивного регулирования
цен лишь товарами и услугами
естественных монополий
(электроэнергетика, природный газ,
трубопроводный транспорт, телефон,
железные дороги, водоснабжение,
канализация и т.п.).

И наконец,
надо внести в российское
законодательство нормы,
позволяющие жестко блокировать
решения региональных властей,
нарушающие Конституцию РФ, ведь они
ведут не только к политической
нестабильности, но и к распаду
единого экономического
пространства страны.

Хочу
повторить: кризис — не катастрофа!
Но нужно сделать все от нас
зависящее, чтобы он не привел к
катастрофе.

Олег Новиков
— известный политолог, доктор
экономических наук. Президент
"Межрегиональной Ассоциации
деловых партнеров". Главная
задача Ассоциации — подъем
отечественной экономики на пути
развития конкурентного рынка.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры